Рефераты. Общая физическая подготовка

зависит от конкретных задач и условий на различных этапах физического

воспитания.

6. Взаимосвязь методических принципов

Внимательно анализируя сказанное о принципах физического воспитания,

нетрудно заметить, что содержание их тесно соприкасается вплоть до

частичного совпадения. Это и не удивительно. Ведь все они отражают

отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса, который по

существу своему един и лишь условно может быть представлен в аспекте

отдельных принципов.

Принцип сознательности и активности формулирует общую предпосылку

реализации всех других принципов физического воспитания, ибо сознательное и

активное отношение занимающихся к делу обусловливает доступность учебного

материала, прочность приобретаемых знаний, умений и навыков, связь

предыдущего с последующим, установку на дальнейший прогресс и т. д. С

другой стороны, активная деятельность занимающихся лишь тогда может

считаться по-настоящему сознательной и лишь тогда ведет к поставленной

цели, когда она согласуется с требованиями, вытекающими из принципов

наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности. Столь же

тесная связь объединяет и другие принципы. Так, вне учета принципа

доступности и индивидуализации немыслимы ни выбор рациональной

последовательности, ни прогрессирование нагрузок. В свою очередь, границы

доступного раздвигаются на основе реализации принципов систематичности и

прогрессирования.

Отсюда следует, что ни один из указанных принципов не может быть

реализован в полной мере, если игнорируются другие. Лишь на основе единства

принципов достигается наибольшая действенность каждого из них.

Вполне очевидно, что действенность любого педагогического средства

зависит во многом от метода его применения. Специфические методы

физического воспитания неотделимы от физических упражнений. Но никакое

обучение и воспитание не мыслится без методов, связанных с применением

всеобщих педагогических средств—слова и сенсорно-образных воздействий

(«наглядности»), причем в процессе физического воспитания эти методы

приобретают свои особенности. Учитывая это, следует охарактеризовать в

целом как специфические, так и другие методы, органически включаемые в

процесс физического воспитания.

2. методы физического воспитания

1. Структурные основы методов

физического воспитания

1.1. Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов

физического воспитания

Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет

избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом.

«Нагрузкой» в физических упражнениях называют величину их воздействия

на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и

субъективных трудностей. Иначе говоря, этим термином обозначают прежде

всего количественную меру воздействия физических упражнений. Нагрузка

непосредственно сопряжена с расходованием «рабочих потенциалов» организма

(энергетических ресурсов) и с утомлением. Последнее же неизбежно связано с

отдыхом, во время которого развертываются восстановительные процессы,

обусловленные нагрузкой. Таким образом, нагрузка ведет через утомление к

восстановлению и повышению работоспособности.

Эффект нагрузки прямо пропорционален ее объему и интенсивности. Если

рассматривать отдельное физическое упражнение как некоторый воздействующий

фактор, то понятие объема нагрузки будет относиться к длительности

воздействия, его «протяженности во времени», суммарному количеству

выполненной физической работы и тому подобным параметрам. «Интенсивность»

же нагрузки будет характеризоваться силой воздействия в каждый данный его

момент, напряженностью функций, разовой величиной усилий и т. п. Общая

нагрузка нескольких физических упражнений может быть определена,

соответственно, по интегральным характеристикам ее объема и интенсивности в

отдельных упражнениях.

Между предельными показателями объема и интенсивности нагрузки

существуют обратно пропорциональные соотношения. Максимальные по

интенсивности нагрузки могут длиться лишь от долей секунды до нескольких

секунд. Предельные же по объему нагрузки могут иметь лишь относительно

невысокую интенсивность. Чем выше интенсивность какого-либо упражнения, тем

меньше возможный объем нагрузки, и наоборот.

Если говорить об ответных реакциях организма на заданную нагрузку, то

она характеризуется той или иной степенью мобилизации его функциональных

возможностей, т. е. величиной физиологических, биохимических и других

рабочих сдвигов, происходящих в организме во время выполнения упражнений.

Между этой «внутренней стороной нагрузки» и ее внешними параметрами

существует определенная соразмерность: одни и те же по внешним параметрам

нагрузки связаны практически с одними и теми же величинами функциональных

сдвигов; чем больше нагрузка по своим внешним параметрам, тем значительнее

сдвиги в организме; чем меньше она, тем меньше сдвиги. При различных

состояниях организма такой соразмерности не наблюдается. В этом случае

неодинаковые по внешним параметрам нагрузки могут давать сходные эффекты,

и, наоборот, одни и те же по внешним параметрам нагрузки—сопровождаться

различными функциональными сдвигами.

Нагрузка в различных методах физического воспитания бывает

стандартной—практически одинаковой по своим внешним параметрам в каждый

данный момент упражнения — и переменной—меняющейся по ходу упражнения.

Целесообразность использования нагрузок обоих типов вытекает из принципов

методики физического воспитания.

Структура методов физического воспитания определяется в значительной

мере и тем, имеет ли нагрузка в процессе занятия непрерывный (перманентный)

либо интервальный (прерывистый) характер. Отдых как составной элемент

методов физического воспитания может быть пассивным (относительный покой,

отсутствие активной двигательной деятельности) и активным (переключение на

какую-либо деятельность, отличную от той, какая вызвала утомление).

Активный отдых при известных условиях дает лучший эффект восстановления,

чем пассивный. Часто обе эти формы отдыха сочетаются, причем в начале

интервала между частями нагрузки дается активный отдых, а затем—пассивный.

Длительность интервала между частями нагрузки при различных методах

устанавливается согласно преимущественной направленности воздействий и

закономерностям протекания восстановительных процессов. Возможны интервалы

трех типов: ординарные, жесткие и экстремальные.

Эффект, достигаемый с помощью того или иного интервала, непостоянен. Он

меняется в зависимости от суммарной нагрузки, которую задают при

использовании определенного метода. С другой стороны, в зависимости от

особенностей задаваемых интервалов отдыха существенно меняется эффект как

отдельной нагрузки, так и всего занятия. Интервалы отдыха являются в

рассматриваемом отношении столь же важными компонентами методов физического

воспитания, как и нагрузка, причем каждый из интервалов названного типа

бывает в соответствующих условиях необходимым и оптимальным.

Итак, задаваемая нагрузка (параметры ее объема и интенсивности, порядок

повторения, изменения и сочетания с отдыхом), а также особенности

интервалов отдыха имеют существенное значение для характеристики методов

физического воспитания. Конкретные особенности того или иного метода во

многом определяются именно особенностями избираемого способа регулирования

нагрузки и отдыха.

1.2. Возможность различных подходов к освоению и

регламентации двигательных действий

Наряду с указанными способами регулирования нагрузки и отдыха в методах

физического воспитания воплощаются рациональные подходы к освоению

двигательных действий и определенные формы их общей регламентации

(организации и регулирования).

Возможны два противоположных подхода к освоению двигательных действий:

с первоначальным расчленением их на составные элементы и без расчленения

(т. е. сразу в целостном виде). Оба эти подхода целесообразны в зависимости

от особенностей изучаемых действий (их сложности или простоты), уровня

предварительной подготовленности занимающихся и других условий. Точно так

же и при воспитании физических качеств бывают необходимы как относительно

избирательные, так и целостные воздействия на различные функциональные

свойства организма.

Что касается способов общей регламентации деятельности при выполнении

физических упражнений, то они исторически складывались в формах, типичных

для гимнастики, игр и спорта. В настоящее время любая система физического

воспитания включает гимнастические, игровые и спортивные средства и методы.

Знакомясь с многообразием конкретных методов физического воспитания,

принципиально важно исходить из того, что ни один метод, взятый сам по

себе, никогда не может оцениваться как единственно полноценный. Успех

гарантирует лишь умелое применение всего комплекса научно и практически

оправданных методов с учетом особенностей используемых средств, контингента

занимающихся и условий занятий.

2. Методы строго регламентированного упражнения

В методах этого типа деятельность занимающихся организуется и

регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

— в твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный

состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.