Рефераты. Общая физическая подготовка

уменьшаются, и процесс физического воспитания как бы уплотняется.

Повторяемость и вариативность. В процессе физического воспитания ярко

выражен момент повторяемости: повторяются не только отдельные упражнения,

но и последовательность их в занятиях, а также — в определенных чертах — и

последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и других

циклов. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить

двигательные навыки. Повторения не менее необходимы и для того, чтобы

обеспечить долговременные приспособительные перестройки морфо-

функционального порядка, на базе которых происходит развитие физических

качеств, закрепить достигнутое и создать предпосылки дальнейшего прогресса.

Повторяемость—только одна из черт рационального построения процесса

физического воспитания. Столь же существенное значение имеет

противоположная черта—вариативность, т.е. широкое видоизменение упражнений

и условий их выполнения, динамичность нагрузок и разнообразие методов их

применения, обновление форм и содержания занятий.

Последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их

содержания. Проблема оптимальной последовательности занятий теснейшим

образом связана с проблемой доступности. Намечая путь следования в процессе

физического воспитания, надо исходить, прежде всего, из возможностей

занимающихся и закономерностей их развития, идти от того, что посильно на

данном этапе, к тому, что становится доступным на следующем, и т. д.

Доступность, таким образом, обусловливает последовательность.

При выборе пути следования в процессе обучения и воспитания

руководствуются правилами «от известного к неизвестному», «от простого к

сложному», «от легкого к трудному». Вместе с тем эти правила выражают лишь

некоторые, далеко не безусловные, моменты последовательности и потому

нуждаются в конкретизации и существенных дополнениях.

Процесс физического воспитания всегда должен быть всесторонним. Речь

идет о последовательном акцентировании различных его сторон применительно к

закономерностям возрастного развития.

Вполне логичен переход от широкого общего физического образования к

специализированным занятиям. Вначале осваивается то, что составляет

элементарную основу всевозможных видов деятельности и служит предпосылкой

дальнейшего совершенствования.

Последовательность материала на каждом данном этапе физического

воспитания зависит от многих конкретных условий, но более всего — от

объективно существующих связей между намеченными видами двигательной

деятельности, от их преемственности и взаимодействий. Необходимо в каждом

конкретном случае найти такую систему расположения материала, которая

соответствовала бы оптимальным связям и взаимодействиям. Первостепенное

значение при этом имеет использование закономерностей так называемого

«переноса» двигательных навыков и физических качеств, который может быть

как положительным, так и отрицательным.

Строя систему занятий физическими упражнениями, необходимо максимально

использовать «положительный перенос» навыков и качеств и по возможности

исключить тормозящее влияние «отрицательного переноса». Из этого, однако,

не следует, что нужно вообще избегать упражнений, способных вызвать эффект

«отрицательного переноса». Содержание физического воспитания определяется,

в конечном счете, требованиями жизни, а в жизненной практике необходимы

всесторонне развитые качества и самые разнообразные навыки, в том числе и

такие, которые могут вступать друг с другом в отрицательные взаимодействия.

По мере упрочения двигательных навыков и развития физических качеств

появляется возможность успешно преодолевать отрицательные взаимодействия и

добиваться общего прогресса.

В связи с изложенным возникает проблема ограничения тормозящего

действия «отрицательного переноса» и превращения его в положительный

фактор. Эту проблему решают прежде всего путем распределения во времени

отрицательно взаимодействующих упражнений и постепенного сближения их, а

также путем изменения удельного веса соответствующих упражнений и порядка

сочетания их на различных этапах физического воспитания. Что касается

упражнений, которые с самого начала сопровождаются «положительным

переносом», то их целесообразно концентрировать во времени.

Существенное значение для выбора оптимальной последовательности занятий

и упражнений в пределах каждого отдельного занятия имеет учет ближайшего

последействия различных по характеру нагрузок. Последние же оставляют фон,

который в течение ряда часов может неблагоприятно сказываться на выполнении

скоростных упражнений.

Последовательность занятий и упражнений зависит от многих конкретных

условий, в том числе от особенностей контингента занимающихся, от общей

направленности занятий на том или ином этапе физического воспитания, от

величины применяемых нагрузок и особенностей их динамики и т. д. Учесть всю

совокупность этих условий и применительно к ним выбрать наиболее

целесообразный путь не просто. Со временем, несомненно, будет достигнуто

подлинно оптимальное программирование каждого отдельного занятия и системы

занятий в целом.

5. Принцип постепенного повышения требований

(динамичности)

Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к

занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в

постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном

нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.

Необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту

нагрузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в

развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная

черта при этом — повышение сложности упражнений, нарастание силы и

длительности их воздействия.

Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной

деятельности к другим, все более сложным, необходим в первую очередь для

выполнения образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя приобрести

достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходимо

вместе с тем и как условие дальнейшего совершенствования: по мере

обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и

навыков, благодаря чему легче осваивать новые формы двигательной

деятельности и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки.

Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в процессе

физического воспитания должны возрастать все компоненты физической

нагрузки. Это более всего диктуется закономерностями развития таких

физических качеств, как сила, быстрота и выносливость.

Степень положительных изменений, происходящих в организме под

воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности

нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия — в том числе если

нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление,—то чем

больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные

перестройки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и

«сверхвосстановления».

Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не

остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке

биологические сдвиги, вызываемые ею, становятся меньше. Происходит

«экономизация функций»: функциональные возможности организма, возросшие в

результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь

справляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций.

В этом и состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.

Но, как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать

«избыточную компенсацию», она уже не может служить основным фактором

положительных изменений в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение

его функциональных возможностей, необходимо систематически обновлять

нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из

коренных закономерностей процесса физического воспитания.

Условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок. Основные условия

повышения требований в процессе физического воспитания уже рассматривались

в связи с анализом принципов доступности, индивидуализации и

систематичности. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к

положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки

посильны для занимающихся, не превышают функциональных возможностей

организма. Непременными условиями являются также последовательность,

регулярность занятий и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

Следует подчеркнуть также значение прочности приобретаемых навыков и

адаптационных перестроек, лежащих в основе развития физических качеств.

Переход к новым, более сложным и трудным, упражнениям должен происходить по

мере закрепления формируемых навыков и приспособления к нагрузкам.

Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу, не

одномоментно. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти

адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий,

уровень тренированности. При этом для различных функциональных и

структурных изменений требуются неодинаковые сроки.

Динамика нагрузок должна характеризоваться постепенностью. При этом

возможны различные формы постепенного повышения нагрузок: прямолинейно-

восходящая, ступенчатая и волнообразная. Использование той или иной формы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.