Рефераты. Совместная работа логопеда и воспитателя по устранению фонетико-фонематического нарушения речи в условиях детского сада

мышления (2). В контрольной группе показатели ниже. По результатам других

диагностик показатели приближены в процентном отношении.

2.1.2. Методика обследования речи

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой, Е.В.

Мальцевой, А.Р. Лурия. Методика обследования речи с балльно-уровневой

системой оценки(приложение № 2). Она удобна для:

- диагностики;

- уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности

нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);

- построения системы индивидуальной коррекционной работы;

- комплектования групп на основе общности структуры нарушений речи;

- отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности

коррекционного воздействия.

Структура методики

Экспресс-вариант состоит из четырёх серий.

Серия I – Исследование сенсомоторного уровня речи:

1. Проверка фонематического восприятия - 5;

2. Исследование состояния артикуляционной моторики - 5;

3. Звукопроизношение - с максимальным балом – 15;

4. Проверка сформированности звукослоговой структуры слова –5;

За всю серию наивысшая оценка – 30 балов.

Серия II – Исследование грамматического строя речи:

Пять видов задания. В заданиях оставлено по пять проб, пятое задание

использовать целиком. Максимальное число баллов – 30.

Серия III – Исследование словаря и навыков словообразования:

Название детёнышей животных. Образование относительных, качественных и

притяжательных прилагательных. Максимальное число баллов – 30.

Серия IV – Исследование связной речи:

Рассказ по серии сюжетных картинок и пересказ. Максимальное число

баллов – 30.

Экспрес-методика включает 77 заданий, не считая проверки

звукопроизношения. Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми

максимальными оценками в 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю

методику равно 120. Приняв эту цифру за 100 %, можно высчитать процентное

выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно

также соотнести с одним из четырёх уровней успешности.

VI уровень – 100-80%;

III уровень – 79,9-65%;

II уровень – 64,9-45%;

I уровень – 44,95% и ниже.

Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, вычерчивается

индивидуальный речевой профиль:

1. Фонематическое восприятие;

2. Артикуляционная моторика;

3. Звукопроизношение;

4. Звуко-слоговая структура слова;

5. Грамматический строй речи;

6. Словообразование;

7. Связная речь.

В основу обследования легли методологические принципы.

1. Комплексный подход.

Применительно к обследованию ребёнка – это требование всестороннего

изучения и оценки деятельности ребёнка различными специалистами.

2. Целостный, системный анализ.

Предполагает обнаружение не просто отдельных симптомов нарушенного

развития, а, прежде всего связей между ними, установление иерархии

выявленных отклонений, а так же наличия сохранных звеньев. Согласно

современным представлениям о структуре дефекта для дошкольников с ФФНР

типично сочетание нарушений произношения и восприятия фонем родного языка.

Отличительным признаком является незаконченность процесса формирования

произношения и восприятия звуков, различающихся тонкими артикуляционными

или акустическими признаками. В то же время, поскольку развитие речи

взаимосвязано с такими психическими процессами, как память, внимание,

восприятие различной модальности, мышление, у детей наблюдается большой

диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень как речевого, так

и психофизического развития, которые следует учитывать в осуществлении

коррекционно-развивающей работы.

3. Принцип динамического изучения.

Отслеживание динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности.

Первичное обследование дошкольников с ФФНР и составленный на его основе

«Индивидуальный речевой профиль» (см. приложение № 3) позволяет наглядно и

убедительно провести анализ результатов обследования ребёнка, выявить общее

и индивидуальное в развитии детей с ФФНР, обнаружить связи между

выявленными в процессе обследования нарушенными звеньями коррекционного

воздействия (см. таблицу № 1, № 2).

Для оценки состояния речевых и неречевых функций и процессов у

дошкольников с ФФНР использовался количественный метод обработки данных

(баллльно-уровневая система оценки, затем переведённая в проценты). Следует

подчеркнуть, что количественная оценка и составленный на её основе

индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых процессов и

функций у дошкольника с ФФНР ни в коей мере не заменяют речевую карту,

направленную на качественный анализ полученных результатов обследования.

Сочетание количественного и качественного подходов может обеспечить

объективную картину состояния речи у ребёнка с ФФНР.

На основе экспериментального обследования было выделено 2 группы детей,

имеющих типичные проявления индивидуальных различий в структуре ФФНР:

1. ФФНР, обусловленное дизартрическими нарушениями.

2. ФФНР. Сложная дислалия.

Подробнее рассмотрим каждую группу.

ФФНР при минимальных дизартрических нарушениях, являясь сходным по

проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем

имеет свой специфический механизм. Оно с большим трудом подвергается

коррекции, в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей.

Тщательное сопоставление качественных особенностей симптоматики дефектов

звукопроизношения, уровня восприятия устной речи, а так же сформированности

артикуляционной, общей, тонкой моторики, учёт состояния психических функций

и процессов может оказать существенную помощь в дифференциальной

диагностике и нахождении эффективных коррекционных методов логопедического

воздействия на дошкольников, имеющих ФФНР на фоне минимальных

дизартрических дисфункций.

В экспериментальной группе двое детей, имеющих минимальные

дизартрические нарушения, это Дима Р. и Антон А.

В контрольной группе трое детей с данным нарушением, это Миша Р.,

Фарукк М., Антон Б.

Следующая выделенная группа – это дошкольники с заключением: ФФНР.

Дислалия. Дислалия определяется как нарушение произносительной стороны

речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. К

сложным (полиморфным) дислалиям относятся нарушения, при которых дефектно

произносятся звуки различных групп. Это наиболее многочисленная подгруппа

дошкольников в составе логопедической группы детей с ФФНР. Следует помнить,

что неправомерно отождествлять дислалию и фонетико-фонематическое

недоразвитие речи.

Итак, в экспериментальной группе на начало учебного года 10 человек с

логопедическим заключением:

- ФФНР, сенсомоторная дислалия (8 ч.);

- ФФНР, стертая дизартрия (2 ч.).

В контрольной группе на начало учебного года 10 человек с

логопедическим заключением:

- ФФНР, сенсомоторная дислалия (7 ч.);

- ФФНР, стёртая дизартрия (3 ч.).

Сопоставление речевых профилей детей позволяет более четко и

обоснованно подтвердить наличие общих кардинальных нарушений фонетики и

фонематики, характерных для ФФНР, и показать, что выраженные индивидуальные

различия не выходят за рамки этой категории. В основном успешность детей

характеризуется III уровнем, что свидетельствует о нетяжелом системном

речевом дефекте – элементы ОНР т.е. несформированность отдельных сторон

речи. Это чрезвычайно важно для организации фронтальной и индивидуальной

работы.

В результате проведения большого объёма экспериментальной работы,

основанной на развёрнутом обследовании речевых и неречевых функций и

процессов, были получены среднегрупповые данные. Наиболее неблагоприятной

стороной является сенсомоторная. Страдает как фонематическое восприятие

(параметр 1 на профиле), так и артикуляционная моторика (2), что является

основой для звукопроизносительного дефекта (3).

Состояние грамматического структурирования (5), навыков

словообразования (6), связной речи (7) приближается к уровню нормы (см.

график № 3).

Как видно из сравнительной диаграммы среднегрупповых результатов

диагностики выполнения речевых проб дошкольниками экспериментальной и

контрольной групп показатели в процентном отношении приближены (см.

диаграмма №4).

На основании представленных результатов можно сделать вывод, что

используемая комплексная система обследования позволяет приблизиться к

пониманию механизмов фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников.

Установление ведущего фактора в структуре дефекта необходимо для

обоснованного выбора средств оптимальной коррекционно-развивающей работы.

Все перечисленные параметры имеют количественное выражение, что придаёт

сравнению более конкретный и наглядный характер, более отчетливо выявляет

зоны сходства и различий результатов.

Широкая распространённость и стойкость фонетико-фонематического

нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма

позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого

дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.

Таблица № 1. Результаты использования методики обследования речи детей

дошкольного возраста в экспериментальной подготовительной группе

|Список детей|Возраст |Показатели, % |Урове|Логопедическо|

| | | |нь |е заключение |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.