Рефераты. Совместная работа логопеда и воспитателя по устранению фонетико-фонематического нарушения речи в условиях детского сада

10) развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя

устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в

целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при

этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы

системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию

содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям,

предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия.

Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как

системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в

определённой последовательности.

При устранении фонетико-фонематического недоразвития это относится

преимущественно к овладению детьми правильным произношением и развитием у

них фонематического восприятия. Учитывая последовательность овладениями

этими сторонами речи на логопедических занятиях, воспитатель подбирает для

своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже

усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы

работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают

наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с

нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых

особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и

тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на

логопедических занятиях. В такой интерпретации принцип подхода требует от

воспитателя:

- глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого

ребёнка и уровне его актуального речевого развития;

- использование этих знаний в своей работе.

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в

логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих,

воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.

Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях

логопеда, делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он

включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.

Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо

успевает по отдельным видам занятий, то логопед может по согласованию с

воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое занятие.

Точно так же логопед старается брать детей с прогулки без ущерба для

здоровья ребёнка на 15 – 20 минут для индивидуальной работы.

Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей сеткой

занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи. Желательно

планировать фронтальные занятия по развитию речи и познавательному развитию

во второй половине дня.

Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в

играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу,

значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики

речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их

жизнедеятельности.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности

и речевого общения детей:

организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне

занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в

содержание высказываний;

создавать ситуацию общения;

формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;

организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;

привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и

месту звуков в слове;

проводить работу по развитию слухового и речевого внимания,

слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;

привлекать внимание к интонационной стороне речи.

1.2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию

фонематического слуха и фонематического восприятия

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить

следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале

одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития

слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь

окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью

окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале

осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и

упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые

звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса,

вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже

– учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков

элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в

слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры;

выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

1.2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и

формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по

продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.

Рассмотрим основные отличия:

|Логопед исправляет нарушения речи |Воспитатель под руководством |

| |логопеда активно участвует в |

| |коррекционной работе |

Подготовительный этап

|Логопед в зависимости от характера |Воспитатель по заданию логопеда в |

|нарушения звука вырабатывает и |игровой форме закрепляет у детей |

|тренирует движения органов |движения и положения органов |

|артикуляционного аппарата, которые |артикуляционного аппарата. |

|были неправильными или совсем | |

|отсутствовали. | |

Этап появления звука

|Логопед ставит звуки, вырабатывая |Воспитатель закрепляет произнесение |

|артикуляцию нужного звука, при этом |поставленного логопедом звука, |

|используются специальные приёмы и |фиксируя внимание ребёнка на его |

|отработанные на предыдущем этапе |звучание и артикуляции, используя |

|движения органов артикуляционного |картинки – символы и звукоподражания.|

|аппарата. | |

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

|Логопед автоматизирует звук, |Воспитатель по заданию логопеда с |

|последовательно вводя его в речь: |отдельными детьми закрепляет |

|слог, слово, предложение, потешки, |поставленный логопедом звук, подбирая|

|рассказы. |соответствующий программный материал.|

Условия, необходимые для формирования у дошкольников с ФФНР правильного

звукопроизношения:

1) для первоначальной постановки звука отбирается ряд звуков,

принадлежащих к разным фонетическим группам;

2) при этом целесообразно использовать все анализаторы. Опора на

кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;

3) отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно

и распределена во времени;

4) закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех

близких звуков;

материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким

образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка

звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению

словаря, выработке грамматически правильной связной речи.

1.2.8. Закрепление у детей речевых навыков

на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах

Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во

время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с

15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час.

Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед

записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь

заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные

тетради тех детей, с которыми он занимался утром.

Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с

ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми.

Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А

если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого

ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если

у ребёнка трудности с мелкой моторикой – ему следует предложить собрать

мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.