Рефераты. Совместная работа логопеда и воспитателя по устранению фонетико-фонематического нарушения речи в условиях детского сада

| |«Животные жарких стран», «Животный мир морей и океанов. Рыбы», |

| |«День защитников Отечества», «Профессии наших пап». |

|Связная |Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы. |

|речь |Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии |

| |картин с использованием коллективно составленного плана. |

| |3. Учить правильно строить и использовать в речи |

| |сложноподчинённые предложения. |

|Мелкая |Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев). |

|моторика|Работа по развитию конструктивного праксиса. |

| |Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме II |

| |периода). |

| |Работа с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа по |

| |клеткам в тетради. |

| |Составление букв из элементов. |

| |Печатание букв, слов и предложений в тетрадях. |

III период обучения

(март, апрель, май)

коррекционно-логопедическая работа

|Общие |Продолжить работу над речевым дыханием. |

|речевые |Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. |

|навыки | |

|Звукопро|Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и |

|изношени|отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). |

|е |Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. |

|Слоговая|Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со |

|структур|стечением согласных. |

|а слова |Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных|

| |слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, |

| |квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т. |

| |п.). |

|Языковой|Знакомство со звуками: [й], [Ц], [Ч], [Щ], [Ф], [jу]. Знакомство с|

|анализ |буквами: й, Ь, Ъ, Щ, Ф, Ц, Ч, Ю. |

|и синтез|Обучать звуковому анализу слов из 3 – 6 звуков без наглядной |

| |основы, подбору слов по моделям. |

| |Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений. |

| |Обучать навыку по слогового, слитного чтения слов, предложений, |

| |коротких текстов. |

| |Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных|

| |на письме. |

| |а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, |

| |коньки); |

| |б) с помощью гласных: И, Я, Е, Ё, Ю. |

| |6. Упражнять в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении |

| |изографов. |

|Граммати|Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), |

|ческий |закрепить правильное употребление предлогов. |

|строй |Отработать правильное употребление в речи различных типов |

|речи |сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. |

| |Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый – быстро), |

| |формы степени сравнения прилагательных (быстрее – самый быстрый). |

| |Обучать подбору родственных слов, синонимов, составлению |

| |предложений с данными словами. |

| |Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и |

| |суффиксов, путём сложения (пароход, самолёт, кашевар). |

|Лексика |«Весна. Мамин праздник», «Профессии наших мам», «Квартира. Дом. |

| |Мебель», «Посуда. Продукты питания». |

| |«Улица, город. Транспорт», «Весна. Перелётные птицы», «Лес. |

| |Деревья», «Животные и насекомые весной». |

| |«Наша Родина. День Победы», «Школа. Школьные принадлежности», |

| |«Весенние с/х работы», «Лето. Цветы». |

|Связная |Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, |

|речь |описательного рассказа, рассказа по сюжетной картине, по серии |

| |сюжетных картин, из опыта. |

| |Составление различных типов сложноподчинённых предложений с |

| |союзами и союзными словами. |

| |Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих |

| |рассказов. |

| |Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой |

| |деятельности. |

| |Развивать умение отбирать для творческих рассказов интересные и |

| |существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, |

| |включая в повествование описания природы, окружающей |

| |действительности. |

|Мелкая |Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев). |

|моторика|Работа по развитию конструктивного праксиса. |

| |Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме III |

| |периода). |

| |Составление букв из элементов. |

| |Печатание букв, слов и предложений в тетрадях. |

2.2.3. Методика организации логопедической работы

в экспериментальных группах

Преодоление ФФНР достигается целенаправленной логопедической работой по

коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система

обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и

подготовку к полноценному овладению грамотой (см. приложение №4).

Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и

представлений об окружающем, развитие словаря, звукового анализа и синтеза,

речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном

возрастном этапе.

Коррекционная работа с детьми-логопатами направлена на преодоление у

них речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных,

подгрупповых и фронтальных занятий.

На индивидуальных занятиях работа велась по развитию артикуляционной

моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции

нарушенных функций с учётом возможностей каждого ребёнка. Артикуляционные

упражнения связаны с определённой темой, например «Птицы», «Звери», и

игрой. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод,

так как одновременно ведётся работа над просодией и мимикой. Дети

перевоплощаются в инопланетян, героев сказок, зверят и т.д., и, таким

образом, развивается воображение, творческая фантазия, отрабатывается

интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями

объединялись. С ними проводилась работа по автоматизации звуков, расширению

словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-

грамматических форм языка включались задания на формирование

психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на

развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры

на внимание. Все задания объединялись одной лексической темой или сюжетом

сказки, рассказа, который порой по ходу действия (занятия) сочиняли дети.

Система фронтальных занятий по коррекции произношения отличается от

учебно-дисциплинарной модели. В основе лежат комплексность и игровые

приёмы. Комплексным подходом с использованием игровых приёмов занимались

О.С.Ушакова, Ф.А.Сохина, А.И.Максимова, Г.А.Тумакова, А.И.Максаков,

Г.А.Каше. Игровые приёмы предлагалось использовать при устранении заикания

(Г.А.Волкова, И.Г.Выгодская, Е.А.Пеллингер), при воспитании звуковой

культуры у детей в детских садах (М.Г.Генинг, Н.А.Герман, А.И.Максаков,

Г.А.Тумакова, Г.С.Швайко).

Основополагающими документами, используемыми в данной работе, являются:

- Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в

подготовительной к школе группе). – М., Просвещение, 1978.

- Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-

фонематическим недоразвитием. Филичёва Т.Б.,Чиркина Г.В. – М.,1993

- Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-

фонематическим недоразвитием речи (7-й год жизни).- М., Просвещение,

1986.

- Перспективное планирование работы логопеда в подготовительной группе

дошкольного образовательного учреждения (ФФНР, ОНР). Сост.

Н.В.Серебрякова.

- Перспективное планирование работы логопедической работы в

подготовительной к школе группе детей дошкольного возраста с ОНР.

Сост. Н.В.Нищева.

- Перспективный тематический план занятий по совершенствованию навыков

звукового анализа и обучению грамоте. Сост. Т.А.Ткаченко.

- Календарный план коррекционной работы в подготовительной группе для

детей с ФФНР. Сост. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.