(согласованности) движений в разных звеньях руки, что ведёт к
дискоординации в нервных центрах и является предпосылкой к развитию
координационного невроза.
В его развитии важное значение имеет переутомление, при котором в той
или иной степени нарушается движение; ослабевает воля и внимание,
появляется рассеянность и апатия, теряется возможность на длительную
сосредоточенность, нет ясности мысли. Все эти психические нарушения
сказываются на движении, оно становится нечётким, неточным, замедленным.
Эффективность работы резко снижается.
Утомление наступает в результате длительной и напряженной работы, как
умственной, так и мышечной, и в обоих случаях при отсутствии своевременного
отдыха может распространиться на весь организм. Между мышечным (физическим)
и умственным утомлением нет принципиальной разницы. В обоих случаях
страдает нервная система – нарушаются закономерности тормозного и
возбудительного процессов. Это отражается на функции тех органов, которые
управляются соответствующими нервами, снижая их трудоспособность.
Появление утомления И. П. Павлов рассматривал как сигнал к прекращению
деятельности и необходимости отдыха, а отдых как охранительное тормозное
состояние, во время которого восстанавливается нервная энергия. Необходимо,
чтобы в фазе торможения произошла компенсация энергии, затраченной в фазе
возбуждения на действие. В этом состоит уравновешенность этих двух
процессов. При нарушении этого ритма и наступает утомление.
Из-за утомительного перевозбуждения естественная тормозная реакция
может и не наступить. Известно, что часто при резко выраженном утомлении
человек не может уснуть. Такое состояние характерно для переутомления.
У музыканта-исполнителя имеет место и мышечная и умственная усталость,
поскольку в его труде сочетается психическое и физическое напряжение.
Очень важное значение для сохранения трудоспособности у исполнителя
имеет эмоциональное состояние. Эмоциональный подъём мобилизует психическую
и физическую энергию. При отрицательных эмоциях – тревожном состоянии,
неуверенности в себе – трудоспособность быстро падает, скорее наступает
утомление. Характерно и нарушение координации в двигательной системе.
Каждый знает, что при плохом настроении ничего не ладится, «всё падает из
рук».
Причинами для возникновения координационного невроза являются:
неправильные методы работы, переутомление и расстройство нервной системы.
Лечение здесь должно быть направлено на восстановление равновесия
нервной системы и функций больной руки.
Координаторный невроз – одно из самых сложных заболеваний.
Причина возникновения такого заболевания кроется, по-видимому, в
нарушении работы двигательных центров коры головного мозга из-за
постоянного переутомления мышц при игре и образуется как защитная мера
организма. Более точного определения медицина ещё пока не готова дать.
Признаком появления координаторного невроза можно считать ощущение
некоторой непослушности какого-либо пальца. Во время игры в пальце вдруг
появляется судорожное мышечное напряжение, из-за которого палец может
внезапно остановиться, не попасть на нужный лад, подогнуться под гриф – он
становится неуправляемым.
Через некоторый промежуток времени это явление исчезает, но потом всё
чаще и чаще появляется вновь. Игра в определённых видах техники, чаще всего
в мелкой, становится неровной. Соседние с поражённым пальцы также чувствуют
себя неуверенно. Позже ощущения стягивания мышц или судорог, плохая
управляемость и неуверенность появляются и у других пальцев. В этих случаях
резко снижаются технические возможности музыкантов, пальцы уже не
справляются даже с несложными техническими задачами.
Устранение неполадок в игровом процессе и профессиональных заболеваний
возможны при перестройке игровых движений на основе мышечно-суставных
ощущений «импульсного принципа» работы мышц.
Эффективное упражнение на инструменте для ощущения свободы мышц –
лёгкое, чуткое прикосновение пальцев к струнам. Здесь необходимо через
прикосновение получить, как можно больше информации о свойстве поверхности
струн. При этом мышцы рук автоматически настроятся на лёгкие, экономные
усилия – останется только почувствовать и прочно запомнить эти ощущения.
Такие движения необходимо выполнять медленно, чтобы ясно осознать и
запомнить состояние мышц в руках. Необходимо следить за каждым пальцем, за
каждой частью руки.
Усвоенные движения нужно без каких-либо искажений применять и
закреплять уже при извлечении отдельных звуков, интервалов, на небольших
этюдах и пьесах.
На основе уже приобретённого опыта нужно научиться автоматически
регулировать мышечные напряжения при взятии звука, научиться сохранять при
этом естественность и удобство в мышцах.
Занятия на инструменте при профессиональных заболеваниях должны
начинаться сразу же, несмотря на болезненное состояние рук. Режим
самостоятельных занятий следует строго выполнять. В первое время заниматься
нужно ежедневно 2-3 раза по 10-15 минут каждой рукой по отдельности и
обеими вместе.
Сроки перестройки игровых движений и полного восстановления
работоспособности рук различны и зависят от многих причин: от сложности и
давности нарушений в нервно-мышечном аппарате, от индивидуальных свойств
музыканта, от умения правильно строить самостоятельные занятия.
Педагог, в первую очередь, должен быть тонким психологом. Одна из его
главных задач – умение находить «ключ» к каждому учащемуся, добиваться
контакта с ним, доверия к себе. Педагогу в этом процессе отводится роль
наставника. Ему приходится решать, в каждом конкретном случае, какие
упражнения следует применять, в какой последовательности, в каком
количестве, так как у учеников могут быть самые разные искажения
двигательных навыков и самые разные формы заболевания.
В некоторых случаях новые приёмы показывают на более здоровой руке. С
исправлением навыков у здоровой руки появляются приятные ощущения удобства,
которые передаются больной руке. Боли постепенно начинают уменьшаться, и
становится возможным понемногу включать в работу и больную руку.
Случается, что в дальнейшем боли могут возвращаться, но всегда при
правильной работе и умении разобраться в своих ощущениях ученик сможет их
ликвидировать.
Встречающиеся на практике нерациональные приёмы игры, способные
привести к профессиональным заболеваниям (и описанные болезни), далеко не
исчерпываются перечисленными здесь.
Во всех случаях, как осложнённых профессиональными заболеваниями, так
и тех, где до болезни ещё не дошло, прохождение специальных упражнений
помогает устранить неверные рабочие навыки и связанные с ними неудобства.
Более того, появляется свобода, умение управлять своим аппаратом; мозг
начинает работать, и выявляются такие качества индивидуальности, о
существовании которых прежде трудно было даже предполагать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1
Упражнения на расслабление мышц
1. Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно
приподнять руки вверх, скрестив их над головой и развести в стороны. На
выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до
полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы
плеч (для этого подставляет под плечи учащегося ладони). Упражнение
помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «от плеча», а также
освобождать мышцы рук от зажимов.
2. Протягивают перед собой одну из рук параллельно полу. Мышцы плеча и
предплечья при этом должны находиться в состоянии Рис. 1.
лёгкого напряжения, кисть же и пальцы должны быть опущены и расслаблены.
Сохраняя руку в этом исходном положении, постепенно ослабляют её мышцы;
когда она станет тяжелой, её «роняют», при этом она должна повиснуть в
совершенно расслабленном состоянии. То же самое делают другой рукой (рис.
1), а затем выполняют обеими руками.
Рис. 2.. 3. Поднимают руку вверх при несколько согнутом предплечье.
Мышцы плеча и предплечья слегка напряжены, кисть же и пальцы пассивны и
опущены. Затем «роняют» предплечье, сохраняя неподвижность и
первоначальную напряженность плеча. Постепенно ослабляют мышцы плеча;
когда оно станет тяжелым, руку «роняют», при этом она должна повиснуть в
совершенно расслабленном состоянии (рис. 2). То же делают и другой рукой,
а затем выполняют обеими руками.
4. Поднимают руку вверх при некотором напряжении плеча, предплечья и слегка
приподнятой кисти; пальцы Рис. 3.
находятся в пассивном состоянии. Затем роняют кисть, сохраняя
неподвижность плеча и предплечья (рис.3), правила расслабления те же, что
и в упражнении 2.
5. Понимают руку вверх. При этом упражнении вся рука, включая и пальцы,
выпрямлена и находится в лёгком напряжении. Затем роняют все пальцы
(большой
Рис. 4. палец в это время тоже немного сгибается), сохраняя
неподвижность всех других частей руки (рис. 4). Правила расслабления те же,
что и в упражнении 2.
6. Это упражнение является соединением упражнений 2, 3, 4, 5. Поднимают
одну руку вверх. Рис. 5.
. Сначала расслабляются пальцы, затем, после небольшой паузы, кисть и
далее – предплечье и плечо. Это упражнение объединяет несколько движений
в одно целое (рис. 5).
7. Обе руки опускают вдоль корпуса и приводят их в пассивное состояние.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13