Рефераты. Правовое регулирование международного правового судоходства

Предписание V/8-1 SOLAS предоставляет право государством утвер-ждать и выполнять императивные судоходные пути и районы в соответст-вии с Руководящими правилами и критериями, разработанными ИМО. Предписание представляет императивным для судов, входящих в зоны, покрываемые системами судоходных путей и районов, докладывать бере-говым властям, предоставляя подробности информации до прихода судна в порт. Другая информация может также требоваться в отношении опре-деленных категорий судов или судов, перевозящих определенные грузы. Предписание также устанавливает, что:

- все принятые системы судоходных путей и районов должны соот-ветствовать международному праву, включая соответствующие положение Конвенции ООН 1982 г.);

- ИМО признается единственным международным органом по разра-ботке руководящих правил, критериев и предписаний для систем судоход-ных путей и районов на международном уровне;

- инициатива действий установления системы судоходных путей и районов является ответственностью договаривающихся правительств. Они должны, в принципе, передавать свои предложения на рассмотрение орга-низации. Правительства, которые не представляют на утверждение орга-низации системы судоходных путей и районов должны, по возможности, стараться согласовывать их с руководящими правилами и критериями, разработанными организацией. Резолюцией MSC 43 (64), принятая Коми-тетом по безопасности на море ИМО, содержит также руководящие пра-вила и критерии;

- предписания и связанные с ними руководящие правила и критерии не должны ограничивать права и обязанности правительств, предостав-ленные ими правовым режимом международных проливов;

Принимая во внимание специфическую природу и особенности служб проводки судов, предписание V/8-1 (К) добавляет, что участие су-дов в соответствии с положениями принятых систем судоходных путей и районов, должно быть бесплатным для соответствующих судов.

Предписание V/8-2 SOLAS, вступление в силу которого ожидается 1 июля 1999г., касается служб проводки судов и устанавливает, что исполь-зование служб проводки может признаваться обязательным только в мор-ских районах внутри территориального моря прибрежного государства.

Суда с ядерными установками и суда, перевозящие опасные грузы

Ст. 22(2) Конвенции ООН 1982 г. устанавливает, что прибрежное государство в отношении танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые по своей при-роде вещества или материалы, при осуществлении мирного прохода через его территориальное море, может выдвинуть требования пользоваться морскими коридорами и схемами разделения движения, установленными или предписанными для регулирования прохода судов.

Основные положения, установленные относительно перевозимых судами грузов п. 1 и п. 2 ст. 22 Конвенции ООН 1982 г., дополняются по-ложениями ст. 23, которая относится непосредственно к иностранным су-дам с ядерными двигателями и судам, перевозящим ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества.

В соответствии со ст. 23 Конвенции ООН 1982 г., такие суда при осуществлении мирного прохода через территориальное море должны иметь на борту специальные документы и соблюдать особые меры предос-торожности, установленные для этих судов международными соглаше-ниями. SOLAS является одним из таких соглашений, в частности часть VIII SOLAS относится к судам с ядерными двигателями, а Глава VII гово-рит о перевозке опасных грузов.

Суда с ядерными установками

В соответствии с VIIIMO SOLAS суда с ядерными установками должны иметь специальный сертификат. Глава VIII дополняет Свод безо-пасности для ядерных торговых судов и Рекомендации по безопасности в портах для ядерных торговых судов.

Принимая во внимание риск стоянки торговых ядерных судов, ре-гулирование SOLAS включает специальные меры контроля. В дополнение к основным властным полномочиям государства порта, Правила 1\19 и VIIIM 1 предусматривают, что ядерные суда должны быть предметом осо-бого контроля до захода в порт и в портах Договаривающихся государств, особенно в отношении проверки наличия на борту действительного Сер-тификата ядерной безопасности судна, и что нет «непредусмотренной» ра-диации или опасности морю или порту, команде, пассажирам или обще-ственности, или морским путям или живым и минеральным ресурсам. Та-ким образом, государство порта имеет полномочия по введению в силу мер контроля в отношении иностранных судов, осуществляющих мирный проход через их территориальное море и заход в порты.

Опасные грузы

Суда, перевозящие опасные грузы - предмет Главы VII SOLAS, ко-торая регулирует меры безопасности относительно перевозки опасных грузов морем, включая упаковку и размещение груза.

Эта глава дополняется несколькими документами ИМО:

- Международный Кодекс постройки и оборудования судов, пере-возящих опасные химические грузы наливом 1983 г.;

- Международный Кодекс постройки и оборудования судов, пере-возящих сжиженный газ наливом 1983 г.;

Международный Кодекс морской перевозки опасных грузов 1960г.

Кодекс безопасной перевозки облученного ядерного топлива, плу-тония и радиоактивных отходов высокого уровня активности в контейне-рах на борту судов (IMF Code), дополнительно к SOLAS и IMDG в отно-шении всех судов, перевозящих высокорадиоактивных материалов. В ре-золюции А. 790(19), Ассамблея ИМО утвердила технические «основы» ИМО, через консультации с IAEA и UNEP, в продолжение обзора INF Code. Это включается в Долговременный рабочий план ИМО. Обзор INF Code по резолюции А. 790(19) включает такие вопросы, как планирование трасс, уведомления прибрежного государства и прохода судов через установленные особо чувствительные районы, имея в виду международные конвенции, находящиеся в силе. Code будет включаться в SOLAS и преду-сматривается, что он будет императивен согласно этой конвенции.

С точки зрения важности применения для защиты морской среды INF Code также будет императивен в соответствии с MARPOL 73\78.

Искусственные острова, установки и оборудование

Конвенция ООН 1982 г. устанавливает, что в территориальном мо-ре прибрежное государство может принимать в соответствии с положе-ниями Конвенции и другими нормами международного права законы и правила для защиты навигационных средств и оборудования, а также дру-гих сооружений или установок (ст. 21(1)(b)).

Конвенция ООН 1982 г. предусматривает, что в ИЭЗ прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений (ст. 56(b) (i)). Ст. 60 Конвенции устанавливает в ИЭЗ исключительное право прибрежного государства сооружать, разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов и установок. Пар. 3-7 этой ста-тьи обеспечивают возможность проведения деятельности, направленной на обеспечение безопасности судоходства и регулируют обязательства прибрежного государства в этом отношении.

Регулирование сооружения искусственных островов, установок и сооружений в связи с использованием системы морских трасс и схем раз-деления движения посвящена резолюция А. 572(14), относящаяся к основ-ным условиям плавания по таким трассам и схемам. Пар. 3.10 резолюции рекомендует Правительствам обеспечивать, так быстро, как это может быть возможным, чтобы нефтяные вышки, платформы и другие сооруже-ния не размещались без учета системы морских трасс, утвержденных ИМО или возле таких трасс. Если этого нельзя избежать, то схемы разделения движения судов изменяются в соответствии с руководством, данным в Части 7 данной резолюции. В случае сооружения стационарных установок, в районе, где имеются установленные схемы разделения движения, такие схемы изменяются окончательно, если будет признано необходимым, та-кое изменение может быть произведено через встречи в ИМО.

Ст. 60(3) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает обязанность оповещать о создании искусственных островов, установок и сооружений, а также убирать подобные объекты, если они больше не используются. Ре-золюция ИМО А. 672(16) устанавливает руководящие стандарты для уда-ления таких объектов, находящихся в пределах ИЭЗ и на континентальном шельфе. Заброшенные установки должны быть убраны в любом случае. Решение, позволяющее оставить установки полностью или частично на морском дне должно приниматься в соответствии с положениями резолю-ции. Этот инструмент также включает обязанность давать «надлежащее оповещение» о глубине, местонахождении и размерах любых установок и сооружений, которые убраны не полностью, как это предусмотрено в ст. 60(3) Конвенции. В соответствии с резолюцией А. 672(16) ИМО уведом-ляется о частично и полностью неубранных установках и сооружениях.

ИМО может постановить, что решение, принятое с учетом глубины, местонахождения и размеров установок и сооружений, не вполне отвечает требованиям ст. 60(3) Конвенции ООН 1982 г. относительно обязательно-го удаления установок и сооружений. Если удаление приводит к возмеще-нию ущерба, может быть применена Лондонская конвенция. В этом отно-шении 11-ая консультативная встреча в рамках Лондонской конвенции по-становила, что Руководство ИМО и стандарты, изложенные в резолюции А. 672(16) включаются в Конвенцию.

Ст. 60(4) Конвенции ООН 1982 г. закрепляет право прибрежного государства устанавливать вокруг искусственных островов, установок и сооружений зоны безопасности. Резолюция А. 671(16) рекомендует Пра-вительствам принимать унифицированные (единые) образцы для установ-ления таких зон безопасности (правило 1(с)). Резолюция включает Прило-жение со специальными руководствами для прибрежных государств, при-нимающее во внимание характер и функции искусственных островов, установок или сооружений при определении зон безопасности вокруг таких объектов, как это указано в ст. 60(5) Конвенции ООН 1982 г. Резолюция предусматривает, что прибрежное государство несет ответственность за распространение информации относительно ис-кусственных островов, установок и сооружений и зон безопасности во-круг таких объектов. Такая информация дается в Извещениях мореплава-телям, в радиосообщениях, световыми и звуковыми сигналами и т.д. (Nos. 1, 4 Приложения). Стационарные установки и зоны безопасности вокруг них должны быть отмечены на морских картах (No,.5 Приложения).

Резолюция А. 671(16) предусматривает дополнительные стандарты в отношении судоходства вблизи искусственных островов, установок и сооружений (No. 2 Приложения), как установлено в ст. 60(6) Конвенции ООН 1982 г. Резолюция призывает государства принимать меры, направ-ленные против нарушения зон безопасности и стандартов судоходства вблизи искусственных островов и сооружений и уведомлять государство флага о подобных нарушениях, совершенных его судами.

Пункты 3-6 статьи 60 Конвенции ООН 1982 г.

3. О создании искусственных островов, установок и сооружений должно даваться надлежащее оповещение, а постоянные сред-ства предупреждения об их наличии должны содержаться в исправном состоянии. Любые покинутые или более неисполь-зуемые установки или сооружения должны быть убраны в целях обеспечения безопасности судоходства, с учетом любых общепринятых международных стандартов, установленных в этой связи компетентной международной организацией. При удалении таких установок или сооружений должным образом учитываются также интересы рыболовства, защиты морской среды, права и обязанности других государств. О глубине, ме-стонахождении и размерах любых установок или сооружений, которые убраны не полностью, дается надлежащее оповеще-ние.

4. Прибрежное государство может там, где это необходимо, ус-танавливать вокруг искусственных островов, установок и со-оружений разумные зоны безопасности, в которых оно может принимать надлежащие меры для обеспечения безопасности как судоходства, так и искусственных островов, установок и сооружений.

5. Ширина зон безопасности определяется прибрежным государ-ством с учетом применимых международных стандартов. Эти зоны устанавливаются таким образом, чтобы они разумно со-относились с характером и функциями искусственных островов, установок или сооружений, и не простирались вокруг более чем на 500 метров, отмеряемых от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев, когда это разрешено общепринятыми международными стандартами или рекомендациями компе-тентной международной организации. О протяженности зон безопасности дается надлежащее оповещение.

6. Все суда должны уважать эти зоны безопасности и соблюдать общепринятые международные стандарты в отношении судо-ходства вблизи искусственных островов, установок, сооруже-ний и зон безопасности.

Ст. 80 Конвенции ООН 1982 г. гласит, что «статья 60 применяет-ся к искусственный островам, установкам и сооружениям на континен-тальном шельфе»

Содействие судоходству

В соответствии со ст. 21(1)(Ь) прибрежное государство может при-нимать в соответствии с «Конвенцией и другими нормами международно-го права законы и правила, относящиеся к мирному проходу через терри-ториальное море, в отношении вопросов защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок». Ст. 21(4) обязывает иностранные суда, осуществляющие право мирного прохода через территориальное море, «соблюдать все такие законы и правила и все общепринятые международные правила, касающиеся столкновения в море» Обязанность Договаривающихся правительств приходить к согла-сию в отношении содействия судоходству содержится в SOLAS (V\14).

Конвенция ООН 1982 г. содержит большое количество различных положений, направленных на облегчение и содействие судоходству в слу-чае осуществления транзитного прохода по морским путям, используе-мым для международного судоходства. Ст. 43 (а) Конвенции предусматри-вает, что государствам, использующим проливы, и государствам, грани-чащим с проливами, следует сотрудничать посредством соглашения «в установлении и поддержании в исправном состоянии в проливе необходи-мого навигационного оборудования и средств безопасности или в совер-шенствовании других средств содействия международному судоходству». Имеются различные международные механизмы, регулирующие сотруд-ничество в настоящее время. Например, если предпринимаются какие-либо меры по установлению морских трасс в проливах, ИМО должна объ-единять усилия в целях содействия судоходству в случае принятия решения относительно морских трасс. Любые действия, предпринятые отно-сительно объединения и введения документов должны приниматься ИМО, как компетентной международной организацией.

Другие, вытекающие обстоятельства

Государство флага, в соответствии со ст. 94 (3) Конвенции ООН 1982 г., «принимает на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросах, касающихся данного судна» Ст. 94(5) устанавливает, что, принимая такие меры государств «обязано придержи-ваться общепринятых международных правил, процедур и практики и предпринимать все необходимые шаги для обеспечения их соблюдения»

В этом отношении можно сослаться на резолюцию 3(18), направлен-ную на обеспечение безопасности жизни на море.

Правила относительно оказания помощи на море.

Обязанность оказывать помощь

Ст. 98 Конвенции ООН 1982 г. вменяет в обязанность государствам оказывать помощь терпящим бедствие на море и сотрудничать в этом во-просе с другими государствами. Обязанность капитана оказать помощь любым лицам, находящимся в опасности на море содержится в SOLAS (Правило V\10) и в Международной конвенции по спасанию 1989 г. (ст. 10).

Cm. 98 Конвенции ООН 1982 г.

1. Каждое государство вменяет в обязанность капитану любого

судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан

может эти сделать, не подвергая серьезной опасности судно,

экипаж или пассажиров:

а) оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, кото-рому угрожает гибель;

в) следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать;

с) после столкновения оказывать помощь другому судну, его эки-пажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его реги-страции и ближайший порт, в который оно зайдет.

2. Каждое прибрежное государство способствует организации, деятельности и содержанию соответствующей эффективной поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также, когда того требуют обстоятельст-ва, сотрудничать в этих целях с соседними государствами по-средством взаимных региональных договоренностей. Ст. 18(2) Конвенции ООН 1982 г. допускает остановку и стоянку на якоре во время осуществления мирного прохода, если они связаны с ока-занием помощи лицам, судам и летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Ст. 39(1)(с) Конвенции ООН 1982 г. обязывает суда и летательные аппараты при осуществлении права транзитного прохода воздерживаться от любой деятельность, «кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, ко-гда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием». Согласно ст. 54 Конвенции это правило применяется mu-tatis mutandis к архипелажному проходу по морским коридорам.

Поиск и спасание

Согласно ст. 98(2) Конвенции ООН 1982 г. каждое прибрежное госу-дарство способствует организации, деятельности и содержанию соответ-ствующей эффективной поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также, когда того требуют обстоя-тельства, сотрудничает в этих целях с соседними государствами посредст-вом взаимных региональных договоренностей. SOLAS в Правиле VMO предусматривает обязанность капитана судна полным ходом следовать на помощь людям, терпящим бедствие, сообщив, если это возможно, им об этом. Правило VM5 предусматривает, что каждое Договаривающееся пра-вительство обязуется обеспечивать принятие всех необходимых мер по организации наблюдения с берега и спасания людей, терпящих бедствие в море вблизи его берегов. Эти меры должны включать создание, эксплуа-тацию и техническое обслуживание таких морских спасательных средств, какие рассматриваются как практически возможные и необходимые исхо-дя из интенсивности движения судов и навигационных опасностей, а так-же, насколько практически возможно, должны предоставлять достаточ-ные средства обнаружения и спасания таких людей.

Специальные правила по поиску и спасанию устанавливает Междуна-родная конвенция по морскому поиску и спасанию 1979 г. (SAR). Она обя-зывает участников учреждать специальные службы для таких целей (Правило 2.1.1). Для этого устанавливаются районы поиска и спасания, в которых прибрежное государство несет ответственность за поиск и спаса-ние. Участники SAR обязаны сотрудничать в поиске и спасании с государ-ствами-соседями. Если нет иной договоренности. Участники должны не-замедлительно разрешать проход через их территориальное море или тер-риторию спасательных действий других Участников исключительно для целей поиска и спасания. После вступления SAR в силу Мировой океан был поделен на 13 регионов. В большинстве из них были разработаны примерные планы SAR в соответствии с требованиями Конвенции. В на-стоящее время, такие планы все еще устанавливаются в Юго-Западном Атлантическом, Северо-восточном Тихом, Юго-восточном Тихом, Среди-земноморском и Черноморском регионах.

Расследование морских аварий

Ст. 94(7) Конвенции ООН 1982 г. устанавливает, что каждое государ-ство флага организует расследование морской аварии или навигационного инцидента в открытом море, с участием плавающего под его флагом суд-на, приведшего к гибели граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий, или серьезному ущербу судам или установкам другого государства, или морской среде. Государство флага и другие государства обязаны сотрудничать в расследовании морской аварии или навигацион-ного инцидента.

Ст. 97(1) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что в случае столкновения или иного навигационного инцидента в открытом море, влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность, никакое уго-ловное или дисциплинарное преследование не может быть возбуждено, иначе как перед судебными или административными властями государст-ва флага или того государства, гражданином которого является преследуемое лицо. Ст. 58(2) Конвенции ООН 1982 г. распространяет данные по-ложения на ИЭЗ.

Ст. 97(2) устанавливает, что в области дисциплинарной ответствен-ности только государство, выдавшее диплом судоводителя или свидетель-ство о квалификации или разрешение компетентно отобрать эти докумен-ты, даже если их владелец не является гражданином государства, их вы-давшего. Это положение должно учитываться, когда изымаются докумен-ты, выданные в соответствии с STCW.

Обязанность государства флага расследовать любую аварию с ее суд-ном содержится в Предписании I\21 SOLAS и ст. 23 LL. Эти предписания устанавливают обязанность расследовать только, если такое расследование может способствовать определению того, какие изменения было бы жела-тельно внести в эти правила и соответственно включить требование, кото-рое участники предоставили ИМОГ с соответствующей информацией. Ре-золюция А. 637(16) по взаимодействию в расследовании морских аварий разработала вопрос обязанностей, регулируемых Конвенцией ООН 1982 г. для взаимодействия государств в расследовании. Эта резолюция, отмечая, что соответствующие статьи Конвенции отражают установленную между-народную детерминацию для достижения большего взаимодействия госу-дарств в целях расследования, рекомендует государствам выполнять пред-ложенные процедуры руководства по морским расследованиям в области морской безопасности и\или защиты окружающей среды. В частности, ре-золюция предписывает процедуры по консультациям и взаимодействию по руководству расследованием между государством флага и другими госу-дарствами, имеющими интерес в морской аварии. Проект Свода по рас-следованию морских аварий и инцидентов будет предложен для обсужде-ния и утверждения на 20-ой сессии Ассамблеи. В случае принятия, он за-менит резолюцию А. 637(16).

Долгосрочный План работы ИМО отмечает важность расследования морских аварий, включая в себя такие темы, как роль человеческого фак-тора, статистику аварий и расследований, спасательные операции, послед-ствия и возмещение по морским авариям.

Незаконные акты

Часть положений Конвенции ООН 1982 г. предусматривают условия для взаимодействия между государствами с целью подавления таких неза-конных актов, как пиратство или торговля наркотиками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.