Рефераты. Общая физическая подготовка

этапе обеспечивается закрепление и дальнейшее совершенствование

двигательного действия, в результате чего формируется прочный навык; он

приобретает качества, позволяющие целесообразно использовать его в

различных условиях двигательной деятельности.

Фактически структура процесса обучения конкретизируется в зависимости

от направленности занятий, особенностей изучаемых действий, а также

особенностей контингента обучаемых.

2. Этап начального разучивания

На этом этапе преследуется цель—обучить основам техники двигательного

действия, сформировать умение выполнять его хотя бы в «грубой» форме.

Частные задачи на пути к данной цели обычно состоят в том, чтобы:

а) создать общее представление о двигательном действии и установку на

овладение им;

б) научить частям техники действия, не освоенным ранее;

в) сформировать общий ритм двигательного акта;

г) предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения

техники действия.

3. Этап углубленного разучивания

Цель обучения на этом этапе—довести первоначальное, «грубое» владение

техникой действия до относительно совершенного. Если на первом этапе

осваивалась главным образом основа техники, то на втором осуществляется

детализированное освоение ее.

Основные задачи обучения на этом этапе:

1) углубить понимание закономерностей движений изучаемого действия;

2) уточнить технику действия по ее пространственным, временным и

динамическим характеристикам в соответствии с индивидуальными особенностями

обучаемых;

3) усовершенствовать ритм действия, добиться свободного и слитного

выполнения движений;

4) создать предпосылки вариативного выполнения действия.

Обучение на этом этапе строится в соответствии с закономерностями

совершенствования двигательного умения, частичного перехода его в навык.

Уточнение техники происходит в процессе многократного воспроизведения

действия или его частей с направленным внесением изменений в движения. По

мере отработки техники число автоматизированных компонентов движений

увеличивается, что и определяет переход двигательного умения в навык.

4. Этап закрепления и дальнейшего

совершенствования

Цель обучения на этом этапе—обеспечить совершенное владение

двигательным действием в условиях его практического применения, для чего

необходимо решить следующие частные задачи:

1) закрепить навык владения техникой действия;

2) расширить диапазон вариативности техники действия для

целесообразного выполнения его в различных условиях, в том числе при

максимальных проявлениях физических качеств;

3) завершить индивидуализацию техники действия в соответствии с

достигнутой степенью развития индивидуальных способностей;

4) обеспечить в случае необходимости перестройку техники действия и ее

дальнейшее совершенствование на основе развития физических качеств.

Уточненная на предыдущем этапе обучения и в значительной части

автоматизированная система движений еще не обладает устойчивостью к

различным неблагоприятным факторам. На третьем этапе предстоит упрочить

сформировавшийся динамический стереотип, лежащий в основе навыка, и вместе

с тем увеличить его подвижность, определяющую возможность приспособления

действия к различным изменениям внешних условий. При этом в зависимости от

характера двигательных действий на этой стадии можно выделить относительно

самостоятельную фазу закрепления навыка или закреплять навык, одновременно

увеличивая его варианты, либо частично перестраивая технику в связи с

развитием физических качеств.

5. Основы развития физических качеств

1. Воспитание силы (СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ)

1.1. Сила как физическое качество

В обыденной речи слову «сила» придают различные значения. Как научное

понятие оно должно быть по возможности строго определено. Надо различать:

1) силу как механическую характеристику движения;

2) силу как определенное качество человека.

В первом значении сила наряду с другими характеристиками движения

служит объектом изучения механики. Во втором — предметом исследования в

теории физического воспитания, физиологии, антропологии. Для обозначения

силы как физического качества использоваться термины: силовые возможности,

силовые способности, мышечная сила.

Силу человека можно определить, как его способность преодолевать

внешнее сопоставление либо противодействовать ему посредством мышечных

напряжений. В случае преодолевающей работы под силами сопротивления

понимают силы, направленные против движения; при уступающей работе —

действующие по ходу движения.

Как известно, мышцы могут проявлять силу:

1) без изменения своей длины (статический, изометрический, режим);

2) при ее уменьшении (преодолевающий, миометрический, режим);

3) при ее удлинении (уступающий, полиометрический, режим).

Преодолевающий и уступающий режимы объединяются понятием «динамический

режим».

Так как в этих условиях характер двигательных действий различен,

приведенное деление можно принять за классификацию основных видов силовых

способностей.

1.2. Основы методики воспитания силовых способностей

Общая задача в процессе многолетнего воспитания силы как физического

качества человека заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и

обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах

двигательной деятельности (спортивной, трудовой и т. д.). Частными задачами

будут:

1) приобретение и совершенствование способности осуществлять основные

виды усилий — статические и динамические, собственно силовые и скоростно-

силовые, преодолевающие и уступающие;

2) гармоническое укрепление в силовом отношении всех мышечных групп

двигательного аппарата;

3) развитие способности рационально пользоваться силой в разнообразных

условиях.

Наряду с этим в зависимости от конкретных условий той либо иной

деятельности решаются специфические задачи по специализированному

воспитанию силы.

Средствами воспитания силы являются упражнения с повышенным

сопротивлением — силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления

силовые упражнения делятся на 2 группы:

1. Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве внешнего

сопротивления обычно используют:

а) вес предметов;

б) противодействие партнера;

в) сопротивление упругих предметов;

г) сопротивление внешней среды (бег по глубокому снегу, например).

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела. Применяются также

упражнения, в которых отягощение весом собственного тела дополняется весом

внешних предметов.

В отношении функционального воздействия на организм природа фактора,

вызвавшего сопротивление, не особенно существенна. Во всех случаях

воздействие на организм будет сходным, если только величина сопротивления

одинакова. Однако некоторой спецификой в методическом отношении различные

упражнения все же обладают.

Упражнения с тяжестями удобны своей универсальностью: с их помощью

можно воздействовать как на самые мелкие, так и на самые крупные мышечные

группы; эти упражнения легко дозировать. В то же время их отличает ряд

нежелательных черт. Исходное положение в упражнениях с тяжестями часто

связано со статическим удержанием груза.

Для упражнений с преодолением сопротивления упругих предметов

характерно возрастание напряжения к концу движения.

Упражнения, по ходу которых преодолевается тяжесть собственного тела,

выполняются обычно при дистальной опоре конечностей. При этом характерный

для мышечного аппарата нашего тела проигрыш в силе оказывается не столь

высоким, как в случае движения при проксимальной опоре. Таким образом, если

в каком-либо движении приходится преодолевать вес собственного тела или

внешнего отягощения, то в первом случае движение в силовом отношении

оказывается более легким.

Наряду с приведенной классификацией силовых упражнений нужно учитывать

деление их по степени избирательности воздействия, а также по режиму

функционирования мышц — статические и динамические, собственно силовые и

скоростно-силовые, преодолевающие и уступающие.

Воспитание силы, как и других физических качеств, осуществляется в

соответствии с общими методическими принципами физического воспитания.

2. Воспитание быстроты, ловкости и некоторых частных способностей

2.1. Воспитание быстроты

2.1.1. Характеристика быстроты и виды скоростных способностей

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека,

непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики

движений, а также время двигательной реакции.

При оценке проявлений быстроты различают:

1) латентное время двигательной реакции;

2) скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);

3) частоту движений.

Проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Это в

особенности касается показателей времени реакции, которые в большинстве

случаев не коррелируют с показателями скорости движений. Есть основания

считать, что данные показатели выражают различные скоростные способности.

Сочетание этих трех показателей позволяет оценить все случаи проявления

быстроты. Практически, конечно, наибольшее значение имеет скорость

целостных двигательных актов, а не элементарные проявления быстроты. Однако

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.