Рефераты. Совместная работа логопеда и воспитателя по устранению фонетико-фонематического нарушения речи в условиях детского сада

(мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания,

а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания).

Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если

у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в

полном объёме. Р.Е.Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин

возникновения общего недоразвития речи. Развитие внимания и памяти

положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Игры и упражнения, развивающие познавательные процессы использованные в

экспериментальной группе.

Упражнения для развития мышления:

- выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих

операции на умение обобщать. Толкование пословиц и метафор и т.д.;

- моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирования

букв;

- работа с кубиками Кооса;

- складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлы;

- игра «IV лишний»

Упражнения для стимуляции слухового внимания:

игры и упражнения из программы детского сада:

- «Угадай, кто кричит?»;

- «Угадай, на чём играют?»;

- «Угадай, что делают?»;

- «Найди пару»;

- «Где мой домик?»;

- игра «IV лишний»;

- «Узнай по описанию»;

- «Телефон»;

- «Отгадай сказку по отрывку».

Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания:

- длительная сортировка и нанизывание бусинок;

- лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца);

- чтение алфавита, которое перемежается со счётом: а, 1, б, 2, в, 3 и

т.д.

Развитие образной памяти:

- рисунок-схема;

- пробы Хеда (определение схемы собственного тела);

- тактильные ощущения посредством дермалексии (узнавание буквы,

написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы

на ощупь) и т.д.

Развитие оперативной памяти:

- тест «Кулак – ребро – ладонь»;

- игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые

инструкции), по памяти (словесной инструкции). Например, игра «Найди

клад»;

- «Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить

изменение последовательности);

- «Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог,

слово, предложение). Порядок построения детей изображён схемой. По

команде цепочка рассыпается, задача ведущего(ребёнка) – собрать

цепочку в прежней последовательности;

- «Зарядка» - последовательность движений от 3-х до 6-ти,

физкультминутки;

- отстукивание ритмов «Телеграфист»;

- рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток).

Развитие зрительного восприятия:

- игра «Что изменилось?»;

- «Отгадай сказку по иллюстрации»;

- срисовывание фигур (учитывать пропорции);

- дорисовывание фигур с недостающими деталями;

- письмо букв и слов по шаблонам;

- изографы;

- определение пространственных соотношений элементов графических

изображений букв. Можно использовать упражнения на пространственно-

временные ориентировки на себе, на листе бумаги.

Заниматься воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время

режимных моментов.

2.2.8. Развитие мелкой моторики рук при подготовки детей к письму

В настоящее время рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина,

А.В.Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев

рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники

Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие

тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых

зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых

зон потверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте

нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В

специальной литературе (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева,

М.В.Ипполитова, О.С.Бот) имеется описание приёмов для развития и

совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи,

приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по

развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время в занятиях

воспитателя и в процессе режимных моментов.

Оптимальным является использование в указанных целях физкультминуток.

Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для

переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности,

снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику

стоя, примерно в середине занятий воспитателя, такая гимнастика послужит

сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью

детей. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с

движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями,

делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы

положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений

с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего

обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы

«конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают

зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность у

ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это

позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно

воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.

Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в

физкультминутки на занятиях воспитателей играет положительную роль в

коррекционном обучении детей с нарушениями речи.

Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики:

1. Ежедневная пальчиковая гимнастика:

а) упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук

(перед собой, в стороны, вверх);

б) специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

2. Теневой, пальчиковый театр.

3. Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по

клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных

предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная,

горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом». (Упражнения

выполняются только карандашом.)

4. Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по

инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных

предметов (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него.

5. Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на

столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе;

поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

6. Работа с пластилином (лепка).

7. Печатание букв в тетради.

8. Конструирование и работа с мозаикой.

9. Выкладывание фигур из спичек (палочек).

10. Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером

и пр.).

11. Массаж и самомассаж пальцев рук.

Итак, проведение воспитателем основных путей развития и

совершенствования тонкой моторики позволяет:

1. Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры

головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

2. Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно

связанные с речью.

- Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

2.3. Результаты контрольного эксперимента

Как видно из таблиц №3, №4 дети выпущены в школу в основном с чистой

речью – 75%. У детей с логопедическим заключением – стёртая дизартрия в

конце учебного года наблюдаются значительные улучшения – 25%. Без улучшений

детей нет.

Возросли все показатели речевых проб до IV уровня успешности в обоих

экспериментальных группах.

Значительно улучшилось фонематическое восприятие, артикуляционная

моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова. В экспериментальной

группе результаты по грамматическому строю, словообразованию, связной речи

выше, чем в контрольной группе (см. график № 5,диаграмма№ 6).

Таблица № 3. Результаты использования методики обследования речи детей

дошкольного возраста в экспериментальной подготовительной группе

|Список |Показатели, % |Уровень|Логопедическо|

|детей | |успешно|е заключение |

| | |сти | |

|1. Фонем. восприятие |2. Артикул. моторика |3. Звукопр-е |4. Структура

слова |5. Граматика |6. Слово-образование |7. Связная речь |Общий | | | |1.

Миша Р. |80 |85 |83 |85 |88 |86 |82 |84 |IV |Улучшение | |2. Саша Т. |85

|95 |60 |85 |86 |80 |86 |86 |IV |Чистая | |3. Лёня Д. |90 |95 |96 |100 |97

|95 |93 |95 |IV |Чистая | |4. Паша А. |100 |100 |100 |100 |93 |90 |86 |95,5

|IV |Чистая | |5. Надя Ф. |90 |85 |90 |95 |80 |86 |82 |86 |IV |Чистая | |6.

Фаррук М. |80 |90 |93 |85 |80 |83 |86 |85 |IV |Улучшение | |7. Лёша К. |95

|100 |93 |100 |98 |93 |90 |95,5 |IV |Чистая | |8. Глеб Т. |95 |95 |96 |100

|93 |96 |86 |94 |IV |Чистая | |9. Мартин П. |100 |90 |96 |100 |90 |92 |83

|93 |IV |Чистая | |10. Антон Б. |95 |85 |83 |85 |86 |80 |92 |86,5 |IV

|Улучшение | |

график № 5

Сравнительные графики среднегрупповой успешности выполнения

речевых проб дошкольниками экспериментальной и контрольной групп

Начало учебного года

Конец учебного года

Среднегрупповая успешность выполнения речевых проб дошкольниками

логопедической экспериментальной группы (диаграмма № 6)

Среднегрупповая успешность выполнения речевых проб дошкольниками

логопедической контрольной группы

(диаграмма № 7)

Сравнительная диаграмма среднегрупповой

успешности выполнения речевых проб

дошкольниками экспериментальной и контрольной групп

Сравнительная диаграмма № 7 показывает на начало учебного года уровень

среднегрупповой успешности выполнения речевых проб одинаковый, а на конец

учебного года мы наблюдаем в экспериментальной группе уровень выше.

(график № 8)

Сравнительный график среднегрупповых результатов диагностики

психологической зрелости дошкольников экспериментальной и

контрольной групп

(конец учебного года)

Результаты

диагностики психологической зрелости дошкольников

(конец учебного года)

Из сравнительного графика № 8, диаграммы№ 9 видно, что значительно

улучшилось развитие логического и образного мышления, способность к анализу

и синтезу (1,2). В экспериментальной группе показатели выше. Произвольное

запоминание по результатам диагностики в логопедических группах одинаковое.

Показатели диагностики речевого развития, осознанности восприятия и

использования им речи, развитие тонкой моторики в экспериментальной группе

значительно превышают показатели в контрольной группе.

Заключение

Список использованной литературы

1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика

нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях

дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у

дошкольников. – М., 1997.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

5. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду

для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

6. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.

7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего

недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

9. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического

восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

11. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием

фонематического строя речи. – М., 1978.

12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в

подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.

13. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные

логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР

(«Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»).

– М.: Гном и Д, 2000-2001.

14. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие

логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.:

Гном и Д, 2001.

15. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в

подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.

16. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его

коррекция. – Воронеж, 2000.

17. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к

чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.

18. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.,

2002.

19. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с

нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

20. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. –

М., 1991.

21. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для

детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

22. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.

23. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. –

Ярославль, 1998.

24. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.

25. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.

26. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной

речи. – СПб., 1998.

27. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического

восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

28. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению

грамоте. – М., 2000.

29. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.

30. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.

31. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.

32. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной

И.В.- М., 1999.

33. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим

недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

34. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999.

35. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном

детском саду. – М., 1987.

36. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. –

Екатеринбург,1996.

37. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж,

1997.

38. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших

школьников. – М., 2000.

39. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. –

М., 2000.

40. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.