специальная гимнастическая и спортивная терминология. Непосредственно в
процесс занятий физическими упражнениями включаются преимущественно те
словесные методы, которые позволяют сохранять высокую моторную плотность
занятий и органически связывать слово с движением. К ним относятся, в
частности:
Инструктирование—точное, емкое словесное объяснение задания, техники
изучаемых действий или тренировочных упражнений, правил их выполнения и т.
д. Это один из основных методов, применяемых на различных этапах
физического воспитания.
Сопроводительные пояснения—лаконичные комментарии и замечания, которыми
сопровождают демонстрацию наглядных пособий и натуральных объектов или
пользуются по ходу выполнения упражнений занимающимися с целью направить и
углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны
движений.
Указания и команды—специфические формы речевого воздействия,
отличающиеся особой лаконичностью и повелительным наклонением. Они
принадлежат к числу основных способов оперативного управления деятельностью
занимающихся. Указания используются и с целью предварительного
инструктирования, постановки и уточнения заданий.
Словесные оценки—общепринятые или специальные категории речевого
одобрения либо неодобрения. Наряду со своим основным назначением— быть
мерой достигнутых успехов—они могут играть и роль одного из способов
текущей коррекции действий: оценивая действия занимающихся по ходу
выполнения заданий, преподаватель тем самым сообщает, согласуются ли они с
намеченным образцом, и соответственно направляет дальнейшие усилия.
Словесные отчеты и взаиморазъяснения—устная информация, которую дают
занимающиеся по требованию преподавателя или по собственной инициативе,
стараясь по возможности точно и кратко сформулировать свои представления о
полученном задании либо о выполненном упражнении. Для преподавателя это
один из основных источников информации об эффективности педагогического
процесса. Вместе с тем эти методы имеют существенное значение как способ
организации и углубления восприятии, представлений и понятий,
складывающихся в процессе физического воспитания, а также как один из
способов самооценки и самоконтроля.
«Самопроговаривание», самоприказы и другие основанные на внутренней
речи методы самообучения и самовоспитания. Метод «самопроговаривания» часто
заключается в описании с помощью внутренней речи общей картины предстоящих
двигательных действий либо отдельных сторон их. Так, готовясь выполнить
комбинацию гимнастических или игровых упражнений, преднамеренно воссоздают
эту комбинацию несколько раз в мыслях, называя ее элементы и выражая
словами характер усилий. Благодаря органической связи слова и мышечно-
двигательных ощущений и представлений внутренняя речь не только
воспроизводит идеальную картину предстоящих действий, но и может воссоздать
в той или иной мере кинестетический образ движений (идеомоторные явления).
Методы использования слова в целях самообучения и самовоспитания не
исчерпываются указанными. К ним можно отнести различные формы
самостоятельного обдумывания, разбора, анализа и т. д.
4.2. Методы обеспечения наглядности
«Наглядность» в физическом воспитании понимается широко: как опора на
свидетельства всех органов чувств, благодаря которым достигается контакт с
действительностью. Обеспечивая наглядность в таком широком смысле,
применяют целый комплекс методов, основанных на прямом либо опосредованном
восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик,
условий выполнения и т. д. Эти методы можно условно подразделить по
преимущественному назначению на следующие группы и подгруппы.
Методы натуральной и опосредствованной демонстрации. К ним относится
прежде всего методически организованный показ самих упражнений. Для
формирования предварительных представлений о двигательных действиях,
правилах и условиях их выполнения, равно как для уточнения и углубления
представлений, полученных путем непосредственных восприятии, широко
пользуются вспомогательными средствами демонстрации. Методы такой
опосредствованной демонстрации становятся все более разнообразными по мере
совершенствования аппаратурно-технической базы физического воспитания. Они
детализируются применительно к следующим видам опосредствованной
демонстрации:
Демонстрация наглядных пособий типа рисунков, схем, фотографий,
контурограмм и т. п., где воссоздаются отдельные фазы двигательных
действий, те или иные характеристики движений и условия их выполнения.
Предметно-модельная и макетная демонстрация—демонстрация, например,
элементов техники физических упражнений с помощью муляжей-моделей
человеческого тела или металлических моделей системы «тело
гимнаста—снаряд»; демонстрация тактических комбинаций и ситуаций,
возникающих при выполнении физических упражнений, на макете игровой
площадки, слаломной трассы и т. д.
Кино- и видеомагнитофонная демонстрация. Одно из важнейших достоинств
этого вида демонстрации состоит в возможности воссоздавать движения в
динамике, в том числе в замедленном темпе, и вместе с тем выделять для
анализа отдельные фазы.
Избирательно-сенсорная демонстрация. Воссоздание отдельных параметров
движений (временных и пространственно-временных) с помощью аппаратурных
устройств, позволяющих воспринять зрительно или на слух эти параметры.
Методы направленного «прочувствования» движений. Хорошо известно, что
чрезвычайно важную роль в управлении движениями играют проприорецепторы
самого двигательного аппарата (мышечно-двигательный, или кинестетический,
анализатор). Мышечные ощущения, поначалу мало определенные, уточняются в
процессе освоения двигательных действий и занимают, в конечном счете,
ведущее место в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную основу
двигательных навыков.
Методы ориентирования. Это введение в обстановку действия предметных
или символических ориентиров, которые указывают направление, амплитуду и
форму траектории движений, точку приложения усилий. Тем самым они делают
более предметными внешние проявления усилий.
Методы лидирования и текущего сенсорного программирования. Смысл ее в
том, чтобы использовать по ходу упражнения некоторый внешний фактор,
который бы стимулировал и направлял выполняющего упражнение, облегчая ему
решение двигательной задачи в том или ином отношении.
Методы «срочной информации». Идея срочной информации предусматривает
экстренное получение выполняющим физические упражнения объективных сведений
о ходе движений с целью коррекции их или сохранения заданных параметров.
3. двигательные умения и навыки
Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные
задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной
степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с
ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные
двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений.
Особенности двигательных действий и закономерности формирования
двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические
особенности физического воспитания.
1. Особенности задач и подходов, зависящие от
предмета обучения
Двигательным действиям обучают, решая различные конкретные задачи. В
большинстве случаев они сводятся к следующим:
1) обеспечить «начальную школу движений», т. е. Научить управлять
относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного
аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм
двигательной деятельности;
2) обучить действиям, которые будут использоваться как «подводящие»
упражнения либо как средства избирательного воздействия на развитие
отдельных физических качеств, способностей;
3) сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные
двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в
трудовой, спортивной и других сферах деятельности.
В зависимости от характера этих задач и особенностей изучаемых
двигательных действий процесс обучения приобретает ряд особенностей,
которые зависят также от специфики проявляемых в них физических качеств и
необходимого уровня их проявления.
2. О механизмах и закономерностях формирования
двигательных умений и навыков
2.1. Отличительные черты двигательных умений и навыков
Как двигательные умения, так и двигательные навыки представляют собой
определенные функциональные образования, которые возникают в процессе и в
результате освоения двигательных действий. Вместе с тем двигательное умение
и двигательный навык имеют существенные отличия, вытекающие прежде всего
из характера управления движениями и выражающиеся в неодинаковой степени
владения действием.
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе
необходимого минимума знаний о его технике, предварительного двигательного
опыта и общей физической подготовленности благодаря попыткам сознательно
построить некоторую систему движений. В процессе возникновения умения
происходит постоянный поиск адекватного способа выполнения действия при
ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет сущность
двигательного умения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12