а также слова, в которых одна буква заменяется на другую с целью изменения
фонетического звучания и смысла (кошка – кашка, галка – палка, почка –
бочка).
Кроме того, составляются и прочитываются слова из известных
«рассыпанных» букв или слогов. Более сложные задания для детей –
кроссворды, ребусы и игры типа «Поле чудес».
По мере овладения чтением задания на чтение слов уже даются и на других
этапах занятия.
Естественно, что наиболее приемлемой формой организации занятия
является игровая и такая, в которой с минимальными затратами решается более
полный комплекс задач.
10. Итог занятия.
Дети закрепляют полученные знания в играх «Театр» (гласные звуки стоят
на сцене, согласные звуки – зрители) дети определяют, куда надо отнести
пройденные звук и букву;
определяется их место в Звуко-буквенном городе (игра «Посели букву в
её квартиру»). Цель: закрепление знаний детей о твёрдых и мягких, звонких и
глухих согласных, о том, что йотированные гласные смягчают предшествующие
согласные.
На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т.е. определяется
результативность. Естественно, она не проводится в форме «Это хорошо, а это
плохо». Скорее, здесь присутствует положительная эмоциональная оценка типа:
«Спасибо. Дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было
очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстр закончилось и
приходиться расставаться». Обязательное условие – передача положительных
эмоций.
При индививидуальной оценке отмечается активность, удача, пусть даже
маленькая, или просто хорошее настроение того или иного ребёнка. А реакция
на неудачи – пожелание ребёнку активно работать и всё получится, поселить
надежду на успех в последующих занятиях, убедить, что отчаиваться не стоит.
В неменьшей степени важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в
ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам
интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в
следующий раз?» Иногда итог занятия предлагается в игровой форме.
Очень важно, чтобы в заключительном «аккорде» занятия прозвучала
положительная оценка и уверенность, что завтра получится ещё лучше.
Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении
учебного материала способствовало спонтанному развитию связной речи,
поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и
внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.
Дети на логопедических занятиях вырабатывали навык продуктивной учебной
деятельности, устранялась фонетико-фонематическая недостаточность,
развивалась связная речь, формировался навык звукового анализа, а затем и
послоговое чтение.
2.2.4. Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и
формированию лексико-грамматического строя
Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с
окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учётом
лексических тем; пополняет и активизирует словарный запас детей, используя
для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую
правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
Логопед на фронтальных занятиях формулирует темы и отрабатывает с
детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам
грамоты, одновременно знакомит детей с определёнными лексико-
грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по
расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению
грамматических категорий, развитию связной речи. Воспитатель при
планировании занятий по письму и формированию графических навыков также
руководствуется методическими указаниями логопеда.
В общей методике развития речи у детей дошкольного возраста выделяются
следующие направления обучения: развитие словаря, формирование
грамматически правильной речи, развитие связной речи. Основную работу по
этим направлениям в группе для детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи проводит воспитатель. Однако из общего объёма содержания
работы, направленной на развитие речи, с целью коррекционного воздействия
выделяются несколько разделов, усвоение которых вызывает у детей наибольшие
затруднения. Сюда относится образование слов приставочным и суффиксальным
способами, способом словосложения, образование слов с уменьшительно-
ласкательным значением. Затрудняются дети также в образовании ряда
грамматических форм слов. Эти разделы первоначально отрабатываются на
логопедических занятиях на материале доступных для правильного произношения
слов и затем включаются в занятия воспитателя.
Работа по развитию связной речи также содержательно изменяется. Работа
проводится преимущественно над пересказом, для чего подбираются небольшие
тексты. Подготовка к овладению описательным и сюжетным рассказами
осуществляется постепенно, на основе накапливаемых лексико-грамматических
средств.
Процессы закрепления правильного произношения и овладения лексико-
грамматической стороной речи является объектом пристального внимания
воспитателя в течение всего пребывания ребёнка в группе.
Вся работа над лексико-грамматическими темами построена в 4 этапа
| |Работа над каждой |Логопед |Воспитатель |
| |темой | | |
| |Знакомство с |Начинает работу над |Определяет вместе с |
| |понятиями, с |пониманием |логопедом объём |
|1. |названиями предметов, |грамматического значения|пассивного и |
| |действий, признаков. |слова, категориального |активного (в нём – |
| |Экскурсии, целевые |значения частей речи |чисто произносимого) |
| |прогулки, практическая|(значение предметности, |словаря, речевые |
| |деятельность. |процесса, признака), над|навыки, которые |
|2. | |образованием новых слов |необходимо закрепить.|
| |Подробное |с помощью суффиксов и | |
| |рассматривание |приставок. |Ведёт работу над |
| |предметов, выделение |Участвует в работе по |обогащением |
| |их основных частей, |активизации словаря, |словарного запаса |
| |признаков, действий; |отрабатывает чисто |детей по лексическим |
| |упражнение в |произносимый материал и |темам. |
| |практическом |определённые |Продолжает работу над|
| |словоизменении, |словосочетания. |совершенствованием |
| |словообразовании; | |грамматического строя|
| |описание предметов, | |речи. |
| |сравнение двух | | |
| |однородных предметов. | | |
| |Занятия, беседы. | | |
|3. |Работа над |Отрабатывает |Продолжает упражнять |
| |предложением, |определённые модели |в составлении |
| |закрепление отдельных |словоизменения, |предложений. |
| |моделей |употребления | |
| |словоизменения. |словосочетаний, | |
| | |составление предложений | |
| | |определённого типа. | |
|4. |Работа над связной |Вводит полученные знания|Разучивает стихи, |
| |речью: пересказ, |в самостоятельную |читает и рассказывает|
| |составление рассказов,|связную речь. |худ. литературу. |
| |драматизация, | | |
| |заучивание стихов, | | |
| |поговорок, текстов по | | |
| |теме. | | |
| | |Систематически и воспитатель, и логопед |
| | |обучают детей рассказыванию по картине, по |
| | |серии картинок, пересказу коротких рассказов, |
| | |составлению рассказов из личного опыта. |
Итак, воспитатель, прежде всего, закрепляет навыки правильной речи,
формированием которых занят, прежде всего, логопед. Воспитатель же начинает
работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает её совместно с
логопедом, тем самым, обеспечивая необходимую базу для эффективной
логопедической работы.
Взаимосвязь между логопедом и воспитателем осуществляется в процессе
речевой работы, при чётком разграничении их функций. Решая общие задачи, не
тот, ни другой не подменяет друг друга, что же касается выбора и разработки
приёмов и методов проведения занятий, каждому из них предоставляется
свобода творческих поисков.
2.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в экспериментальной группе по
закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с ФФНР
При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР
у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической
группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя
устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в
целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при
этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15