мышления (2). В контрольной группе показатели ниже. По результатам других
диагностик показатели приближены в процентном отношении.
2.1.2. Методика обследования речи
В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой, Е.В.
Мальцевой, А.Р. Лурия. Методика обследования речи с балльно-уровневой
системой оценки(приложение № 2). Она удобна для:
- диагностики;
- уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности
нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
- построения системы индивидуальной коррекционной работы;
- комплектования групп на основе общности структуры нарушений речи;
- отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности
коррекционного воздействия.
Структура методики
Экспресс-вариант состоит из четырёх серий.
Серия I – Исследование сенсомоторного уровня речи:
1. Проверка фонематического восприятия - 5;
2. Исследование состояния артикуляционной моторики - 5;
3. Звукопроизношение - с максимальным балом – 15;
4. Проверка сформированности звукослоговой структуры слова –5;
За всю серию наивысшая оценка – 30 балов.
Серия II – Исследование грамматического строя речи:
Пять видов задания. В заданиях оставлено по пять проб, пятое задание
использовать целиком. Максимальное число баллов – 30.
Серия III – Исследование словаря и навыков словообразования:
Название детёнышей животных. Образование относительных, качественных и
притяжательных прилагательных. Максимальное число баллов – 30.
Серия IV – Исследование связной речи:
Рассказ по серии сюжетных картинок и пересказ. Максимальное число
баллов – 30.
Экспрес-методика включает 77 заданий, не считая проверки
звукопроизношения. Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми
максимальными оценками в 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю
методику равно 120. Приняв эту цифру за 100 %, можно высчитать процентное
выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно
также соотнести с одним из четырёх уровней успешности.
VI уровень – 100-80%;
III уровень – 79,9-65%;
II уровень – 64,9-45%;
I уровень – 44,95% и ниже.
Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, вычерчивается
индивидуальный речевой профиль:
1. Фонематическое восприятие;
2. Артикуляционная моторика;
3. Звукопроизношение;
4. Звуко-слоговая структура слова;
5. Грамматический строй речи;
6. Словообразование;
7. Связная речь.
В основу обследования легли методологические принципы.
1. Комплексный подход.
Применительно к обследованию ребёнка – это требование всестороннего
изучения и оценки деятельности ребёнка различными специалистами.
2. Целостный, системный анализ.
Предполагает обнаружение не просто отдельных симптомов нарушенного
развития, а, прежде всего связей между ними, установление иерархии
выявленных отклонений, а так же наличия сохранных звеньев. Согласно
современным представлениям о структуре дефекта для дошкольников с ФФНР
типично сочетание нарушений произношения и восприятия фонем родного языка.
Отличительным признаком является незаконченность процесса формирования
произношения и восприятия звуков, различающихся тонкими артикуляционными
или акустическими признаками. В то же время, поскольку развитие речи
взаимосвязано с такими психическими процессами, как память, внимание,
восприятие различной модальности, мышление, у детей наблюдается большой
диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень как речевого, так
и психофизического развития, которые следует учитывать в осуществлении
коррекционно-развивающей работы.
3. Принцип динамического изучения.
Отслеживание динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности.
Первичное обследование дошкольников с ФФНР и составленный на его основе
«Индивидуальный речевой профиль» (см. приложение № 3) позволяет наглядно и
убедительно провести анализ результатов обследования ребёнка, выявить общее
и индивидуальное в развитии детей с ФФНР, обнаружить связи между
выявленными в процессе обследования нарушенными звеньями коррекционного
воздействия (см. таблицу № 1, № 2).
Для оценки состояния речевых и неречевых функций и процессов у
дошкольников с ФФНР использовался количественный метод обработки данных
(баллльно-уровневая система оценки, затем переведённая в проценты). Следует
подчеркнуть, что количественная оценка и составленный на её основе
индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых процессов и
функций у дошкольника с ФФНР ни в коей мере не заменяют речевую карту,
направленную на качественный анализ полученных результатов обследования.
Сочетание количественного и качественного подходов может обеспечить
объективную картину состояния речи у ребёнка с ФФНР.
На основе экспериментального обследования было выделено 2 группы детей,
имеющих типичные проявления индивидуальных различий в структуре ФФНР:
1. ФФНР, обусловленное дизартрическими нарушениями.
2. ФФНР. Сложная дислалия.
Подробнее рассмотрим каждую группу.
ФФНР при минимальных дизартрических нарушениях, являясь сходным по
проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем
имеет свой специфический механизм. Оно с большим трудом подвергается
коррекции, в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей.
Тщательное сопоставление качественных особенностей симптоматики дефектов
звукопроизношения, уровня восприятия устной речи, а так же сформированности
артикуляционной, общей, тонкой моторики, учёт состояния психических функций
и процессов может оказать существенную помощь в дифференциальной
диагностике и нахождении эффективных коррекционных методов логопедического
воздействия на дошкольников, имеющих ФФНР на фоне минимальных
дизартрических дисфункций.
В экспериментальной группе двое детей, имеющих минимальные
дизартрические нарушения, это Дима Р. и Антон А.
В контрольной группе трое детей с данным нарушением, это Миша Р.,
Фарукк М., Антон Б.
Следующая выделенная группа – это дошкольники с заключением: ФФНР.
Дислалия. Дислалия определяется как нарушение произносительной стороны
речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. К
сложным (полиморфным) дислалиям относятся нарушения, при которых дефектно
произносятся звуки различных групп. Это наиболее многочисленная подгруппа
дошкольников в составе логопедической группы детей с ФФНР. Следует помнить,
что неправомерно отождествлять дислалию и фонетико-фонематическое
недоразвитие речи.
Итак, в экспериментальной группе на начало учебного года 10 человек с
логопедическим заключением:
- ФФНР, сенсомоторная дислалия (8 ч.);
- ФФНР, стертая дизартрия (2 ч.).
В контрольной группе на начало учебного года 10 человек с
- ФФНР, сенсомоторная дислалия (7 ч.);
- ФФНР, стёртая дизартрия (3 ч.).
Сопоставление речевых профилей детей позволяет более четко и
обоснованно подтвердить наличие общих кардинальных нарушений фонетики и
фонематики, характерных для ФФНР, и показать, что выраженные индивидуальные
различия не выходят за рамки этой категории. В основном успешность детей
характеризуется III уровнем, что свидетельствует о нетяжелом системном
речевом дефекте – элементы ОНР т.е. несформированность отдельных сторон
речи. Это чрезвычайно важно для организации фронтальной и индивидуальной
работы.
В результате проведения большого объёма экспериментальной работы,
основанной на развёрнутом обследовании речевых и неречевых функций и
процессов, были получены среднегрупповые данные. Наиболее неблагоприятной
стороной является сенсомоторная. Страдает как фонематическое восприятие
(параметр 1 на профиле), так и артикуляционная моторика (2), что является
основой для звукопроизносительного дефекта (3).
Состояние грамматического структурирования (5), навыков
словообразования (6), связной речи (7) приближается к уровню нормы (см.
график № 3).
Как видно из сравнительной диаграммы среднегрупповых результатов
диагностики выполнения речевых проб дошкольниками экспериментальной и
контрольной групп показатели в процентном отношении приближены (см.
диаграмма №4).
На основании представленных результатов можно сделать вывод, что
используемая комплексная система обследования позволяет приблизиться к
пониманию механизмов фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников.
Установление ведущего фактора в структуре дефекта необходимо для
обоснованного выбора средств оптимальной коррекционно-развивающей работы.
Все перечисленные параметры имеют количественное выражение, что придаёт
сравнению более конкретный и наглядный характер, более отчетливо выявляет
зоны сходства и различий результатов.
Широкая распространённость и стойкость фонетико-фонематического
нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма
позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого
дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.
Таблица № 1. Результаты использования методики обследования речи детей
дошкольного возраста в экспериментальной подготовительной группе
|Список детей|Возраст |Показатели, % |Урове|Логопедическо|
| | | |нь |е заключение |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15