Рефераты. Общая физическая подготовка

Конкретное определение и соблюдение этой меры — одна из самых важных и

сложных проблем физического воспитания. Для ее решения необходимо: ясно

представлять себе функциональные возможности организма на различных этапах

возрастного развития, а также границы колебаний этих возможностей,

обусловленные половыми, индивидуальными особенностями и разнообразными

внешними обстоятельствами; располагать точными данными о характере

требований, которые предъявляются организму многообразными средствами и

методами физического воспитания, и уметь практически верно соотнести их с

возможностями данного занимающегося.

Сведения о возможностях занимающихся получают путем испытаний по

нормативам физической подготовленности, а также посредством врачебных

обследований и педагогических наблюдений. Ориентируясь на исходные данные,

преподаватель конкретизирует программный материал, намечает границы

доступного на том или ином этапе, а также перспективные рубежи и пути

достижения их.

Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, т.

е. такие трудности, которые могут быть успешно преодолены при надлежащей

мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Правильно оценить

доступность физических нагрузок можно лишь с учетом их оздоровительного

эффекта. Доступными можно считать те нагрузки, которые ведут к укреплению и

сохранению здоровья.

Границы доступного в процессе физического воспитания изменяются. Они

раздвигаются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: то,

что недоступно на одном этапе, становится в дальнейшем легко выполнимым. В

соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к

возможностям занимающихся, так, чтобы постоянно стимулировать дальнейшее их

развитие.

Методические условия доступности. На каждом этапе физического

воспитания доступность определяется, помимо указанных условий, степенью

целесообразности избранных методов и общего построения занятий. Проблема

доступности так или иначе связана со всеми другими проблемами рациональной

методики обучения и воспитания, особенно с теми, которые касаются

оптимальной преемственности занятий и постепенности нарастания трудностей.

Известно, что новые двигательные умения и навыки возникают на базе

ранее приобретенных, включая в себя те или иные их элементы. Поэтому одно

из решающих методических условий доступности в процессе физического

воспитания—это преемственность физических упражнений. Она обеспечивается

использованием естественных взаимосвязей между различными формами движений,

их взаимодействий и структурной общности. Необходимо так распределять

изучаемый материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило

ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению содержания очередного

занятия.

Столь же важное условие—постепенность в переходе от одних заданий,

более легких, к другим, более трудным. Поскольку функциональные возможности

организма повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые к ним в

процессе физического воспитания, не должны возрастать чрезмерно резко.

Постепенность обеспечивается нефорсированным усложнением изучаемых форм

движений, рациональным чередованием нагрузок и отдыха, ступенчатым и

волнообразным изменением нагрузок на протяжении недельных, месячных и

годичных периодов времени и другими путями.

При оценке трудности физических упражнений следует различать их

координационную сложность и величину затрачиваемых физических усилий. То и

другое не всегда совпадает. Напротив, ряд координационно трудных

гимнастических упражнений не требует больших физических усилий. Правило от

легкого к трудному предусматривает, что переход от одних упражнений к

другим осуществляется так, что упражнения менее трудные и в координационном

отношении, и по степени физических усилий предшествуют более трудным.

Очень существенную роль в обеспечении доступности играет использование

специальных средств и методов, направленных на формирование

непосредственной готовности к выполнению заданий. Подведение к освоению

очередных умений, навыков и нагрузок, предназначаемых для дальнейшего

развития физических качеств, необходимо даже в случае самой тесной

преемственности между разделами программного материала. Особое значение при

этом имеют подготовительные, в частности подводящие, упражнения.

Индивидуализация общего направления и частных путей физического

воспитания. Под индивидуализацией в данном случае понимается такое

построение всего процесса физического воспитания и такое использование его

частных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется

индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для наибольшего

развития их способностей.

Функциональные возможности организма всегда в чем-либо индивидуально

отличны. Индивидуальные отличия имеются и в том, как протекает освоение

движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку, и в

динамике его адаптационных (приспособительных) перестроек. Все это

обязывает строго индивидуализировать процесс физического воспитания.

Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается на

основе органического сочетания двух направлений — общеподготовительного и

специализированного. Общеподготовительное направление ведет к освоению

обязательного для всех минимума жизненно важных двигательных умений,

навыков и связанных с ними знаний, а также к достижению определенного

уровня разностороннего развития физических качеств.

Специализированное направление ведет к углубленному совершенствованию в

избранной деятельности. Здесь уже не только методы, но и содержание занятий

определяются в зависимости от индивидуальных склонностей, одаренности.

Сочетание обоих направлений создает условия для всестороннего и в то же

время глубоко индивидуализированного физического совершенствования.

Индивидуальный подход выражается в дифференциации учебных заданий и

путей их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования, форм

занятий и приемов педагогического воздействия в соответствии с

индивидуальными особенностями занимающихся.

Учитывать индивидуальные особенности—это не значит идти на поводу у

них. Индивидуальные свойства, в частности типологические особенности высшей

нервной деятельности, поддаются направленному изменению.

4. Принцип систематичности

Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся

регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, а также

последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их

содержания.

Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование

нагрузок с отдыхом. Регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем

эпизодические. Вопрос заключается в том, какими основными чертами должна

характеризоваться регулярность процесса физического воспитания и как она

увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и отдыха.

Физическое воспитание мыслится в целом как непрерывный процесс,

охватывающий все основные периоды жизни.

Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во

время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, т. е. они

претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий.

Понятно, что оптимальные условия для физического совершенствования

создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания

непрерывен. Такая непрерывность обеспечивается определенной системой

чередования нагрузок и отдыха.

Одно из главных положений принципа систематичности исходит именно из

того, что в процессе физического воспитания недопустимы перерывы, которые

приводят к утрате положительного эффекта занятий, и что, следовательно,

эффект каждого последующего занятия должен, образно говоря, «наслаиваться»

определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В

итоге эффект ряда занятий как бы суммируется—возникает кумулятивный эффект

системы занятий, т. е. относительно стойкие адаптационные перестройки

функционального и структурного характера, которые составляют основу

физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных

навыков.

В жизни, в практике физического воспитания, занятия часто чередуются по

содержанию, направленности, объему и интенсивности нагрузки.

Восстановительные процессы в различных органах и системах протекают не

одновременно (гетерохронно). Более того, даже в пределах одной и той же

функциональной системы наблюдается гетерохронность восстановления. Не

удивительно, что реальное чередование нагрузок и отдыха в процессе

физического воспитания оказывается весьма сложным и в то же время

несравненно более гибким, чем это можно представить в стандартной схеме.

Таким образом, в процессе физического воспитания возможны и

целесообразны различные формы чередования занятий и отдыха. Однако в любом

случае должна сохраняться непрерывность процесса. Рациональный отдых в этой

связи надо рассматривать в качестве столь же необходимого компонента

процесса физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузки.

Естественно, что фактическая система чередования занятий и отдыха

зависит от конкретных задач, уровня предварительной подготовленности

занимающихся, их возрастных особенностей, общего режима жизни и других

условий. По мере повышения подготовленности интервалы между занятиями

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.