Рефераты. Некоторые из причин возникновения профессиональных заболеваний у домристов и способы их устранения

(согласованности) движений в разных звеньях руки, что ведёт к

дискоординации в нервных центрах и является предпосылкой к развитию

координационного невроза.

В его развитии важное значение имеет переутомление, при котором в той

или иной степени нарушается движение; ослабевает воля и внимание,

появляется рассеянность и апатия, теряется возможность на длительную

сосредоточенность, нет ясности мысли. Все эти психические нарушения

сказываются на движении, оно становится нечётким, неточным, замедленным.

Эффективность работы резко снижается.

Утомление наступает в результате длительной и напряженной работы, как

умственной, так и мышечной, и в обоих случаях при отсутствии своевременного

отдыха может распространиться на весь организм. Между мышечным (физическим)

и умственным утомлением нет принципиальной разницы. В обоих случаях

страдает нервная система – нарушаются закономерности тормозного и

возбудительного процессов. Это отражается на функции тех органов, которые

управляются соответствующими нервами, снижая их трудоспособность.

Появление утомления И. П. Павлов рассматривал как сигнал к прекращению

деятельности и необходимости отдыха, а отдых как охранительное тормозное

состояние, во время которого восстанавливается нервная энергия. Необходимо,

чтобы в фазе торможения произошла компенсация энергии, затраченной в фазе

возбуждения на действие. В этом состоит уравновешенность этих двух

процессов. При нарушении этого ритма и наступает утомление.

Из-за утомительного перевозбуждения естественная тормозная реакция

может и не наступить. Известно, что часто при резко выраженном утомлении

человек не может уснуть. Такое состояние характерно для переутомления.

У музыканта-исполнителя имеет место и мышечная и умственная усталость,

поскольку в его труде сочетается психическое и физическое напряжение.

Очень важное значение для сохранения трудоспособности у исполнителя

имеет эмоциональное состояние. Эмоциональный подъём мобилизует психическую

и физическую энергию. При отрицательных эмоциях – тревожном состоянии,

неуверенности в себе – трудоспособность быстро падает, скорее наступает

утомление. Характерно и нарушение координации в двигательной системе.

Каждый знает, что при плохом настроении ничего не ладится, «всё падает из

рук».

Причинами для возникновения координационного невроза являются:

неправильные методы работы, переутомление и расстройство нервной системы.

Лечение здесь должно быть направлено на восстановление равновесия

нервной системы и функций больной руки.

Координаторный невроз – одно из самых сложных заболеваний.

Причина возникновения такого заболевания кроется, по-видимому, в

нарушении работы двигательных центров коры головного мозга из-за

постоянного переутомления мышц при игре и образуется как защитная мера

организма. Более точного определения медицина ещё пока не готова дать.

Признаком появления координаторного невроза можно считать ощущение

некоторой непослушности какого-либо пальца. Во время игры в пальце вдруг

появляется судорожное мышечное напряжение, из-за которого палец может

внезапно остановиться, не попасть на нужный лад, подогнуться под гриф – он

становится неуправляемым.

Через некоторый промежуток времени это явление исчезает, но потом всё

чаще и чаще появляется вновь. Игра в определённых видах техники, чаще всего

в мелкой, становится неровной. Соседние с поражённым пальцы также чувствуют

себя неуверенно. Позже ощущения стягивания мышц или судорог, плохая

управляемость и неуверенность появляются и у других пальцев. В этих случаях

резко снижаются технические возможности музыкантов, пальцы уже не

справляются даже с несложными техническими задачами.

Устранение неполадок в игровом процессе и профессиональных заболеваний

возможны при перестройке игровых движений на основе мышечно-суставных

ощущений «импульсного принципа» работы мышц.

Эффективное упражнение на инструменте для ощущения свободы мышц –

лёгкое, чуткое прикосновение пальцев к струнам. Здесь необходимо через

прикосновение получить, как можно больше информации о свойстве поверхности

струн. При этом мышцы рук автоматически настроятся на лёгкие, экономные

усилия – останется только почувствовать и прочно запомнить эти ощущения.

Такие движения необходимо выполнять медленно, чтобы ясно осознать и

запомнить состояние мышц в руках. Необходимо следить за каждым пальцем, за

каждой частью руки.

Усвоенные движения нужно без каких-либо искажений применять и

закреплять уже при извлечении отдельных звуков, интервалов, на небольших

этюдах и пьесах.

На основе уже приобретённого опыта нужно научиться автоматически

регулировать мышечные напряжения при взятии звука, научиться сохранять при

этом естественность и удобство в мышцах.

Занятия на инструменте при профессиональных заболеваниях должны

начинаться сразу же, несмотря на болезненное состояние рук. Режим

самостоятельных занятий следует строго выполнять. В первое время заниматься

нужно ежедневно 2-3 раза по 10-15 минут каждой рукой по отдельности и

обеими вместе.

Сроки перестройки игровых движений и полного восстановления

работоспособности рук различны и зависят от многих причин: от сложности и

давности нарушений в нервно-мышечном аппарате, от индивидуальных свойств

музыканта, от умения правильно строить самостоятельные занятия.

Педагог, в первую очередь, должен быть тонким психологом. Одна из его

главных задач – умение находить «ключ» к каждому учащемуся, добиваться

контакта с ним, доверия к себе. Педагогу в этом процессе отводится роль

наставника. Ему приходится решать, в каждом конкретном случае, какие

упражнения следует применять, в какой последовательности, в каком

количестве, так как у учеников могут быть самые разные искажения

двигательных навыков и самые разные формы заболевания.

В некоторых случаях новые приёмы показывают на более здоровой руке. С

исправлением навыков у здоровой руки появляются приятные ощущения удобства,

которые передаются больной руке. Боли постепенно начинают уменьшаться, и

становится возможным понемногу включать в работу и больную руку.

Случается, что в дальнейшем боли могут возвращаться, но всегда при

правильной работе и умении разобраться в своих ощущениях ученик сможет их

ликвидировать.

Встречающиеся на практике нерациональные приёмы игры, способные

привести к профессиональным заболеваниям (и описанные болезни), далеко не

исчерпываются перечисленными здесь.

Во всех случаях, как осложнённых профессиональными заболеваниями, так

и тех, где до болезни ещё не дошло, прохождение специальных упражнений

помогает устранить неверные рабочие навыки и связанные с ними неудобства.

Более того, появляется свобода, умение управлять своим аппаратом; мозг

начинает работать, и выявляются такие качества индивидуальности, о

существовании которых прежде трудно было даже предполагать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1

Упражнения на расслабление мышц

1. Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно

приподнять руки вверх, скрестив их над головой и развести в стороны. На

выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до

полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы

плеч (для этого подставляет под плечи учащегося ладони). Упражнение

помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «от плеча», а также

освобождать мышцы рук от зажимов.

2. Протягивают перед собой одну из рук параллельно полу. Мышцы плеча и

предплечья при этом должны находиться в состоянии Рис. 1.

лёгкого напряжения, кисть же и пальцы должны быть опущены и расслаблены.

Сохраняя руку в этом исходном положении, постепенно ослабляют её мышцы;

когда она станет тяжелой, её «роняют», при этом она должна повиснуть в

совершенно расслабленном состоянии. То же самое делают другой рукой (рис.

1), а затем выполняют обеими руками.

Рис. 2.. 3. Поднимают руку вверх при несколько согнутом предплечье.

Мышцы плеча и предплечья слегка напряжены, кисть же и пальцы пассивны и

опущены. Затем «роняют» предплечье, сохраняя неподвижность и

первоначальную напряженность плеча. Постепенно ослабляют мышцы плеча;

когда оно станет тяжелым, руку «роняют», при этом она должна повиснуть в

совершенно расслабленном состоянии (рис. 2). То же делают и другой рукой,

а затем выполняют обеими руками.

4. Поднимают руку вверх при некотором напряжении плеча, предплечья и слегка

приподнятой кисти; пальцы Рис. 3.

находятся в пассивном состоянии. Затем роняют кисть, сохраняя

неподвижность плеча и предплечья (рис.3), правила расслабления те же, что

и в упражнении 2.

5. Понимают руку вверх. При этом упражнении вся рука, включая и пальцы,

выпрямлена и находится в лёгком напряжении. Затем роняют все пальцы

(большой

Рис. 4. палец в это время тоже немного сгибается), сохраняя

неподвижность всех других частей руки (рис. 4). Правила расслабления те же,

что и в упражнении 2.

6. Это упражнение является соединением упражнений 2, 3, 4, 5. Поднимают

одну руку вверх. Рис. 5.

. Сначала расслабляются пальцы, затем, после небольшой паузы, кисть и

далее – предплечье и плечо. Это упражнение объединяет несколько движений

в одно целое (рис. 5).

7. Обе руки опускают вдоль корпуса и приводят их в пассивное состояние.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.