Рефераты. Общая физическая подготовка

специальная гимнастическая и спортивная терминология. Непосредственно в

процесс занятий физическими упражнениями включаются преимущественно те

словесные методы, которые позволяют сохранять высокую моторную плотность

занятий и органически связывать слово с движением. К ним относятся, в

частности:

Инструктирование—точное, емкое словесное объяснение задания, техники

изучаемых действий или тренировочных упражнений, правил их выполнения и т.

д. Это один из основных методов, применяемых на различных этапах

физического воспитания.

Сопроводительные пояснения—лаконичные комментарии и замечания, которыми

сопровождают демонстрацию наглядных пособий и натуральных объектов или

пользуются по ходу выполнения упражнений занимающимися с целью направить и

углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны

движений.

Указания и команды—специфические формы речевого воздействия,

отличающиеся особой лаконичностью и повелительным наклонением. Они

принадлежат к числу основных способов оперативного управления деятельностью

занимающихся. Указания используются и с целью предварительного

инструктирования, постановки и уточнения заданий.

Словесные оценки—общепринятые или специальные категории речевого

одобрения либо неодобрения. Наряду со своим основным назначением— быть

мерой достигнутых успехов—они могут играть и роль одного из способов

текущей коррекции действий: оценивая действия занимающихся по ходу

выполнения заданий, преподаватель тем самым сообщает, согласуются ли они с

намеченным образцом, и соответственно направляет дальнейшие усилия.

Словесные отчеты и взаиморазъяснения—устная информация, которую дают

занимающиеся по требованию преподавателя или по собственной инициативе,

стараясь по возможности точно и кратко сформулировать свои представления о

полученном задании либо о выполненном упражнении. Для преподавателя это

один из основных источников информации об эффективности педагогического

процесса. Вместе с тем эти методы имеют существенное значение как способ

организации и углубления восприятии, представлений и понятий,

складывающихся в процессе физического воспитания, а также как один из

способов самооценки и самоконтроля.

«Самопроговаривание», самоприказы и другие основанные на внутренней

речи методы самообучения и самовоспитания. Метод «самопроговаривания» часто

заключается в описании с помощью внутренней речи общей картины предстоящих

двигательных действий либо отдельных сторон их. Так, готовясь выполнить

комбинацию гимнастических или игровых упражнений, преднамеренно воссоздают

эту комбинацию несколько раз в мыслях, называя ее элементы и выражая

словами характер усилий. Благодаря органической связи слова и мышечно-

двигательных ощущений и представлений внутренняя речь не только

воспроизводит идеальную картину предстоящих действий, но и может воссоздать

в той или иной мере кинестетический образ движений (идеомоторные явления).

Методы использования слова в целях самообучения и самовоспитания не

исчерпываются указанными. К ним можно отнести различные формы

самостоятельного обдумывания, разбора, анализа и т. д.

4.2. Методы обеспечения наглядности

«Наглядность» в физическом воспитании понимается широко: как опора на

свидетельства всех органов чувств, благодаря которым достигается контакт с

действительностью. Обеспечивая наглядность в таком широком смысле,

применяют целый комплекс методов, основанных на прямом либо опосредованном

восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик,

условий выполнения и т. д. Эти методы можно условно подразделить по

преимущественному назначению на следующие группы и подгруппы.

Методы натуральной и опосредствованной демонстрации. К ним относится

прежде всего методически организованный показ самих упражнений. Для

формирования предварительных представлений о двигательных действиях,

правилах и условиях их выполнения, равно как для уточнения и углубления

представлений, полученных путем непосредственных восприятии, широко

пользуются вспомогательными средствами демонстрации. Методы такой

опосредствованной демонстрации становятся все более разнообразными по мере

совершенствования аппаратурно-технической базы физического воспитания. Они

детализируются применительно к следующим видам опосредствованной

демонстрации:

Демонстрация наглядных пособий типа рисунков, схем, фотографий,

контурограмм и т. п., где воссоздаются отдельные фазы двигательных

действий, те или иные характеристики движений и условия их выполнения.

Предметно-модельная и макетная демонстрация—демонстрация, например,

элементов техники физических упражнений с помощью муляжей-моделей

человеческого тела или металлических моделей системы «тело

гимнаста—снаряд»; демонстрация тактических комбинаций и ситуаций,

возникающих при выполнении физических упражнений, на макете игровой

площадки, слаломной трассы и т. д.

Кино- и видеомагнитофонная демонстрация. Одно из важнейших достоинств

этого вида демонстрации состоит в возможности воссоздавать движения в

динамике, в том числе в замедленном темпе, и вместе с тем выделять для

анализа отдельные фазы.

Избирательно-сенсорная демонстрация. Воссоздание отдельных параметров

движений (временных и пространственно-временных) с помощью аппаратурных

устройств, позволяющих воспринять зрительно или на слух эти параметры.

Методы направленного «прочувствования» движений. Хорошо известно, что

чрезвычайно важную роль в управлении движениями играют проприорецепторы

самого двигательного аппарата (мышечно-двигательный, или кинестетический,

анализатор). Мышечные ощущения, поначалу мало определенные, уточняются в

процессе освоения двигательных действий и занимают, в конечном счете,

ведущее место в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную основу

двигательных навыков.

Методы ориентирования. Это введение в обстановку действия предметных

или символических ориентиров, которые указывают направление, амплитуду и

форму траектории движений, точку приложения усилий. Тем самым они делают

более предметными внешние проявления усилий.

Методы лидирования и текущего сенсорного программирования. Смысл ее в

том, чтобы использовать по ходу упражнения некоторый внешний фактор,

который бы стимулировал и направлял выполняющего упражнение, облегчая ему

решение двигательной задачи в том или ином отношении.

Методы «срочной информации». Идея срочной информации предусматривает

экстренное получение выполняющим физические упражнения объективных сведений

о ходе движений с целью коррекции их или сохранения заданных параметров.

3. двигательные умения и навыки

Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные

задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной

степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с

ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные

двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений.

Особенности двигательных действий и закономерности формирования

двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические

особенности физического воспитания.

1. Особенности задач и подходов, зависящие от

предмета обучения

Двигательным действиям обучают, решая различные конкретные задачи. В

большинстве случаев они сводятся к следующим:

1) обеспечить «начальную школу движений», т. е. Научить управлять

относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного

аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм

двигательной деятельности;

2) обучить действиям, которые будут использоваться как «подводящие»

упражнения либо как средства избирательного воздействия на развитие

отдельных физических качеств, способностей;

3) сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные

двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в

трудовой, спортивной и других сферах деятельности.

В зависимости от характера этих задач и особенностей изучаемых

двигательных действий процесс обучения приобретает ряд особенностей,

которые зависят также от специфики проявляемых в них физических качеств и

необходимого уровня их проявления.

2. О механизмах и закономерностях формирования

двигательных умений и навыков

2.1. Отличительные черты двигательных умений и навыков

Как двигательные умения, так и двигательные навыки представляют собой

определенные функциональные образования, которые возникают в процессе и в

результате освоения двигательных действий. Вместе с тем двигательное умение

и двигательный навык имеют существенные отличия, вытекающие прежде всего

из характера управления движениями и выражающиеся в неодинаковой степени

владения действием.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе

необходимого минимума знаний о его технике, предварительного двигательного

опыта и общей физической подготовленности благодаря попыткам сознательно

построить некоторую систему движений. В процессе возникновения умения

происходит постоянный поиск адекватного способа выполнения действия при

ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет сущность

двигательного умения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.