Министерство общего и профессионального образования Российской федерации
Уральский государственный технический университет
«оБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
(Физическое воспитание)
Составители: Бризели Е. и
Кореев М.
(гр. Р-283)
Руководитель: Кальчук Т. А.
Екатеринбург 1999
Оглавление
введение 3
1. Методические принципы 4
1. Принцип сознательности и активности 4
2. Принцип наглядности 5
3. Принцип доступности и индивидуализации 6
4. Принцип систематичности 8
5. Принцип постепенного повышения требований (динамичности) 9
6. Взаимосвязь методических принципов 10
2. методы физического воспитания 11
1. Структурные основы методов физического воспитания 11
2. Методы строго регламентированного упражнения 12
3. Игровой и соревновательный методы 13
4. Методы использования слова и средств наглядного воздействия 14
3. двигательные умения и навыки 16
1. Особенности задач и подходов, зависящие от предмета обучения 16
2. О механизмах и закономерностях формирования двигательных умений и
навыков 16
4. Основы обучения движениям 18
1. Предпосылки и этапы в процессе обучения 18
2. Этап начального разучивания 19
3. Этап углубленного разучивания 19
4. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования 19
5. Основы развития физических качеств 20
1. Воспитание силы 20
2. Воспитание быстроты, ловкости и некоторых частных способностей 21
3. Воспитание выносливости 23
4. Воспитание гибкости и пути воздействия на некоторые свойства
телосложения 24
6. формы занятий физическими упражнениями 26
1. Основы структуры занятий 26
2. Особенности урочных и неурочных форм занятий 26
введение
Понятие методики в педагогической теории и практике охватывает
совокупность средств, методов и методических приемов, характеризующих в
целом путь реализации образовательных или воспитательных задач. Методика
базируется на некоторых общих принципах и в то же время имеет особенности в
каждом конкретном разделе обучения или воспитания.
Действенность любого педагогического средства зависит во многом от
метода его применения. Специфические методы физического воспитания
неотделимы от физических упражнений. Но никакое обучение и воспитание не
мыслится без методов, связанных с применением всеобщих педагогических
средств, причем в процессе физического воспитания эти методы приобретают
свои особенности.
Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные
задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной
степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с
ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные
двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений.
Особенности двигательных действий и закономерности формирования
двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические
особенности физического воспитания.
1. Методические принципы
Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается
на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю
направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем
обществе, - это принципы всестороннего гармонического развития личности,
связи воспитания с трудовой и оборонной практикой и оздоровительной
направленности. Есть вместе с тем ряд принципов, которые выражают главным
образом методические закономерности педагогического процесса и в силу этого
являются обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных
задач. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и
индивидуализации, систематичности, постепенного повышения требований.
Большинство названных принципов совпадает по наименованию с известными
общедидактическими принципами: поскольку физическое воспитание есть вид
педагогического процесса, то на него распространяются общие принципы
педагогики. Но последние получают в сфере физического воспитания
соответствующую конкретизацию и дополняются специальными положениями,
отражающими его особенности.
1. Принцип сознательности и активности
Результативность педагогического процесса во многом определяется тем,
насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитываемые.
Понимание существа заданий, как и активно заинтересованное выполнение их,
ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий,
обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и
навыков в жизни. Эти давно подмеченные закономерности и лежат, прежде
всего, в основе принципа сознательности и активности.
Принцип сознательности и активности раскрывается в следующих
требованиях:
Формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и
конкретным задачам занятий. Необходимой предпосылкой сознательного
отношения к деятельности является соответствующая ее мотивация. Мотивы,
побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны. Нередко эти
мотивы, с педагогической точки зрения, случайны или малосущественны.
Специалист физического воспитания призван раскрыть занимающимся подлинный
смысл физкультурной деятельности и, опираясь на первоначальные мотивы,
умело подвести воспитанников к пониманию общественной сущности физической
культуры, ее значения как средства гармонического развития, укрепления
здоровья, подготовки к творческому труду и военной обороне.
Вместе с осмыслением сущности физкультурной деятельности развивается и
устойчивый интерес к ней. Реализация принципа сознательности и активности
состоит в том, чтобы обеспечить глубокое понимание цели проводимых занятий,
раскрыть перспективную линию совершенствования, сделав ее внутренним
устремлением каждого занимающегося.
Принцип сознательности и активности предусматривает далее необходимость
довести до сознания занимающихся конкретный смысл выполняемых заданий.
Раскрыть суть задания - значит показать его необходимость как одного из
очередных шагов на пути к достижению поставленной цели и добиться
осмысления закономерностей и условий, определяющих его выполнение. Задания
в процессе физического воспитания реализуются в виде определенных
физических упражнений.
Вполне очевидно, что осмысления цели и заданий зависит от возрастных
возможностей и уровня подготовленности занимающихся. На первых этапах
физического воспитания формируются элементарные понятия; в дальнейшем
занимающиеся все более глубоко познают существо дела и определяют очередные
задачи и пути своего физического совершенствования.
Стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное
использование сил при выполнении физических упражнений. Хотя физические
упражнения представляют собой подконтрольные сознанию произвольные
движения, при их выполнении сама собой необходимая степень осмысления
действий не достигается.
В процессе формирования двигательных навыков происходит автоматизация
движений, что в принципе не умаляет роли сознания, а наоборот, составляет
одно из условий повышения качества сознательного управления двигательной
деятельностью. Но это справедливо, если автоматизация достигается не
механическим повторением, а рационально организованным упражнением, в ходе
которого специально ставятся и решаются задачи по анализу, оценке и
детальному контролированию выполняемых действий.
Ведущая роль в оценке и корректировании действий занимающихся
принадлежит преподавателю. Вместе с тем успех дела непосредственно зависит
и от самооценки, в том числе от способности своевременно и точно оценивать
пространственные, временные и силовые параметры движений по ходу выполнения
упражнения.
Отсюда понятна необходимость использования таких методов, которые в
наибольшей мере способствовали бы развитию у занимающихся способности
самооценки и самоконтроля движений. Субъективные оценки важно при этом
объективизировать на основе точной информации.
Большое значение имеют также идеомоторные методы, включающие мысленное
воспроизведение движений с установкой исправить или усовершенствовать те
или иные моменты действий, прежде чем они будут реально выполнены.
Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к
заданиям. Основным предметом изучения и в то же время основным средством
развития способностей в процессе физического воспитания является активная
двигательная деятельность. Даже при освоении широко известных видов
двигательной деятельности каждый как бы заново создает их в соответствии со
своими индивидуальными возможностями. Следует уче6сть так же, что
физическое воспитание, особенно людей зрелого возраста, строится в
значительной мере на самостоятельных началах. Все это требует умелого
сочетания руководящей роли преподавателя с высокой активностью и
самостоятельностью занимающихся.
Активность обусловлена заинтересованностью. Проблема пробуждения и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12