10) развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя
устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в
целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при
этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы
системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию
содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям,
предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия.
Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как
системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в
определённой последовательности.
При устранении фонетико-фонематического недоразвития это относится
преимущественно к овладению детьми правильным произношением и развитием у
них фонематического восприятия. Учитывая последовательность овладениями
этими сторонами речи на логопедических занятиях, воспитатель подбирает для
своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже
усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.
В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы
работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают
наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с
нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.
Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых
особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и
тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на
логопедических занятиях. В такой интерпретации принцип подхода требует от
воспитателя:
- глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого
ребёнка и уровне его актуального речевого развития;
- использование этих знаний в своей работе.
Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в
логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих,
воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.
Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях
логопеда, делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он
включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.
Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо
успевает по отдельным видам занятий, то логопед может по согласованию с
воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое занятие.
Точно так же логопед старается брать детей с прогулки без ущерба для
здоровья ребёнка на 15 – 20 минут для индивидуальной работы.
Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей сеткой
занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи. Желательно
планировать фронтальные занятия по развитию речи и познавательному развитию
во второй половине дня.
Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в
играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу,
значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики
речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их
жизнедеятельности.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности
и речевого общения детей:
организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне
занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в
содержание высказываний;
создавать ситуацию общения;
формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и
месту звуков в слове;
проводить работу по развитию слухового и речевого внимания,
слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;
привлекать внимание к интонационной стороне речи.
1.2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию
фонематического слуха и фонематического восприятия
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить
следующие этапы:
I этап – узнавание неречевых звуков;
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале
одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития
слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь
окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью
окружающих и контролировать своё произношение.
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале
осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и
упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые
звуки.
Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса,
вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.
Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже
– учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков
элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в
слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры;
выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
1.2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением
Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и
формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по
продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.
Рассмотрим основные отличия:
|Логопед исправляет нарушения речи |Воспитатель под руководством |
| |логопеда активно участвует в |
| |коррекционной работе |
Подготовительный этап
|Логопед в зависимости от характера |Воспитатель по заданию логопеда в |
|нарушения звука вырабатывает и |игровой форме закрепляет у детей |
|тренирует движения органов |движения и положения органов |
|артикуляционного аппарата, которые |артикуляционного аппарата. |
|были неправильными или совсем | |
|отсутствовали. | |
Этап появления звука
|Логопед ставит звуки, вырабатывая |Воспитатель закрепляет произнесение |
|артикуляцию нужного звука, при этом |поставленного логопедом звука, |
|используются специальные приёмы и |фиксируя внимание ребёнка на его |
|отработанные на предыдущем этапе |звучание и артикуляции, используя |
|движения органов артикуляционного |картинки – символы и звукоподражания.|
|аппарата. | |
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)
|Логопед автоматизирует звук, |Воспитатель по заданию логопеда с |
|последовательно вводя его в речь: |отдельными детьми закрепляет |
|слог, слово, предложение, потешки, |поставленный логопедом звук, подбирая|
|рассказы. |соответствующий программный материал.|
Условия, необходимые для формирования у дошкольников с ФФНР правильного
звукопроизношения:
1) для первоначальной постановки звука отбирается ряд звуков,
принадлежащих к разным фонетическим группам;
2) при этом целесообразно использовать все анализаторы. Опора на
кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;
3) отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно
и распределена во времени;
4) закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех
близких звуков;
материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким
образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка
звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению
словаря, выработке грамматически правильной связной речи.
1.2.8. Закрепление у детей речевых навыков
на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах
Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во
время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с
15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час.
Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед
записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь
заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные
тетради тех детей, с которыми он занимался утром.
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с
ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми.
Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А
если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого
ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если
у ребёнка трудности с мелкой моторикой – ему следует предложить собрать
мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью –
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15