МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
КАФЕДРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Некоторые причины возникновения профессиональных заболеваний у домристов
и способы их устранения
Дипломная работа
студентки V курса
Афониной И. Г.
Творческий руководитель –
доцент Клименко Н. П.
Петрозаводск
2000
Содержание
Стр.
1. Введение в вопросы воспитания
исполнительского аппарата музыкантов. 3
2. Анатомическое строение руки. 10
3. Роль мышц в игровом аппарате исполнителя. 16
4. Физиологические процессы
осуществляемые центральной нервной системой
при игре на инструменте. 18
5. Роль двигательных центров в
опорно-двигательной системе. 24
6. Движение – как художественный процесс. 27
7. Предпосылки профессиональных заболеваний. 33
8. Способы возвращения к творческой жизни. 51
9. Профессиональные заболевания
(медицинское обоснование и способы лечения). 61
10. Приложения. 71
11. Список литературы. 81
«Только свобода –
мышечная и психическая –
создаёт счастливую предпосылку,
приводящую к большим достижениям»
Музыкальное исполнительство существует уже ни одно столетие, но вместе
с тем приходится согласиться с тем фактом, что до сих пор ещё не решены
основополагающие вопросы воспитания двигательного аппарата молодых
музыкантов. И дело здесь не в недостатках теоретических и практических
данных, накопленных за это время, а в ограниченности, противоречивости и
часто, однобокости выводов из них.
В фортепианной педагогике именно из-за неполадок в работе
двигательного аппарата в своё время возникла масса направлений, пытавшихся
обосновать теорию игры: механистическое, анатомофизиологическое и, наконец,
психофизиологическое. И, всё-таки, не одно из этих направлений, кроме
психофизиологического, так и не смогло дать исчерпывающего ответа на
вопрос, на какой же основе должен воспитываться двигательный аппарат
пианиста.
Руки человека – один из самых совершенных аппаратов, созданных когда-
либо природой. По своим возможностям, всеобъемлющей тонкости функций,
отзывчивости и готовности выполнять приказы мозга они не имеют себе равных.
Но вместе с тем, руки человека очень хрупкий организм и потребительское,
бездумное отношение к ним может привести к необратимым последствиям.
Вполне естественно и закономерно, что музыкант, не знающий своих
собственных рук не может дать правильных знаний в этом вопросе своим
ученикам.
Никакое знание и умение не может быть полноценным, если оно происходит
без азбучных истин. Ведь любая профессия, любая наука начинается с условия
элементарных знаний. И каким бы скучным не казалось условие этих азбучных
истин – без них всё-таки невозможно стать грамотным специалистом ни в какой
области. Вполне вероятно, что прежде чем излагаемый материал усвоится, его
придётся проработать с самого начала не один раз, но зато его усвоение
создаст прочный фундамент для успешного профессионального развития и
поможет в дальнейшем избежать ошибок.
В конце XIX века болезни рук у пианистов стали настолько частым
явлением, что это заставило некоторых музыкантов практически пересмотреть
основы методики преподавания.
Представители анатомо-физиологического направления
(Л. Депне, Э. Бах, Р. Брейтгаупт и другие) первыми сделали попытку
обосновать теорию игры на фортепиано, основываясь на данных анатомии и
физиологии.
Естественно, что скромный уровень науки того времени не позволял
полностью осветить все проблемы связанные с игрой на фортепиано. Уже в то
время физиологами-иследователями высказывалась необходимость изучения
музыкантами, хотя бы в общих чертах, наук, соприкасающихся с музыкальным
исполнительством.
Были попытки подменить научно обоснованную теорию исполнительства
подробным перечислением анатомического строения рук или
психофизиологических процессов, протекающих в организме человека. Вместе с
тем, очевидно, что никакое, пусть даже самое точное и доскональное знание в
строении рук, названии мышц, сухожилий, костей и тому подобного или
психофизиологических процессов не заменит умения в необходимой мере
подчинить всё это целям воспитания музыканта. Ведь самые подробные знания
каких бы то ни было правил, не делают человека опытнее – это правило нужно
ещё уметь применить.
И если посмотреть обширную литературу по теории фортепианной игры, то
можно отметить, что, в общем-то, уже давно сказано всё, что необходимо
знать молодому музыканту, для успешного обучения игре на фортепиано, но, к
сожалению, эти правильно высказанные положения и наблюдения не имеют
характера закономерной системы, а разбросаны по различным источникам и
поэтому почти не влияют на решение вопроса в целом.
И в настоящее время у множества молодых музыкантов из-за неполадок в
двигательном аппарате наблюдается замедленный технический рост или
возникают профессиональные заболевания. Надо не забывать, что
профессиональные заболевания – это болезни, от которых обычно не умирают,
но болеют, страдают, мучаются, становятся инвалидами, теряют
работоспособность.
Известны имена выдающихся музыкантов, страдавших профессиональным
заболеванием рук: С. Рахманинов, А. Тосканини,
Р. Шуман, С. Танеев, П. Чайковский, Г. Нейгауз, С. Скрябин и другие.
Горько наблюдать, как способные люди с прекрасными, хорошей формы
руками не могут играть. Страшно смотреть на человека, на творческой
деятельности которого, медицина диагнозом – профессиональная непригодность
– ставит крест. Для такого человека бросить любимое искусство и избрать
другую специальность не всегда возможно. И не каждый захочет примириться с
безвозвратной потерей затраченного времени, и, быть может, лучших лет своей
жизни. Для такого человека музыка является не роскошью, а насущной
потребностью.
Ещё в XVI веке Д. Дирута в трактате «Трансильванец» предназначенном
для обучающихся игре на органе и клавире писал: «Кисть над клавиатурой надо
держать совершенно свободной и мягкой, так как без того пальцы не могут
точно и быстро двигаться». Уже в то время было хорошо известно, что
напряженные мышцы существенно мешают точности и быстроте движений. Эта
установка не потеряла своей ценности и в наши дни, только стало больше
слов, всесторонне и подробно характеризующих состояние рук при игре, и вряд
ли кто из музыкантов будет отрицать или недооценивать важность свободы мышц
игрового аппарата. Но тогда почему же неполадки в руках, столь характерные
для прошлых времён продолжают оставаться существенным тормозом в
техническом и художественном развитии молодых музыкантов и в учебных
заведениях, и в исполнительской деятельности.
Вся сложность и парадоксальность создавшегося положения кроется в
следующем. Во-первых, по традиции считается, что свободе мышц научить
нельзя, что понятие «мышечная свобода» не поддаётся словесному определению,
что педагог в лучшем случае может только указать ученику общее направление,
а ученик должен сам «найти» в себе это чувство. Бардас писал: «мышечное
чувство субъективно и не поддаётся описанию, его можно приобрести только
путём самонаблюдения». И оказывается, что о «мышечной свободе» вроде бы
знают и педагог, и учащийся, а на самом деле это понятие так и остаётся
формальным, не познанным. Но именно это и является главным вопросом, с
осуществления которого и должно начинаться обучение.
Во-вторых, как писал Г. Прокофьев в предисловии к русскому изданию И.
Березовского «Психология техники игры на фортепиано»: «Вопросы «как играть»
и, главное «как учить» на фортепиано в громадном большинстве случаев
разрешаются пианистами» (и не только) «чисто практически – «как играю я» и
«как меня учили играть». Иными словами, вопросы эти в лучшем случае
решаются под флагом опыта и большой умелости в области игры на фортепиано,
а в худшем – под флагом рутины и традиций».
В связи с большим числом различных неполадок в работе рук и
профессиональных заболеваний, проблемой научного обоснования работы
двигательного аппарата вынуждены были заниматься и врачи, и физиологи, и
музыканты.
Большой вклад для научного обоснования игровых движений внёс немецкий
врач, исследователь в области физиологии движения рук музыкантов Ф. А.
Штейнгаузен (1859-1910 гг.). Он определил, что движение рук – есть, прежде
всего, психический процесс, то есть работа центральной нервной системы. И
так же отмечал, что если артисты и владеют настоящей техникой, они всё-таки
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13