Рефераты. Общая физическая подготовка

утомления, для сферы физического воспитания имеет значение преимущественно

физическое утомление, вызванное мышечной деятельностью.

3.1.2. Показатели выносливости

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение

которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.

Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и косвенным

способами. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое либо

задание и определяют предельное время работы с данной интенсивностью. Этот

способ практически не всегда удобен. Поэтому чаще пользуются косвенными

способами измерения выносливости.

Поскольку работоспособность в двигательной деятельности зависит от

многих факторов, следует учитывать два типа показателей выносливости:

абсолютные — отвлеченные от конкретных показателей силы и быстроты у

данного человека и относительные, парциальные — с учетом скоростных и

силовых возможностей занимающегося.

3.2. Методика воспитания выносливости

3.2.1. Общие основы

В процессе воспитания выносливости требуется решить ряд задач по

всестороннему развитию функциональных свойств организма, определяющих общую

выносливость и специальные виды выносливости.

Решение этих задач немыслимо без объемной, довольно однообразной и

тяжелой работы, в процессе которой обязательно приходится продолжать

упражнение, несмотря на наступившее утомление. В связи с этим возникают

особые требования к волевым качествам занимающихся. Воспитание выносливости

осуществляется в единстве с воспитанием трудолюбия, готовности переносить

большие нагрузки и весьма тяжелые ощущения утомления.

3.2.2. Основные компоненты методов воспитания выносливости

Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процессе занятий

преодолевается утомление определенной степени. При этом организм

адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне выражается в улучшении

выносливости. Величина и направленность приспособительных изменений

соответствуют степени и характеру реакций, вызванных нагрузками.

При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда других

упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими пятью

факторами:

1) абсолютная интенсивность упражнения (скорость передвижения и т. д.);

2) продолжительность упражнения;

3) продолжительность интервалов отдыха;

4) характер отдыха (активный либо пассивный и формы активного отдыха);

5) число повторений упражнения.

В зависимости от сочетания этих факторов будут различными не только

величина, но и — главное — качественные особенности ответных реакций

организма.

4. Воспитание гибкости и пути воздействия на некоторые свойства

телосложения

4.1. Воспитание гибкости

4.1.1. Гибкость как физическое качество

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-

двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев.

Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движений. Различают

активную гибкость (проявляемую в результате собственных мышечных усилий) и

пассивную (выявляемую путем приложения к движущейся части тела внешних

сил).

Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Эластические свойства

мышц могут в значительной мере меняться под влиянием центрально-нервных

факторов. Существенное значение в ограничении подвижности имеет возбуждение

растягиваемых мышц, имеющее охранительную природу.

Степень проявления гибкости зависит от внешней температуры среды,

суточной периодики, утомления. Неблагоприятные условия, ведущие к ухудшению

гибкости, можно компенсировать разогреванием с помощью разминки.

4.1.2. Основы методики воспитания гибкости

В процессе физического воспитания обычно не следует добиваться

предельно возможной степени развития гибкости. Она должна быть лишь такой,

которая обеспечивала бы беспрепятственное выполнение необходимых движений.

При этом величина гибкости должна несколько превосходить ту максимальную

амплитуду, с которой выполняется движение. Гипертрофированное же—выходящее

за пределы анатомического строения суставов—увеличение подвижности не

оправдано никакими соображениями, ибо оно нарушает гармонию развития и

вступает в противоречие с педагогическими задачами. Наибольшее значение

имеет подвижность в суставах позвоночника, в тазобедренных и плечевых

суставах.

Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой

движения—упражнения на растягивание. Они делятся на 2 группы — активные

движения и пассивные. В активных увеличение подвижности в каком-либо

суставе достигается за счет сокращения мышц, проходящих через этот сустав;

в пассивных — используются внешние силы.

Мышцы сравнительно малорастяжимы. Если пытаться увеличить их длину в

одном движении, то эффект будет очень незначителен. Однако от повторения к

повторению следы упражнения суммируются, и, если сделать несколько десятков

наклонов, увеличение амплитуды будет вполне заметным. Поэтому упражнения на

растягивание выполняют сериями по несколько повторений в каждой. Амплитуду

движений увеличивают от серии к серии.

После активных упражнений увеличенные показатели гибкости сохраняются

дольше, чем после пассивных.

Поскольку гибкость легче всего развивать в детском и подростковом

возрасте, основную работу по воспитанию гибкости надо планировать на этот

период.

4.2. Воспитание осанки

2.1. Характеристика осанки

Осанка выражается внешне в привычной для каждого человека манере

сохранять вертикальное положение тела. Иными словами, это комплекс качеств

и навыков, обеспечивающих выгодную для жизнедеятельности общую позу и

положение тела в пространстве. О рациональной («правильной») осанке говорят

тогда, когда основное положение тела характеризуется такой позой, которая

способствует сохранению статического или динамического равновесия и создает

благоприятные условия для функционирования организма. Формирование

рациональной осанки, ее закрепление и совершенствование предусматривается в

числе важных задач физического воспитания.

2.2. Основы методики воспитания осанки

Управление процессом формирования и закрепления навыка рациональной

осанки, а также предупреждение и исправление возможных нарушений ее

составляют один из существенных разделов физического воспитания. Решающая

часть процесса воспитания осанки приходится на младенческий,

преддошкольный, дошкольный и школьный периоды, однако оно не завершается с

этими периодами, а должно продолжаться в течение всей жизни человека.

Хотя наследственность влияет в той или иной мере на тип осанки, главную

роль в том, какая осанка будет характерна для индивида, играет

приобретенный навык прямостояния наряду с качественными основами сохранения

и регулирования позы. Поэтому первая задача в процессе воспитания осанки

заключается в формировании и последующем закреплении навыка рациональной

«основной стойки», благоприятной для функционирования двигательного

аппарата и внутренних органов. Эта задача решается в единстве с освоением

техники жизненно важных двигательных действий и воспитанием физических

качеств, особенно таких, как сила и гибкость, а также способности

поддерживать статическое и динамическое равновесие.

На первом этапе формирования навыка правильной осанки необходимо

создать достаточно ясное представление о ней и практически «прочувствовать»

ее. Разумеется, такие упражнения не должны быть чрезмерно утомительными. Их

нужно разнообразить и по возможности делать интересными, особенно в

занятиях с детьми. О необходимости постоянно соблюдать правильную осанку на

первых порах нужно как можно чаще напоминать, в том числе с помощью

плакатов, лозунгов («Сутулость—враг здоровья!»).

Учитывая, что общее распределение тонуса мышц, обеспечивающих

сохранение позы, существенно зависит от шейно-тонических установочных

рефлексов, важно с самого начала обращать внимание на верное положение

головы в вертикальной стойке. Однако положение верхних звеньев тела в

вертикальной стойке во многом определяется положением нижележащих опорных

звеньев, прежде всего нижних конечностей. Поэтому при поэлементном освоении

основной стойки и контроле за ее правильностью рекомендуется придерживаться

такой последовательности: 1. Постановка стоп. 2. Полное разгибание ног в

коленных суставах. 3. Разгибание в тазобедренных суставах и поясничном

отделе. 4. Установка верхних звеньев тела.

Разнообразные эффективные средства воспитания осанки предоставляет

гимнастика во всех ее видах. Особенно широко применяются для формирования и

закрепления навыка рациональной осанки строевые, порядковые и вольные

упражнения, а также так называемые элементарные «общеразвивающие»

упражнения, значительная часть которых специально предназначена для этой

цели. Немаловажную роль в систематическом закреплении навыка рациональной

осанки играют принятые в гимнастике правила соблюдения исходных положений

перед началом упражнения, требования «гимнастического стиля» выполнения

упражнений и фиксации конечных положений.

На этапах закрепления и совершенствования техники двигательных действий

основными средствами являются целостные упражнения. Некоторые из них имеют

особую ценность для совершенствования навыков рациональной осанки в

усложненных условиях статического и динамического равновесия. В этой связи

следует отметить упражнения в равновесии на уменьшенной опоре, упражнения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.