- воспитательная функция – утверждает в сознании граждан мир и согласие, добро и справедливость.
Госслужба - это профессиональная сфера деятельности госслужащих как особой социальной группы общества. Она является важным социальным институтом и обладает рядом свойств, позволяющих ей быть стержнем обеспечения полномочий госорганов.
Принципы ГС Они изложены в ст. 5 ФЗ от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы РФ». Госслужба основана на принципах:
1. Верховенства Конституции РФ и ФЗ над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении госслужащими должностных обязанностей и обеспечении их права. Этот принцип является всеобщий и не имеет каких либо исключений. Это ранг конституционного принципа ч.2 ст.4 Конституции РФ.
2. Приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности госслужащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Человек, его права и свободы, их непосредственное действие признается Конституцией РФ (ст. 2,12)
3. Единства системы госвласти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ. Этот принцип непосредственно вытекает из федеративного устройства страны, которое основывается на государственной целостности, единстве системы госвласти.
4. Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти.
5. Равного доступа граждан к госслужбе в соответствии с о способностями и профессиональной подготовкой. Из этого вытекает, что при поступлении и прохождении ГС запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
6. Обязательности для ГС решений, принятых вышестоящими органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ.
7. Единства основных требований, предъявляемых к ГС. Эти требования едины для всех госслужащих независимо от уровня власти, в том числе квалификационные разряды и т. д.
8. Профессионализма и компетентности госслужащих. Этот принцип обязывает госслужащих владеть процедурой деятельности органы государственной власти, знать свои права и обязанности.
9. Гласности в осуществлении госслужбы. Впервые закон обязывает госслужащих предоставлять информацию. То есть каждый имеет право ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
10. ответственности госслужащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
11. внепартийности ГС; отделения религиозных объединений от государства. Закон объявляет «политику вне госслужбы», не допускает создания партийных организаций в органы государственной власти, защищает госслужащих от влияния и контроля со стороны политических партий.
12. Стабильности кадров госслужащих в государственных органах. Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения является необходимым в интересах аппарата и самого госслужащего.
Функции ГС как социальной организации; социальной коммуникации; социальной информации; контроля; регулирования; воспитательная;
Функции ГС как социального института:
1. производство государственных социальных услуг: образование, воспитание, правовая защита, безопасность;
2. реализация прав интересов и свобод граждан;
3. эффективное решение социальных задач государства;
4. регулирование и разрешение социальных конфликтов;
5. регулирование социального статуса госслужащих.
*Вопрос 41. Основные направления становления и реформирования государственной службы в России.
Направления реформирования ГС:
- усиление системности госслужбы (далее - ГС);
- усиление законности и правопорядка, борьба с коррупцией;
- укрепление вертикали власти, создание управленческих команд, повышение эффективности через усиление контроля за функционирование ГС.
преодоление бюрократизма в ГС;
- использование адаптированного зарубежного опыта и опыта предшествующих лет в повышении эффективности госслужбы.
Отправной точкой реформирования ГС – принятие Конституции 1993 года. Можно условно разделить на три этапа:
1. Этап с 1993 г. по 1995 г. создание предпосылок и принятие ФЗ о ГС.
2. Этап с 1995 г. реализация ФЗ, обрастание его соответствующими правовыми актами, федеральными законами, Указами Президента РФ, законами субъектов Федерации по вопросам ГС. Создание правового механизма реализации базового ФЗ.
3. Подготовка к принятию Кодекса ГС.
Одновременно идет работа по внесении изменений и дополнений в ФЗ в такие главы как, квалификационные требования, правовой статус госслужащих.
Как показала практика реализации ФЗ от 31 июля 1995 года, он не решил ряда современных задач, стоящих перед Российским государством. В нем не нашли отражение такие важнейшие проблемы, как регулирование взаимосвязи между федеральной ГС и ГС субъектов Федерации. Это противоречит одной из основ конституционного строя России – государственной целостности и единства системы государственной власти.
Кроме того, в ФЗ не получили достаточной проработки вопросы ответственности госслужащих.
Предусмотренный Законом федеральный орган по вопросам ГС в форме Совета по вопросам ГС при Президенте РФ не работает.
Противоречивое положение усугубляется также тем, что сохранено регулирование отношений ГС трудовым законодательством.
Основная проблема – нет концепции реформы ГС, нет органа по ее осуществлению.
*Вопрос 42. Современная государственная кадровая политика: сущность, принципы, приоритетные направления развития.
Факторы сложной кадровой ситуации: форсированный рост численности госслужащих, отсутствие системы подбора кадров на ГС, слабая профессиональная подготовка, дефицит компетентности значительной части госслужащих, старение и феминизация кадров ГС, коррупция на госслужбе.
Под государственной кадровой политикой понимается общий курс и последовательная деятельность государства по формированию требований к госслужащих, по их подбору, подготовке и рациональному использованию с учетом состояния и перспектив развития госаппарата, прогнозов о количественных и качественных потребностях в кадрах госслужащих.
Суть ГКП состоит в привлечении, закреплении и адекватном использовании на ГС высококвалифицированных специалистов.
Главная цель ГКП – формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном, квалификационном и деловом отношении позволял бы обеспечивать эффективное функционирование и развитие госаппарата.
В ходе реализации ГКП государство должно создать реальные возможности равного доступа граждан к госслужбе, проявления каждым госслужащим своих способностей, реализацию своих интересов и личных планов.
Принципы ГКП:
- принцип законности;
- принцип опоры на все слои общества и равного доступа граждан на ГС;
- принцип соблюдения ограничений в условиях найма на ГС. В ФЗ отмечены три момента относящихся к личности претендента на государственную должность: возраст (18-60 лет), гражданство и состояние здоровья;
- принцип уважения конституционных прав граждан, конфиденциальности вопросов их частной жизни;
- принцип стабильности кадров.
Решающим критерием становится личность и ее достоинства, а важнейшим принципом - принцип подбора кадров по профессиональным, деловым и морально-этическим качествам.
В законе «Об основах государственной службы в РФ» подчеркивается, что замещение государственной должности на государственной службе осуществляется в соответствие с квалификационными требованиями, с учетом уровня профессионального образования, стажа и опыта работы, знания Конституции РФ, федеральных законов, нормативно-правовых актов субъектов РФ. Поэтому в последнее время уделяется пристальное внимание образованию государственных служащих.
Здесь можно применить закон Вудро-Вильсона. Его суть - при уходе после выборов 1-го лица, меняется вся его команда. Отсюда - первые 6 мес. после выборов работа в органе ГС затихает.
Приоритетные направления развития ГКП:
1. сдерживание роста абсолютной численности госслужащих, приведение в соответствие с избранной моделью государственного управления;
2. обеспечение стабильности кадрового состава в сочетании с его целенаправленным обновлением;
3. нормализация показателей структуры кадров ГС по возрастному, и половому признаку (привлечение молодежи и повышение удельного веса женщин на руководящих должностях;
4. обеспечение объективной и комплексной оценки профессиональных качеств госслужащих;
5. обеспечение однородности кадрового состава по уровню профессиональной подготовки;
6. обеспечение условий продвижения на госслужбе, формирование кадрового резерва на выдвижение, проведение стажировок, ротация кадров.
*Вопрос 43. Кадровое планирование: задачи, методы, технологии.
Планирование персонала решает задачи обеспечения организации рабочей силой необходимого количества и качества для выполнения стоящих перед ней задач.
Содержание планирования персонала:
· планирование потребности в персонале;
· планирование привлечения персонала;
· планирование высвобождения или сокращения персонала;
· планирование мотивации и стимулирования;
· планирование адаптации;
· планирование обучения;
· планирование карьерного развития;
· планирование расходов на персонал.
Этапы планирования:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26