Рефераты. Некоторые из причин возникновения профессиональных заболеваний у домристов и способы их устранения

детьми «руководящие указания» в отношении двигательных (игровых) навыков

должны занимать, по сравнению с работой над чисто музыкальными задачами,

довольно скромное место и носить характер скорее ненавязчивых поправок.

Если учащийся уже как-то приспособился к игровому процессу, то, как говорил

А. Рубинштейн: «Пусть играет хоть носом, лишь бы хорошо получалось».

В то же время, очень важно развить у малышей, уже в самом раннем

возрасте, множество тонких и разнообразных тактильных ощущений. Пусть они

потрогают, погладят, пощупают пальчиками поверхности с различной фактурой –

пушистой, жёсткой, бархатисто-нежной, колючей, шершавой и шелковисто-

гладкой. И надо, чтобы полученные ощущения они попробовали бы перенести на

струны. Пусть научатся с первых шагов прикасаться к струне, по-разному и

вслушиваться в звуковой результат этих разнообразных прикосновений. Самое

лучшее для ребёнка – это ассоциации, образные сравнения исполнительских

ощущений с тем, что им уже хорошо знакомо.

Стремясь заинтересовать ученика, особенно младшего возраста, следует

адресоваться к его представлению, фантазии, прибегая к различным

поэтическим ассоциациям. С первых этапов обучения необходимо следить, чтобы

в движениях ученика не появлялась скованность.

Иногда, в музыкальную школу приходят дети с зажатым исполнительским

аппаратом. Прежде, чем приступить к обучению таких учеников, нужно

обеспечить естественное ненапряженное состояние их аппарата в целом. Если

на малейшее движение, возникающее при игре, не обратить внимания, то оно

может стать в дальнейшем серьёзной проблемой для правильного усвоения

постановочных и игровых навыков. Зажатые руки неподатливы и неэластичны,

выглядят на инструменте неуклюже. Напряжение мышц сказывается самым

отрицательным образом на звукоизвлечении, интонации, на смене позиций

ограничивает беглость пальцев, быстро вызывает их утомление (см. приложение

1.1).

Неоспорим тот факт, что при равных данных и работоспособности больших

успехов добивается тот ученик, двигательный аппарат которого свободен.

Иногда, можно наблюдать такие случаи, когда работа музыканта определяется

формулой: « чем больше занимается, тем хуже играет». А все объясняется тем,

что силы и время таких музыкантов уходят не на художественное исполнение, а

на борьбу с преградами, создавшимися благодаря ненужным мышечным

напряжениям. И чем больше они борются ними, тем больше и больше их

возникает. Эти трудности порождают чувство страха, неуверенности,

нервозности. При фиксировании внимания на процессе преодоления трудностей,

они еще больше мешают творческой работе. И если в таких ситуациях

происходит срыв, то чувство страха, неуверенности усиливается, так как

память фиксирует неудачи и обостряет их в последующем. Память людей нередко

ведет себя весьма коварно – человек невольно запоминает и долго помнит как

раз то, что нужно как можно скорее забыть.

Довольно часто встречаются ученики, которые, не испытывая напряжения,

легко приспосабливаются к инструменту и правильно усваивают постановку с

первого же года обучения. Следовательно, есть какие-то внешние и внутренние

причины, вызывающие напряжение в мышцах.

Высокое напряжение мышц сопровождается большой затратой энергии,

которое расходуется в зависимости от силы и продолжительности действия

нагрузки, которую испытывают мышцы. Такое их физиологическое состояние

является противодействием в ответ на всякую испытываемую ими нагрузку. Но

этой нагрузкой может оказаться не только физическое действие (преодоление

тяжести), но и психическое состояние: страх, волнение, застенчивость,

неумение обращаться с инструментом, чрезмерное старание, а также большое

количество требований, которые предъявляет к ученику педагог.

Следовательно, при работе с начинающим, педагог должен так продумать

методику первоначального обучения, чтобы ею предупреждалась возможность

возникновения перечисленных выше явлений. Надо учитывать, что у каждого

ученика могут возникнуть эти явления, и быть готовым к их предотвращению.

Иногда же бывает так, что педагог не придаёт особого значения тому,

что ребёнок, который впервые пришел к нему на урок, испытывает робость,

смущение, вызванные новой, непривычной обстановкой. Подобное состояние

обычно выражается в общей скованности, при которой все его мышцы могут

оказаться напряженными ещё до знакомства с инструментом. Если же не

обратить на это внимание и дальше продолжать процесс обучения, то при

взятии инструмента напряжение может усилиться ещё за счёт хватательного

рефлекса (движения пальцев в жизни ребёнка почти всегда связаны только с

хватанием и удержанием. Поэтому очень важно научить юного музыканта

выполнять самостоятельные движения пальцев и свести до минимума вредное, в

данном случае, воздействие хватательного рефлекса), не умелого обращения с

домрой, а также из-за чрезмерного старания. Всё это может привести к тому,

что «постановка» будет усваиваться долго и не всегда правильно.

Ребёнка надо освободить от общего напряжения и лишь после этого

приступить к занятиям, иначе ощущение мышечного напряжения, испытанного на

первом уроке, может связаться с навыком держания домры и от него будет

очень трудно избавиться. С «постановкой рук» не стоит торопиться. Нужно

дать ученику возможность хорошо познакомиться с педагогом, освоиться в

новой, непривычной для него обстановке. Первые уроки могут быть проведены с

пользой и без инструмента. Они должны вызвать у ученика только

положительные эмоции, интерес и активность, но ни в коем случае – не страх

и волнение.

Чаще всего учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений

при ходьбе, беге, прыжках. Они с удовольствием импровизируют под музыку,

используя прихлопы, притопы, выразительные действия с предметом (мячом,

лентами), простейшие музыкальные инструменты. Такие музыкально-ритмические

занятия воспитывают у детей правильные двигательные навыки: ходьбы

(маршевая, спортивная), шага (высокий, на носках и так далее), движения рук

(мягкие, энергичные) и другие, а также обеспечивают формирование умений

управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение

и так далее.

До освоения навыков постановки надо дать ученику представление, что

такое свободное состояние мышц (чтобы он знал, к чему стремиться), показав

ему на примере, что любое действие можно выполнить напряженными и

свободными мышцами. Направление активного внимания, вслушивания в состояние

мышц различных частей тела, фиксирование в памяти лёгкости или

расслабленности, той или иной степени напряжённости, сознательное изменение

различного тонуса* мышц достижимы путём последовательной, целенаправленной

работы. Причем очень активной и сознательной работы по запоминанию

возникшего ощущения и восстановления его по желанию. При многократных

подобных упражнениях на каждом уроке ученик постепенно научится сам

контролировать состояние своих мышц и освобождать их от напряжения.

Добиваясь свободы движения рук, не следует смешивать понятия активной

свободы мышц с их излишней расслабленностью, при которой мышцы становятся

инертны и вялы. Термин «свобода» следует понимать как готовность к

действию, а не «мёртвый покой» («ноль напряжения» –

Г. Нейгауз). Различают две категории мышечной свободы – пассивную и

активную.

А. А. Александров пишет: «Пассивная мышечная свобода, то есть

расслабленность, характеризуется ощущением тяжести, весомости,

наполненности. Такое мышечное состояние необходимо при отдыхе – оно даёт

мышцам возможность быстрее отдохнуть и восстановить запас сил. Работа в

состоянии расслабленности мышц быстро приводит к ощущению усталости.

Активная мышечная свобода характеризуется ощущением лёгкости, подтянутости,

готовности мышц собрано включиться в работу. Именно в таком состоянии мышцы

и должны работать. Для приведения мышц в такое состояние необходимо так

называемое тоническое напряжение» (1). Контроль за состоянием своих мышц

ученик должен вырабатывать с первого дня обучения, тогда этот контроль

постепенно перерастёт в необходимую привычку.

Т. И. Вольская рекомендует делать с учеником ряд таких упражнений,

как:

a) расслабленное состояние мышц. Пониженный тонус. Ходим по комнате «как

старушка»: тяжело ступая, ссутулив плечи, опустив голову. Руки висят

как плети, тяжело раскачиваясь;

b) активная мышечная свобода. Лёгкий тонус. Ходим «как пушинка»: легко,

неслышно, но в то же время пружинисто ступая; голова приподнята, плечи

слегка развёрнуты, руки разведены округло в стороны, как бы бережно

неся две хрустальные вазы;

c) смена тонусного состояния. На счёт «раз-два-три-четыре» сначала ходим

«как старушка», затем на счёт «раз-два-три-четыре» ходим «как

пушинка»;

d) садимся на стул легко, «как пушинка», пружинисто и, главное,

беззвучно, тихо (без скрипа стула). Приседая, голову и туловище не

склоняем. Встаём со стула так же легко и беззвучно с поднятой головой

и прямой спиной;

e) сидя на стуле, меняем тонусное состояние с активного на пассивное на

счёт, как в упражнении b). Кисти рук при команде «сидеть как старушка»

расслабленно роняем на колени. При команде «как пушинка» легко

разводим в стороны, спину распрямляем.

Благодаря этим упражнениям ученик быстрее овладеет своим телом и

запомнит важнейшие для начала игровой деятельности ощущения – активного и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.