Рефераты. Совместная работа логопеда и воспитателя по устранению фонетико-фонематического нарушения речи в условиях детского сада

Совместная работа логопеда и воспитателя по устранению фонетико-фонематического нарушения речи в условиях детского сада

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретическая часть 6

1.1 Взгляды педагогов на роль фонематического 6

восприятия в развитии речи 6

1.2 Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи 12

1.2.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи 13

1.2.2. Особенности речи детей с ФФНР 16

1.2.3. Основные направления коррекции 18

фонетико - фонематического недоразвития у детей 18

дошкольного возраста 18

1.2.4. Логопедическая работа в группе для детей 20

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 20

1.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с 22

фонетико-фонематическим недоразвитием речи 22

1.2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию 25

фонематического слуха и фонематического восприятия 25

1.2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением

26

1.2.8. Закрепление у детей речевых навыков 27

на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах 27

Глава II. Практическая часть 31

2.1. Программа исследования 32

2.1.1. Программа диагностики психологической 32

зрелости дошкольников 32

2.1.2. Методика обследования речи 34

2.2. Формирующий эксперимент. 44

Организация и проведение коррекционной работы в 44

экспериментальной логопедической группе 44

2.2.1. Логопедическая работа в группе для детей 46

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 46

2.2.2. Перспективное планирование работы логопеда и 47

воспитателя в подготовительной группе 47

2.2.3. Методика организации логопедической работы 50

в экспериментальных группах 50

2.2.4. Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и 64

формированию лексико-грамматического строя 64

2.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в экспериментальной группе по

закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с ФФНР 67

2.2.6. Совершенствование словесно-логического мышления 76

2.2.7. Развитие у детей внимания и памяти 77

2.2.8. Развитие мелкой моторики рук при подготовки детей к письму 79

2.3. Результаты контрольного эксперимента 82

Заключение 91

Список использованной литературы 93

Введение

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов

формирования произносительной системы родного языка у детей с различными

речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения

фонем.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать

их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.

д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в

школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь

формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием

фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и

дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем

целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и

фонематического недоразвития.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР

включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению

грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В.

Коноваленко).

Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети, поступающие в группы с

ФФНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который

необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент

выпусников речевых групп с ФФНР всё-таки имеют трудности в овладении

чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству

детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские

поликлинники обращаются школьники с дисграфией, которые посещали группы с

ФФНР. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся

актуальной, и нам кажется, что один из резервов – это более тесная связь

между логопедом, воспитателем и родителями.

На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова,

Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко. Но использовать рекомендации на

группе с ФФНР можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление

общего недоразвития речи.

Цель дипломной работы – создание системы совместной работы логопеда и

воспитателя, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с

детьми с ФФНР.

Объектом данного исследования являются дети дошкольного возраста двух

подготовительных к школе групп с ФФНР. В каждой группе по 10 человек.

Предмет исследования – изучение необходимости совместной организации

работы воспитателя и логопеда по устранению речевых нарушений, обучению

грамоте в д/с, развитие психологической готовности к школе.

Выдвинутая гипотеза, заключается в том, что учитывая проведение

воспитателем разнообразных занятий с детьми дошкольного возраста можно

предположить, что совместная работа воспитателя и логопеда направленная на

коррекцию речевых нарушений у детей, и предполагающая проведение

методической работы логопеда с воспитателями и индивидуальное

консультирование воспитателей по проблемам речевого развития детей будет

способствовать большей эффективности.

Для подтверждения гипотезы нами были поставлены задачи:

1. Изучение специальной литературы по совместной работе логопеда и

воспитателя по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

2. Диагностирование особенностей речевого развития детей.

3. Диагностирование психологической зрелости дошкольников.

4. Составление перспективного планирования по совместной организации работы

педагогов.

5. Уточнение форм и методов взаимодействия педагогов и возможности обратной

связи.

6. Разграничение целей и задач логопеда и воспитателя при работе в

экспериментальной группе.

7. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми экспериментальной и

контрольной групп.

8. Консультирование воспитателей по проблемам речевого развития.

9. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми экспериментальной

группы совместно с воспитателями.

10. Проведение контрольного эксперимента с целью выявления эффективности

коррекционно-развивающего обучения и воспитания совместно с воспитателями

в экспериментальной группе.

Исследования проводились на базе детского сада №9 города Сосногорска.

Глава I. Теоретическая часть

1.1 Взгляды педагогов на роль фонематического

восприятия в развитии речи

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет

социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка

необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде

всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений,

навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных

учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе

народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к

школе.

Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические

группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели. Помимо коррекции

речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и

мелкой моторики, обучают грамоте, и математике.

Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова,

Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует

прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его

возможностями овладения грамотой.

Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими

трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической

готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

В современной методике обучения грамоте общепризнанным является

положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова –

необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на

языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина,

А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и

др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей

звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение

грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для

ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически

чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и

умеющим читать.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием

звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина,

«чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической

(буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать

может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и

письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.