Рефераты. Совместная работа логопеда и воспитателя по устранению фонетико-фонематического нарушения речи в условиях детского сада

фонематических нарушениях развитию фонематического слуха.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР

нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением

согласных: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть», вместо

велосипед – «сипед».

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического

восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая

дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя

речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании

прилагательных и числительных с существительными).

Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в

большинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речи

выявляются разнообразные ошибки.

1.2.3. Основные направления коррекции

фонетико - фонематического недоразвития у детей

дошкольного возраста

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию

звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к

обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова).

Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком на

данном возрастном этапе определённым кругом знаний об окружающем и

соответствующим объёмом словаря. Логопед и воспитатель, осуществляя

коррекционное обучение совместно, должны учитывать закономерности процесса

овладения звуковой стороной речи в норме.

В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

I раздел работы – артикуляторный (подготовительный) предполагает

уточнение артикуляторной основы сохранных и лёгких в артикуляции звуков:

[а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`],

[х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`] в целях

развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в

речевом потоке детьми произносятся неотчётливо, с вялой артикуляцией,

смешиваются между собой ([к]-[х], [в]-[б] т. д.) или являются заместителями

отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса

фонемообразования.

Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и

подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся

логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках, правильно

произносимых всеми детьми группы. Затем логопед в определённой

последовательности включает во фронтальные занятия поставленные к этому

времени исправленные звуки.

II раздел работы – дифференцировачный,в котором выделяются 2 этапа.

На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук

сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими

звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных

звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего зависит внятность

речи и анализ звукослогового состава слова.

После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи

звуков дифференциации.

III раздел работы – формирование звукового анализа и синтеза состоит в

следующем:

1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово,

предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий,

твёрдый и мягкий звуки.

2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в

слове и о количестве звуков в слове.

3. На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных

звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа –

выделение первого гласного звука из начала слова.

4. Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору

– схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог;

формирование умения делать слоговой анализ слова.

5. Анализ и синтез обратного слога типа [ап].

6. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего

согласного в слове типа суп.

7. Выделение начальных согласных в словах типа сок.

8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа

сом.

9. Анализ и синтез прямого слога типа [са].

10. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков

типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются

и слоги, и звуки.

11. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в

составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым

слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не

расходится с написанием.

12. Преобразование слов путём замены отдельных звуков: сок – сук.

13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

14. Полный слого-звукобуквенный анализ слов.

Педагогический процесс, реализуемый в группе для детей с фонетико-

фонематическим недоразвитием, содержит два вида преемственной взаимосвязи в

работе логопеда и воспитателя: преемственность в развитии речи (исправление

дефектов произношения, устранение лексико-грамматических пробелов, обучение

грамоте) и в развитии внеречевых психических процессов.

1.2.4. Логопедическая работа в группе для детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Основными задачами коррекционного обучения в подготовительной группе

для детей с ФФНР в детском саду являются:

1) формирование звукопроизношения;

2) развитие фонематического восприятия;

3) подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме,

предусмотренной программой для первого класса массовой школы.

Курс коррекционного обучения рассчитан на десять месяцев (сентябрь-

июнь). В его основе лежит развитие познавательной деятельности в связи с

активным наблюдением. У детей развивается внимание к языку, способность к

обобщениям в сфере языковых фактов. В общем виде решение поставленных задач

сводится к следующему. В первую очередь, с помощью специальных приёмов

логопед исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию.

Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного

контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех

этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть

с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении

звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия

происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава

речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь,

способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким

образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают

решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить

детей к усвоению грамоты.

В целях подготовки детей к обучению грамоте проводятся также следующие

упражнения: различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и

согласных; выделение любых звуков из состава слова; членение слова на

слоги, а слогов на звуки; объединение звуков в слоги, а слоги в слова;

определение последовательности звуков в слова; членение предложений на

слова.

Речевой материал для занятий подбирается с учётом перечисленных задач,

то есть в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же

звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового

состава слов, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.

Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую

задержку лексико-грамматического развития, в системе коррекционного

обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и

уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи.

Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям

слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные звуки в

стадии закрепления.

К концу обучения дети должны правильно произносить и различать все

фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и

синтеза слов разной слоговой структуры, уметь читать и писать слова,

предложения и небольшие тексты.

1.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с

фонетико-фонематическим недоразвитием речи

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР

у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической

группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:

1) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического

восприятия;

2) совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при

устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение

артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного

аппарата;

3) закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом

звуков;

4) закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом

лексического материала на занятиях по развитию речи, других

занятиях, в режимных моментах;

5) закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

6) формирование диалогической и монологической форм связной речи;

7) закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

8) закрепление навыка чтения;

9) подготовка детей к письму, формирование графических навыков;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.