Конкретное определение и соблюдение этой меры — одна из самых важных и
сложных проблем физического воспитания. Для ее решения необходимо: ясно
представлять себе функциональные возможности организма на различных этапах
возрастного развития, а также границы колебаний этих возможностей,
обусловленные половыми, индивидуальными особенностями и разнообразными
внешними обстоятельствами; располагать точными данными о характере
требований, которые предъявляются организму многообразными средствами и
методами физического воспитания, и уметь практически верно соотнести их с
возможностями данного занимающегося.
Сведения о возможностях занимающихся получают путем испытаний по
нормативам физической подготовленности, а также посредством врачебных
обследований и педагогических наблюдений. Ориентируясь на исходные данные,
преподаватель конкретизирует программный материал, намечает границы
доступного на том или ином этапе, а также перспективные рубежи и пути
достижения их.
Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, т.
е. такие трудности, которые могут быть успешно преодолены при надлежащей
мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Правильно оценить
доступность физических нагрузок можно лишь с учетом их оздоровительного
эффекта. Доступными можно считать те нагрузки, которые ведут к укреплению и
сохранению здоровья.
Границы доступного в процессе физического воспитания изменяются. Они
раздвигаются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: то,
что недоступно на одном этапе, становится в дальнейшем легко выполнимым. В
соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к
возможностям занимающихся, так, чтобы постоянно стимулировать дальнейшее их
развитие.
Методические условия доступности. На каждом этапе физического
воспитания доступность определяется, помимо указанных условий, степенью
целесообразности избранных методов и общего построения занятий. Проблема
доступности так или иначе связана со всеми другими проблемами рациональной
методики обучения и воспитания, особенно с теми, которые касаются
оптимальной преемственности занятий и постепенности нарастания трудностей.
Известно, что новые двигательные умения и навыки возникают на базе
ранее приобретенных, включая в себя те или иные их элементы. Поэтому одно
из решающих методических условий доступности в процессе физического
воспитания—это преемственность физических упражнений. Она обеспечивается
использованием естественных взаимосвязей между различными формами движений,
их взаимодействий и структурной общности. Необходимо так распределять
изучаемый материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило
ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению содержания очередного
занятия.
Столь же важное условие—постепенность в переходе от одних заданий,
более легких, к другим, более трудным. Поскольку функциональные возможности
организма повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые к ним в
процессе физического воспитания, не должны возрастать чрезмерно резко.
Постепенность обеспечивается нефорсированным усложнением изучаемых форм
движений, рациональным чередованием нагрузок и отдыха, ступенчатым и
волнообразным изменением нагрузок на протяжении недельных, месячных и
годичных периодов времени и другими путями.
При оценке трудности физических упражнений следует различать их
координационную сложность и величину затрачиваемых физических усилий. То и
другое не всегда совпадает. Напротив, ряд координационно трудных
гимнастических упражнений не требует больших физических усилий. Правило от
легкого к трудному предусматривает, что переход от одних упражнений к
другим осуществляется так, что упражнения менее трудные и в координационном
отношении, и по степени физических усилий предшествуют более трудным.
Очень существенную роль в обеспечении доступности играет использование
специальных средств и методов, направленных на формирование
непосредственной готовности к выполнению заданий. Подведение к освоению
очередных умений, навыков и нагрузок, предназначаемых для дальнейшего
развития физических качеств, необходимо даже в случае самой тесной
преемственности между разделами программного материала. Особое значение при
этом имеют подготовительные, в частности подводящие, упражнения.
Индивидуализация общего направления и частных путей физического
воспитания. Под индивидуализацией в данном случае понимается такое
построение всего процесса физического воспитания и такое использование его
частных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется
индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для наибольшего
развития их способностей.
Функциональные возможности организма всегда в чем-либо индивидуально
отличны. Индивидуальные отличия имеются и в том, как протекает освоение
движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку, и в
динамике его адаптационных (приспособительных) перестроек. Все это
обязывает строго индивидуализировать процесс физического воспитания.
Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается на
основе органического сочетания двух направлений — общеподготовительного и
специализированного. Общеподготовительное направление ведет к освоению
обязательного для всех минимума жизненно важных двигательных умений,
навыков и связанных с ними знаний, а также к достижению определенного
уровня разностороннего развития физических качеств.
Специализированное направление ведет к углубленному совершенствованию в
избранной деятельности. Здесь уже не только методы, но и содержание занятий
определяются в зависимости от индивидуальных склонностей, одаренности.
Сочетание обоих направлений создает условия для всестороннего и в то же
время глубоко индивидуализированного физического совершенствования.
Индивидуальный подход выражается в дифференциации учебных заданий и
путей их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования, форм
занятий и приемов педагогического воздействия в соответствии с
индивидуальными особенностями занимающихся.
Учитывать индивидуальные особенности—это не значит идти на поводу у
них. Индивидуальные свойства, в частности типологические особенности высшей
нервной деятельности, поддаются направленному изменению.
4. Принцип систематичности
Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся
регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, а также
последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их
содержания.
Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование
нагрузок с отдыхом. Регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем
эпизодические. Вопрос заключается в том, какими основными чертами должна
характеризоваться регулярность процесса физического воспитания и как она
увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и отдыха.
Физическое воспитание мыслится в целом как непрерывный процесс,
охватывающий все основные периоды жизни.
Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во
время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, т. е. они
претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий.
Понятно, что оптимальные условия для физического совершенствования
создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания
непрерывен. Такая непрерывность обеспечивается определенной системой
чередования нагрузок и отдыха.
Одно из главных положений принципа систематичности исходит именно из
того, что в процессе физического воспитания недопустимы перерывы, которые
приводят к утрате положительного эффекта занятий, и что, следовательно,
эффект каждого последующего занятия должен, образно говоря, «наслаиваться»
определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В
итоге эффект ряда занятий как бы суммируется—возникает кумулятивный эффект
системы занятий, т. е. относительно стойкие адаптационные перестройки
функционального и структурного характера, которые составляют основу
физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных
навыков.
В жизни, в практике физического воспитания, занятия часто чередуются по
содержанию, направленности, объему и интенсивности нагрузки.
Восстановительные процессы в различных органах и системах протекают не
одновременно (гетерохронно). Более того, даже в пределах одной и той же
функциональной системы наблюдается гетерохронность восстановления. Не
удивительно, что реальное чередование нагрузок и отдыха в процессе
физического воспитания оказывается весьма сложным и в то же время
несравненно более гибким, чем это можно представить в стандартной схеме.
Таким образом, в процессе физического воспитания возможны и
целесообразны различные формы чередования занятий и отдыха. Однако в любом
случае должна сохраняться непрерывность процесса. Рациональный отдых в этой
связи надо рассматривать в качестве столь же необходимого компонента
процесса физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузки.
Естественно, что фактическая система чередования занятий и отдыха
зависит от конкретных задач, уровня предварительной подготовленности
занимающихся, их возрастных особенностей, общего режима жизни и других
условий. По мере повышения подготовленности интервалы между занятиями
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12