руки, они – инертны, вялы. Нужно привести аппарат домриста в активное
состояние, чтобы он почувствовал цепкость подушечек, сжимающих медиатор и
опору его на струну. Тогда собранность пальцев и упругость плеча при общем
лёгком тонусе будет основой игры тремоло в нюансе piano.
Та же причина, лежит в наиболее распространнёном зажатии предплечья
правой руки, при игре forte. Предплечье, у большинства домристов, несёт на
себе основную нагрузку в игре, потому как опирается на обечайку и постоянно
функционирует вне зависимости от динамики: как и в piano, так и в forte -
предплечье одинаково активно. Опираясь на обечайку, оно должно
уравновешивать работу левой руки и слегка придерживать домру. Участие
предплечья в динамике подчинено закономерностям координированной свободы и
является гибким проводником энергии от мышц плечевого пояса к подушечкам
пальцев.
Типичные для домриста зажатия локтя, плеча связаны с полным
невниманием к свободе и гибкости суставов-сочленений (не частей рук, а
именно суставов). Жёсткое, «бездыханное» ощущение сочленений, характерное
для продолжительной игры тремоло, предрасполагает к быстрому утомлению.
Домристу достаточно ощутить свободу и гибкость суставов, «представив себе
руки подобными трепещущей ленте в руках гимнастки» (9) (или подобными
крыльям птицы), чтобы утомление не возникало столь быстро. «Педагог может
цепко взять кончиками пальцев руку ученика и заставить её колыхаться,
подобно гимнастической ленте» (9). Если суставы пясти и запястья, локтя или
плеча зажаты, скованы, то пластичной вибрации не получится.
Не стоит смешивать понятия – упругость суставов и жёсткость, гибкость
и вялость. Это абсолютно разные вещи. Рука должна быть гибкой и цельно
упругой от плеча до подушечек пальцев.
Здесь стоит рассказать о методе С. М. Перельман, в основе которого
лежит воспитание мышечно-суставных ощущений и импульсный принцип работы. А.
А. Александров писал: «Величайшая мудрость импульсного метода работы рук
музыканта на инструменте состоит в том, что он заключает в себе возможность
создавать мышцам условия для микроотдыха во время работы: из трёх этапов
движения руки для извлечения звука – приготовление, взятие звука,
придерживание клавиши (струны) – рабочим будет только один этап – взятие
звука, а другие два следует считать отдыхом для рук» (1).
Поэтому на начальном этапе обучения, а также каждый раз в период
проработки музыкального материала в медленном темпе для профилактики и
надёжности необходима тщательная работа «импульсным методом». По мере
ускорения и поскольку слух ученика охватывает цельные и осмысленные
построения - взятие звука (по «импульсному методу») – растягивается до
окончания музыкальной мысли. Только после этого наступает отдых мышц и
подготовка к новому игровому моменту.
Можно отдыхать и в процессе игры, когда идёт сквозное развитие, поток
музыкального материала. В любом произведении: будь то кантилена или пьеса
виртуозного характера – всегда есть кульминационные, смысловые ноты, вокруг
которых группируется звуковое движение, вот они-то и станут моментами
отдыха. Выявив сознательно эти ноты, сосредоточив на них слуховое внимание,
делаем их опорными, то есть физически кратковременно упруго опираемся на
инструмент правой и левой руками одновременно именно на этих нотах. Каждая
из них и станет толчком для прохождения отрезка звукового материала до
следующей смысловой ноты.
Есть ещё ряд причин, способствующих возникновению заболеваний – это
«неосознанность приобретаемых в детстве автоматизированных навыков,
неумение контролировать свои приёмы игры, мускульные ощущения во время
работы» (45), а также игра холодными руками, физическая нагрузка в быту,
многочасовые занятия без постепенного вхождения в работу после длительного
перерыва и недостаточная общая физическая натренированность организма.
Одна из основных причин профессиональных заболеваний заключается,
прежде всего, в неправильном распределении работы мышц, когда крупные,
сильные мышцы плеча и спины выключаются из активной работы и перестают
помогать мышцам более мелким и слабым, то есть, нарушаются взаимодействия
различных звеньев аппарата, происходит то, что отдельные группы мышц
вынуждены выполнять непосильную для них работу. Например, перенапряжение
мышц-разгибателей пальцев, кисти и их сухожилий происходит по разным
причинам: недостаток опоры на струну, игра высоко поднимающимися пальцами
(тендовагинит, миозит - см. стр. 63-64).
Чаще всего с такими заболеваниями сталкиваются учащиеся, у которых
вялые движения рук, расслаблен тонус мышц и повышена их утомляемость.
Чтобы этого не происходило, нужно организовать единый мышечный тонус
всего исполнительского аппарата, включая осанку, мышцы спины, ног, плеча и
перераспределить работу мышечных групп таким образом, чтобы освободить от
непосильной нагрузки слабые мышцы и передать её сильным. Если этого не
сделать, то мышцы ещё больше стягиваются и укорачиваются. Иногда, боли
переходят и в плечи, и в шею, и в спину. Бывает так, что наверху боли
отсутствуют, но на лучезапястном суставе образуется ганглий (см. стр. 64).
Для того чтобы убедить своих учеников в том, что плечевые мышцы могут
быть очень активными, показателен пример людей с ампутированной до плеча
рукой. Мышечное чувство и тонус плеча у них развиваются настолько, что,
используя протез, они могут (только за счёт тонкой и точной работы мышц
плеча) хорошо писать. Идеальное тонусное состояние всего тела помогает
создать следующий нехитрый приём: ученик стоя «вдёргивает нитку в иголку»,
находящуюся на уровне его глаз. При этом всё тело сразу мобилизуется, руки
становятся лёгкими, цельными и устремлёнными к кончикам пальцев, держащим
иголку и нитку.
Важным качеством исполнителя являются, безусловно, двигательные,
домровые способности и, наконец, - его эмоциональность, темперамент.
Однако, наличие у исполнителя хорошего слуха, памяти, ритма, технических
способностей и эмоциональности, существующих порознь ещё не определяет его
таланта. Талант исполнителя – это не столько сумма определённых качеств,
сколько их ансамбль, сочетание. Всё дело решает наличие или отсутствие
достаточно прочных связей между соответствующими нейтронными системами в
мозгу и системой рецепторов – слуховых и мышечно-двигательных.
Живой от природы ребёнок, к тому же обладающий абсолютным слухом, за
инструментом может оказаться вялым и безразличным, ибо у него от природы
отсутствуют связи между воспринимающими слуховыми системами и
эмоциональными центрами и, соответственно, отсутствует эмоциональная
реакция на музыку, которая лишена для него выразительности, ибо он слышит
только высоту звуков, а не её интонационное звучание.
Буквально с первых шагов педагог должен суметь наладить у ученика
контакт между слухом и руками (воспитать исполнительский слух, основанный
на слуходвигательных импульсах), помочь ему выработать удобные, цельные
исполнительские движения неразрывно связанные в его мозге с живым, свободно
льющимся звучанием инструмента.
Исполнителю необходим специфический слух, неразрывно связанный с
тактильными (кожно-осязательными) и кинестетическими (мышечно-
двигательными) ощущениями, слух, который мы называем исполнительским.
Большое значение в работе исполнителя имеет обратная связь между мышечными
рецепторами и слуховыми анализаторами. С полной уверенностью можно сказать,
что не только хорошее слуховое восприятие стимулирует двигательную сторону
игры, но и хорошее мышечное чувство, тонкие тактильные ощущения оказывают
благотворное воздействие на слуховое восприятие.
По словам Гутерман, «вся картина исполнительского процесса похожа на
вечный двигатель, в котором каждый элемент стимулирует другой, связанный с
ним: зрительное восприятие текста («вижу») стимулирует предваряющее
внутреннее слышание («слышу»); звуковой образ вызывает связанное с ним
эмоциональное состояние («чувствую»); сплав слуховой и эмоциональной
реакции (слухоэмоция) вызывает определённый мышечный настрой – нужный
тонус, тонкие рецепторные «предощущения» («знаю») и, наконец, результат
этой предварительной работы: «команда» сверху из двигательных отделов коры
и пробная реализация звуко-эмоционального образа на инструменте с помощью
исполнительского движения.
Затем идёт обратная цепочка: мозг посылает сигнал, говорящий о степени
приближения к воплощению на инструменте задуманной звуковой цели («слышу»);
после этого происходит коррекция предварительной настройки аппарата
(«знаю») – новый импульс к действию – и новая попытка двигательной
реализации звукового представления» (14).
Главное в этом процессе – непрерывная (прямая и обратная) связь между
слуховыми, эмоциональными и мышечно-двигательными ощущениями. Завершается
этот процесс (представляющий собой поиск оптимального варианта движения,
необходимого для воплощения звукового образа) определённым положительным
результатом: движение найдено, приобретено необходимое умение, которое
позволит его повторить, когда будет необходимо.
«Видеть–слышать–чувствовать–знать–уметь» – вот та схема, по которой
протекает исполнительский процесс, если он проходит нормально» (14).
Свобода движения во время игры – это нужная собранность всего тела в целом.
Очень важно найти приёмы, мобилизующие, тонизирующие аппарат,
способствующие его предварительной настройке. При этом, по выражению
американского физиолога К. Прибрама, создаётся так называемый «тонический
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13