Рефераты. Правовое регулирование международного правового судоходства

Регулирование судоходства по трассам СМП осуществляется Россий-ской Федерацией с целью предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, а также обеспечения безо-пасности мореплавания в данном регионе, «... поскольку существующие в Арктике особо суровые климатические условия и наличие льдов в течение большей части года создают препятствия либо повышенную опасность для судоходств, а загрязнение моря или северного побережья СССР может на-нести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нару-шить его, а также причинить ущерб интересам и благосостоянию народов Крайнего Севера».

Устанавливая статус исключительной экономической зоны, права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в проекте Федерального закона «Об исключитель-ной экономической зоне Российской Федерации» (далее - проект Феде-рального закона) воспроизводятся положения ст. 234 Конвенции 1982 г., которая предоставляет прибрежному арктическому государству право в «покрытых льдом районах» исключительной экономической зоны в отношении принятия мер для предотвращения загрязнения морской сре-ды с судов, более строгие, чем международные.

В то же время в исключительной экономической зоне российской Арктики действуют нормы общие для всей исключительной экономиче-ской зоны Российской Федерации.

Прежде всего, это принцип, согласно которому Российская Федера-ция, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной эко-номической зоне, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, и иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Это положение проекта Федерального закона находится в полном со-ответствии с положениями Конвенции 1982 г.

Проектом Федерального закона устанавливается, что внешняя грани-ца исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200

морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина терри-ториального моря.

Российская Федерация в исключительной экономической зоне осу-ществляет:

суверенные права в целях изучения, разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами;

разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других не-живых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к «сидячим видам» морского дна и его недр;

исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей; сооружать, а также разре-шать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусствен-ных островов, установок и сооружений.

юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников, создания и использования искусствен-ных островов, установок и сооружений.

Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искус-ственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрис-дикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммигра-ционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безо-пасности.

Проект Федерального закона содержит статью, которая в соответст-вии с положениями Конвенции 1982 г., в частности со ст. 211 (6), устанав-ливает, что для отдельных районов исключительной экономической зоны, где по признанным техническим причинам, относящимся к океанографи-ческим и экологическим условиям указанных районов и специфике пере-возок, необходимо принятие особых обязательных методов предотвраще-ния загрязнения с судов нефтью, ядовитыми жидкими веществами и мусором, при соблюдении необходимых международных процедур и междуна-родных договоров Российской Федерации могут быть приняты федераль-ные законы и иные нормативные правовые акты для предотвращения, со-кращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды.

В проекте Федерального закона также предусматривается, что в слу-чае столкновения судов, посадке судна на мель, морской аварии, проис-шедшей в исключительной экономической зоне, либо действия по ликви-дации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство Российской Федерации в соответ-ствии с нормами международного права вправе принять необходимые ме-ры, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации либо связанных с ним интересов от за-грязнения или угрозы загрязнения.

Очевидно, что данные положения проекта Закона имеют особое зна-чение для правового регулирования предотвращения, сокращения и со-хранения под контролем загрязнения морской среды арктической исклю-чительной экономической зоны.

В соответствии с положениями проекта Федерального закона органы охраны исключительной экономической зоны при выполнении ими слу-жебных обязанностей имеют право останавливать суда, если имеются дос-таточные основания считать, что эти суда произвели незаконный сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне. У капитана ос-танавливаемого судна может быть затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено, с составлением протокола об осмотре с после-дующим задержанием, если для этого имеются достаточные основания.

Кроме того, в исключительной экономической зоне Российской Фе-дерации органы охраны имеют право останавливать и осматривать рос-сийские и иностранные суда осуществляющие: разведку и промысел живых ресурсов: перегрузку выловленных (добытых) живых ресурсов на дру-гие суда: разведку и разработку неживых ресурсов: ресурсные и морские научные исследования: иную деятельность в исключительной экономиче-ской зоне. В случаях, предусмотренных проектом Федерального закона и международными договорами Российской Федерации, органы охраны имеют право: приостанавливать или прекращать указанную деятельность;

задерживать нарушителей и изымать у них орудия лова, инструменты, все незаконно добытое, а также документы в качестве временной меры до вы-несения окончательного решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения доказательств факта такого нарушения, а также для обеспе-чения исполнения решений суда; задерживать суда - нарушители и достав-лять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов); преследовать по горячим следам, задерживать суда - нарушители и доставлять их в порт.

Порядок преследования по горячим следам, остановки, осмотра и за-держания судов, порядок составления протоколов и порядок нахождения задержанных судов - нарушителей в портах Российской Федерации опре-деляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В проекте Федерального закона устанавливаются случаи применения органами охраны оружия против нарушителей данного Федерального за-кона и международных договоров Российской Федерации - для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должно-стных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности.

Военные корабли и летательные аппараты могут применять оружие против судов - нарушителей в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания на-рушителей.

Органы охраны пользуются правами, предусмотренными в проекте Федерального закона, также в отношении судов, находящихся в террито-риальном море или во внутренних водах Российской Федерации, если имеются достаточные основания считать, что эти суда нарушили в исклю-чительной экономической зоне нормы настоящего Федерального закона или международные договоры Российской Федерации.

2. ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 г. ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Основы взаимодействия между Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и ИМО

Конвенция ООН 1982 г. может быть названа «конвенция-зонтик», т.к. большое количество ее положений может быть реализовано только через специальные механизмы - оперативное регулирование или международ-ные соглашения.

Различные положения Конвенции ООН обязывают государства учи-тывать международные нормы и стандарты, принимаемые через «компетентную международную организацию» (ИМО).

Такие положения можно найти в следующих статьях Конвенции ООН 1982г.:

- статья 21(2), которая содержит указания на законы и правила, вво-дящие «общепринятые международные нормы и стандарты» относительно проектирования, конструкции, комплектования экипажа или оборудования иностранных судов, осуществляющих мирный проход через территори-альное море;

- статья 211(6)(с), указывающая на «общепринятые международные нормы и стандарты»;

- статья 217(2), содержит ссылку на требования международных норм и стандартов;

- статья 94(3, 5) ссылается на общепринятые международные правила, процедуры и практику, принимая необходимые меры для обеспечения безопасности в море;

- статьи 21(4), 39(2) и ст. 54 по ссылке, в которых есть указание на «общепринятые законы и правила, касающиеся предотвращения столкно-вения на море»;

- статья 22(3)(а), 41(3) и 53(8) содержит ссылку на «рекомендации компетентной организации» (ИМО) при установке морских коридоров и схем разделения движения;

- статья 23 обязывает иностранные суда с ядерными двигателями, а также суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые вещест-ва, при осуществлении мирного прохода через территориальное море иметь на борту документы и соблюдать особые меры предосторожности, «установленные международными соглашениями»;

- статья 60 и статья 80 указывают на «общепринятые стандарты, ус-тановленные компетентной международной организацией» в отношении искусственных островов, установок и сооружений (3), а также на «применимые стандарты» в отношении зон безопасности вокруг таких объектов (5) и «общепринятые международные стандарты» в отношении судоходства вблизи искусственных островов, установок, сооружений или зон безопасности (б);

- статья 94(3, 4, 5), статья 39(2), а также статьи 54 и 58(2) предусмат-ривают обязанность каждого государства придерживаться «общепринятых международных правил, процедур и практики» для обеспечения безопас-ности на море, а также в целях предупреждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.