Рефераты. Некоторые из причин возникновения профессиональных заболеваний у домристов и способы их устранения

не в состоянии передавать свою технику молодому поколению, что методов

преподавания почти столько же, сколько пианистов, и ни один из этих методов

не смог до сих пор добиться всеобщего признания. Одним из наиболее важных

положений Штейнгаузена является то, что он определил основу развития

техники – ощущения. Он писал: «ощущения, непрерывно несущиеся к центральной

нервной системе, сообщают там о состоянии движения и этим дают возможность

непрерывно наблюдать и исправлять движения».

С. В. Клещёв писал: «ощущение является тем материалом, из которого

строятся сложные двигательные навыки – это основа педагогики. Получение

изолированного движения, то есть движения свободного от ненужных

сопутствующих напряжений и укрепление этого движения – вот первая задача

музыкальной педагогики. Из этого ощущения как из элемента должны в

дальнейшем создаваться сложные двигательные навыки музыкального

исполнения».

О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, температуре и многом

другом мы узнаём благодаря органам чувств. С их помощью человеческий

организм получает в виде ощущения разнообразную информацию о состоянии

внешней и внутренней среды.

Ощущение мышечной свободы – вот первая задача, с разрешения которой и

должно начинаться обучение музыканта. Именно отсутствие представления об

ощущении мышечной свободы и является главным фактором, возникающих позднее

искажений в двигательном аппарате.

Необходимо отметить, что некоторыми музыкантами, в частности И. Т.

Назаровым, В. А. Гутерман, С. М. Перельман,

А. А. Шмидт-Шкловской весьма успешно использовались способы раскрепощения

двигательного аппарата, которые позволяли музыкантам, страдающим

профессиональными заболеваниями рук не только избавиться от них, но и

изначально улучшить свои технические возможности.

Как пишет В. А. Гутерман: «совершенно правильным с точки зрения

физиологии оказался найденный мною приём показа ученику на моих собственных

руках как болезненного, так и здорового их состояния». А профессор Л. О.

Орбели пишет далее, что: «в результате такого метода обучения, основанного

на системе контроля со стороны преподавателя за счёт его собственных

кинестетических и осязательных ощущений, сопоставленных с кинестетическими

восприятиями ученика, последний учится тонкому анализу этих ощущений,

правильной оценке и умению руководить своей мускулатурой, создавая нужные

координации».

Несмотря на успехи в области фортепианной педагогики, вопрос о

предупреждении профессиональных заболеваний почти совсем не изучен и мало

разработан даже в специальной литературе.

Профессор В. А. Хорошко пишет: «больных с заболеваниями мышц очень

много, а между тем врачи знают о заболевании мышц чрезвычайно мало и

недостаточно». Подтверждение этому найдено и у доктора В. С. Марсовой,

которая говорит: «и в этом нет ничего удивительного, так как даже в больших

фундаментальных учебниках, трактующих о заболеваниях двигательного

аппарата, под органами движения подразумевается обычно главным образом

костный аппарат; на долю же мышц приходится последнее и скромное место».

Заняться изучением вопроса профессионального заболевания рук музыканта

побудило очень скудное представление и врачей, и музыкантов об этой

проблеме. Но если в фортепианной литературе этот вопрос пытаются как-то

освещать, то, что касается домровой литературы, никаких источников почти

нет.

В задачи данного реферата отнюдь не входит ни всестороннее освещение

этого важного вопроса, ни, тем более, опыт его разрешения. Цель этой работы

– показать, насколько велико значение рациональной, научно обоснованной

методики игры (а тем самым и роли педагога) в области профилактики и

лечения профессиональных заболеваний домристов.

Аппарат домриста представляет собой часть опорно-двигательной системы,

состоящей из пассивной части – костных звеньев и активной – мускулатуры.

Средняя, мясистая часть мышцы называется мышечным брюшком: из двух её

концов один называется началом, а другой – прикреплением мышцы.

Концы мышц переходят в сухожилия. Сухожилие – плотная, упругая,

параллельно-волокнистая соединительная ткань, всегда значительно более

тонкая, чем мышца. Скольжение сухожилий облегчается сухожильными

влагалищами.

Мышцы, обладающие двумя головками, соединяющимися в одно сухожилие,

называются двуглавыми (бицепс), а обладающие тремя – трехглавыми (трицепс).

Двигательная система управляется, регулируется и координируется

нервной системой и находится в тесном взаимодействии с другими системами

организма – кровообращением, дыханием, обменом веществ и т.д. В этом

проявляется целостность организма и взаимообусловленность всех его систем.

В движениях домриста участвуют плечевой пояс, плечо, предплечье,

кисть, пальцы и, в известной мере, принимает участие весь корпус (наклоны,

покачивания).

Верхняя часть аппарата – плечевой пояс, состоит из ключицы и лопатки,

которые лежат свободно, соединяясь между собой в ключично-лопаточном

соединении (рис. 1).

Рис. 1. Контуры

плечевого пояса Плечевой пояс создаёт опору всем движениям рук

в игре и обеспечивает большое разнообразие этих движений. С плечевым поясом

связана верхняя часть руки – плечо.

Рис.2. Плечевая кость

Плечо состоит из одной плечевой кости (рис. 2), соединяющейся с

лопаткой, которая принимает участие в движениях домриста. Благодаря

шаровидной головке плечевого сустава, плечо обладает большой подвижностью.

Оно и, отчасти, предплечье руководят движениями и обеспечивают силу

звучания. Движения осуществляются совместными усилиями мышц плеча, спины и

груди. Они, с одной стороны, легко сдвигают плечо (благодаря своим

размерам), а с другой – их антагонистическая (противодействующая)

деятельность способствует достижению полной уравновешенности. Плечо

отличается большим разнообразием

Рис. 3. Бицепс движений. Оно направляет и регулирует подъём и опускание

предплечья и кисти, осуществляет перенос руки по грифу, поддерживает руку в

тремоло и т.д. Из группы мышц, расположенных на плечевой кости и двигающих

предплечье, следует сказать о трицепсе, функционирующем как разгибатель и

бицепсе, выполняющем функцию сгибателя (рис. 3).

Предплечье состоит из двух костей: лучевой и локтевой. Лучевая кость

соединяется с костями запястья, локтевая – с ними не связана.

Цилиндрическая форма локтевого сустава делает его пригодным для быстрых

движений. При поворотах руки лучевая кость перекрещивается с локтевой, чем

обеспечивает ротацию (вращение) предплечья совместно с кистью.

Следовательно, ротация происходит не в самой кисти, а между костями

предплечья. В этих вращательных движениях участвует бицепс.

|Рис. 4. Кости предплечья |Рис. 5. Кости предплечья |

|в положении пронации |в положении супинации |

|[pic] |Ротация предплечья создаёт два положения – |[pic] |

| |пронации и супинации (рис. 4 и 5). При пронации| |

| |сухожилие бицепса находит на головку лучевой | |

| |кости. При супинации бицепс сокращается, | |

| |вследствие чего сухожилие, отходя, поворачивает| |

| |лучевую кость вспять. Следовательно, при | |

| |пронации | |

Рис. 6. ладонь поворачивается вниз, при супинации – вверх. В

пронации участвуют пронаторы: круглый и квадратный (рис. 6). Они двигают

лучевую кость вокруг локтевой. Круглый пронатор, кроме того, функционирует

и как сгибатель предплечья (на рис. 6 видно, что одна головка двуглавого

круглого пронатора прикрепляется к локтевой, другая – к плечевой кости).

Так как круглый пронатор подобно бицепсу, действует и как сгибатель,

пронация осуществляется Рис. 7. легче при

согнутой руке.

Запястье состоит из мелких костей, расположенных по четыре в два ряда

(рис. 7). При сгибании кисти, при движении запястья оба ряда двигаются. Это

даёт возможность при сгибании округлять кисть. Так как ряды могут смещаться

как по отношению к костям предплечья, так и по отношению друг к другу, то

мы также имеем возможность сгибать кисть в сторону к локтевой или лучевой

кости. Это создаёт благоприятные условия для гибких и эластичных движений.

Всего в кисти три ряда суставов: сочленение лучевой кости с костями

запястья (рис.7а), сочленение между двумя рядами костей запястья (рис.7б) и

сочленение последних с пястными костями (рис.7в).

Важным условием, обеспечивающим особую гибкость запястья, является то,

что мышцы – сгибатели и разгибатели прикреплены с одной стороны к костям

плеча (рис. 8а), а с другой – к пястным костям (рис. 8б) и, переходя через

другие суставы, обеспечивают единство и взаимосвязь в движениях (рис. 8).

Именно эта анатомическая особенность создаёт возможность гибких движений

кисти, способствует пластичности и разнообразию в звуке и фразировке.

Рис. 8. Сгибатели и Однако запястье имеет и свои

разгибатели запястья собственные мышцы, при

помощи которых кисть совершает боковые движения. Для сгибания и

разгибания эти мышцы менее употребимы, так как их сухожилия прикрепляются к

самому запястью, - значит, слишком близко к оси вращения, т.е. при этих

движениях требуется большая затрата энергии и, следовательно, они более

утомительны.

Поэтому запястье не выдерживает ни длительных и самостоятельных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.