Рефераты. Некоторые из причин возникновения профессиональных заболеваний у домристов и способы их устранения

мышц, очень помогает ощущение «воздуха под мышкой»*: при нём сразу же

включаются в работу мышцы плеча и рука держится в тонусе. Этот «сквознячок»

не всегда виден глазу, но должен быть ощутим самим исполнителем.

Но первый звук – оставляет желать лучшего. Дело – в пальцах

(вспоминаем упражнение с оттягиванием кончиков, восстанавливаем пальцевую

активность). А теперь кисть распустилась – приводим её в нужную степень

напряженности. За всеми нужными ощущениями в руках не удаётся проследить

сразу. Для этого нужно время.

Но вот, проходит какое-то время, и – всё становится на свои места. И,

как следствие, естественная смысловая реакция на смысловую, интонационную

сторону музыки, когда человек начинает играть уже не пальцами, а всем своим

существом, сливаясь с инструментом в единое целое.

С профессиональными заболеваниями рук сталкиваются не только студенты

высших учебных заведений, учащиеся музыкальных училищ и музыкальных школ,

но и выдающиеся музыканты-исполнители.

Медицинское лечение в отдельных случаях даёт определённые

положительные результаты, но полностью устранить болезнь оно не в

состоянии, так как не искореняет причин, вызывающих заболевание. Как

правило, музыкант, прошедший курс медицинского лечения, уже не в состоянии

заниматься на инструменте с такой же нагрузкой, как до болезни.

При интенсивных занятиях болезнь быстро возвращается и принимает более

сложные и острые формы. Повторный курс лечения в таких случаях, как

правило, уже не даёт значительных результатов.

Руки, обременённые избыточными усилиями, необязательно должны сразу же

болеть, нередко бывает, что музыкант, играющий зажатыми руками, постепенно

теряет технику, лёгкость, выносливость. Звук становится жёстким,

маловыразительным, технически трудные места удаются всё хуже и хуже.

К сожалению, до сих пор подавляющее число музыкантов не знает, в чём

кроется главная причина переигрывания рук. Многие считают, что причиной

является осложнение после каких-либо заболеваний или последствия бытовых

травм. Лишь немногие музыканты и врачи убеждены, что единственной причиной

заболевания рук являются неверные навыки игры, то есть неправильная

«постановка» рук. Естественно, что определённые мышцы и нервы, длительно

переутомляющиеся при нерациональных игровых движениях, в случае осложнения

от различных заболеваний поражаются в первую очередь, но это является лишь

побочной причиной, ускоряющей появление неполадок в руках.

Нередко педагоги в музыкальных учебных заведениях считают причиной

заболевания рук ученика не наличие дефектов в приёмах игры, а непригодность

рук учащегося для данного инструмента или неумение его заниматься регулярно

(то есть, отсутствие тренированности мышц), а иногда жалобы ученика на

усталость или боли в руках вообще игнорируются, считая, что ученик

увиливает от занятий и жалобы на руки – одна из очередных его хитростей.

Немало учащихся в таком положении берут академический отпуск или

переводятся на другие отделения.

Сроки возникновения заболевания зависят и от индивидуальных

особенностей музыкантов: от общего состояния здоровья, от состояния нервной

и мышечной системы. У одних руки могут болеть через два-три года после

начала занятий, у других – на каком-либо курсе училища, у третьих – или в

консерватории, или уже на исполнительской работе.

Чаще всего профессиональные заболевания выражаются в нервно-мышечных

болях в пальцах, пясти, запястье, предплечье и плечевом поясе, реже – в

мышцах лица и корпуса.

Такие заболевания при правильно организованных движениях рук проходят,

как правило, за два-три месяца.

Игра на любом инструменте представляет собой, с точки зрения

физиологов, мышечную работу и как таковая подчиняется законам мышечной

деятельности.

Все наши движения осуществляются путём сокращения и расслабления так

называемых скелетных мышц. Сокращение всей мышцы в целом слагается из

сокращения отдельных частей, пучков и волокон внутри мышцы. В описании

гистологов мышечное волокно состоит из ряда дисков: тёмных –

двупреломляющих и светлых – однопреломляющих, которые правильно чередуются

между собой. Процесс сокращения протекает в них таким образом, что

первоначально темнеют светлые диски (не укорачиваясь), затем наступает их

просветление; в то же время происходит потемнение, укорочение и утолщение

двупреломляющих тёмных дисков (собственный процесс сокращения), после чего

всё возвращается к первоначальному состоянию, после этой паузы отдыха, или

вернее накопления энергии к новому сокращению, - начинается новое

потемнение тёмных дисков. Здесь происходит последовательное согласование

противоположных состояний в процессе внутримышечного волоконцевого

сокращения.

После длительной работы наступает утомление мышц. Их способность к

сокращению уменьшается. У очень утомлённых мышц после сокращения не

наступает полного расслабления, а получается остаточное сокращение –

контрактура – замедленное расслабление мышц после рабочего движения.

Контрактура является признаком либо значительного переутомления мышц, либо

их болезненного состояния. При контрактуре – в мышцах рук даже в нерабочем

состоянии всегда ощущается какое-то напряжение, которое при неподвижных

руках не снимается. Нормальное сокращение и расслабление мышц

восстанавливается от лёгких плавных движений рук в простейших упражнениях.

Чаще всего у исполнителей встречаются тендовагинит, миозит, ганглий.

Тендовагинит (латинское tendo – сухожилие + vagina – влагалище + itis)

– воспаление сухожильных влагалищ. Каждое сухожилие покрыто оболочкой из

эластичной ткани. Внутренние поверхности оболочек постоянно орошаются

синвиальной жидкостью. При длительной однообразной работе в этих оболочках

создаются условия для воспалительных изменений, которые нарушают нормальную

подвижность сухожилий и приводят к отёку окружной ткани и болезненной

припухлости. Повторяющийся и длительное время текущий тендовагинит может

принять форму хронического заболевания, которое трудно поддаётся лечению.

Причиной заболевания тендовагинитом может служить маленькое от

природы, неразвитое растяжение, а также игра чрезмерно поднятым запястьем

(при сильно выгнутом запястном сочленении ослабевает сила и точность

пальцевых движений. Однако, на домре допустима некоторая выпуклость

запястья при игре на струне «ми», а также при игре аккордов и октав при

небольшой руке и маленьком растяжении).

Болезнь также может возникнуть от преувеличенных кистевых движений,

чаще всего – при исполнении пассажей, с постоянным колебанием запястья,

которое возможно, но в разумных пределах; при кистевой игре без включения

крупных мышц.

Ганглий (узел) – кистозное образование в ткани суставной капсулы или

сухожильного влагалища. Ганглий образуется в области лучезапястного сустава

между сухожилиями разгибателей, реже – на ладони у запястья или по линии

пястно-фаланговых сочленений. Жидкость, смазывающая суставные поверхности

костей, при длительной нагрузке усиленно выделяется и скапливается под

связками, образуя часто болезненные желваки.

Это заболевание также как и тендовагинит, чаще всего возникает от

длительных нагрузок на кисть.

Миозит – воспаление мышц, проявляющееся болевым синдромом, развитием

мышечной слабости и, иногда, атрофией поражённых мышечных групп.

Заболевание развивается вследствие интенсивного перенапряжения в процессе

игры, особенно при выполнении однообразных дифференцированных движений или

при длительном статическом напряжении. Миозит характеризуется болевыми

ощущениями, снижением мышечной силы, развитием в определённых группах мышц,

образований в виде узелков, тяжей. Чаще всего страдают мышцы плеча,

предплечья и плечевого пояса.

Наряду с этими заболеваниями, встречаются болезни, при которых нет

органического поражения мышц, суставов, нервов, нарушение движения в руке

исполнителя связано с нарушением закономерностей возбудительного и

тормозного процессов в центральной нервной системе при построении

двигательного акта. При этом страдает вся функциональная система, которая

формирует игровые движения.

Такое болезненное состояние проявляется в двух формах – спастической и

паретической. При спастической форме происходит болезненное перенапряжение

мышц руки. При этом теряется свобода, точность, слитность движений. В

дальнейшем усиливающееся напряжение в мышцах руки переходит в тоническую

судорогу (зажим). С паретической формой связана слабость в руке, которая

постепенно возрастает, к ней может присоединиться и дрожание. В результате

теряется точность и сила движений. В обоих случаях приходится прекратить

игру.

Паретическая форма чаще всего возникает в результате переутомления при

длительной игре без перерывов с однообразными приёмами техники.

Мышечная слабость в руках при этой форме физиологически объясняется

тем, что при чрезмерном и длительном раздражении определённых очагов

нервной системы возбуждение переходит в стойкое торможение. Поэтому

паретическая слабость представляет собой более глубокое нарушение движения,

чем спастическая. В дальнейшем такая слабость может стать стойкой и

распространиться на другие мышечные группы. При спастической форме процесс

возбуждения преобладает над процессом торможения – происходит чрезмерное и

нецелесообразное поступление импульсов из центральной нервной системы к

мышцам.

В обоих этих заболеваниях происходит нарушение синкинезии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.