По мере развития альтернативных возможностей
осуществления функций государственной службы, по мере приватизации и
разгосударствления постепенно разрушается монополия государственных учреждений
на предоставление определенных услуг населению. Особенно ярко это видно на
примере муниципальных служб, когда все большее число муниципальных услуг
переходит с государственной на частную основу; это относится и к эксплуатации
жилого фонда, и к уборке мусора, и к строительству дорог, и к оказанию услуг
связи.
Традиционная бюрократическая система управления
начинает постепенно замещаться новой, в которой присутствуют элементы
рыночных механизмов. В связи с этим человек уже не рассматривается как помеха
в деятельности государственной службы, а все в большей мере начинает
восприниматься как клиент и потребитель услуг. Государственная служба, особенно
на муниципальном уровне, постепенно превращается в сферу специфических услуг.
Ключевой характеристикой успешного менеджмента в
государственной службе становится инновативность. В практику работы
государственных учреждений проникает технология создания команд — гибких
временных творческих групп, ориентированных на создание нового или
совершенствование старого "продукта". Создание инновационного
потенциала в рамках государственного учреждения становится залогом его
успешной деятельности. Для создания инновационного потенциала необходимо на
каждом уровне управления стимулировать эксперименты, новые начинания,
творческое заимствование продуктивных идей, так называемые "быстрые
старты", ориентировать инновационную стратегию скорее на развитие
"шаг за шагом", чем на глобальный технологический прорыв.
Новая модель управления в государственной службе
предусматривает постоянное обучение и повышение квалификации, тщательный отбор
персонала, предоставление гарантий занятости. Адаптивность организации
достигается с помощью относительной стабильности коллектива, обладающего
общими ценностями и общим видением. В процессе становления новой модели
управления изменяется и роль персонала. Инвестиции в человеческий
капитал приобретают такую же важность, как и инвестиции в основные
фонды. Обязательным становится непрерывное обучение персонала, прежде всего
технике решения проблем.
*Вопрос 40. Государственная
служба как социальный институт: сущность, принципы и функции государственной
службы.
Как социальный институт госслужба - исторически сложившаяся, устойчивая
форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе
государства. Своими истоками госслужба уходит в социальную природу.
Выступая элементом общественной структуры ГС имеет ряд
особенностей присущих ей как социальному институту.
Во-первых, она представляет только свойственную ей
сферу профессиональной деятельности со всем своим содержанием, формами и
методами.
Во-вторых, ГС как связующее звено между государством м
гражданином, призвана защищать права и интересы граждан.
В-третьих, ГС это своеобразная форма отражения
общественных связей и отношений, показатель степени гуманности.
В-четвертых, ГС имеет социальную ориентацию,
направленную на приближение конституционного идеала правового, демократического
государства.
Социальная природа, смысл и назначение ГС
предопределяют соответствующие функции:
-
функция социальной
организации (как образец организации);
-
ф-я социальной
коммуникации – через каналы ГС изучается общественное мнение, отношение граждан
к различным государственным правовым актам;
-
ф-я социальной информации
– аппарат носитель информации;
-
ф-я контроля –
управленческий контроль за деятельностью органов госаппарата;
-
ф-я регулирования – от
имени государства ГС регулирует отношения в сфере труда, собственности, жилья;