Рефераты. Взаимодействие банков с органами финансового надзора

Положением Банка России [28] установлен указанный порядок в

соответствии с которым, определено, что представление из кредитной

организации в КФМ России сведений осуществляется в виде Отчета в виде

электронного документа (ОЭД), подписанного заверенной зарегистрированной

электронной цифровой подписью (ЭЦП). Кредитная организация самостоятельно

изготавливает ключи ЭЦП, которые она должна направить на регистрацию в

территориальное управление (ТУ) Банка России по месту нахождения кредитной

организации. Кредитная организация подписывает ОЭД электронной цифровой

подписью, затем шифрует его, после чего зашифрованное сообщение повторно

подписывает ЭЦП.

Доставка ОЭД в ТУ может быть произведена по каналам связи или на

магнитном носителе. ОЭД может содержать более чем одну операцию о которой

кредитная организация сообщает в КФМ России. В целях своевременного

представления информации в КФМ России кредитная организация направляет ОЭД

в ТУ до 16.00 по местному времени рабочего дня, следующего за днем

совершения операции. Принятая информация в тот же день до 18.00 по местному

времени передается из ТУ в Главный центр информатизации (ГЦИ) Банка России.

В Положении [28] сказано, что порядок направления информации из ГЦИ в КФМ

России осуществляется в порядке, устанавливаемом Банком России.

В целях установления порядка передачи сведений из ГЦИ в КФМ России было

подписано Соглашение от 28.01.02 г. «Об информационном взаимодействии между

Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и Комитетом

Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России),

осуществляемом в соответствии с Федеральным законом «О противодействии

легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» [36].

Приложением №1 к данному Соглашению устанавливается временный порядок

доставки информации от банков до КФМ России, предусматривающий

использование телекоммуникационной сети Банка России.

В частности, ГЦИ, получив файлы от ТУ, обрабатывает их в установленном

для статистической отчетности порядке и до 24-00 московского времени

помещает полученные зашифрованные файлы в директорию системы «Банком» для

КФМ России. Тот, в свою очередь, забирает из системы «Банком» эти файлы,

расшифровывает их с помощью СКЗИ «ВербаОW», полученного от Банка России во

временное пользование, и помещает расшифрованные файлы (с ЭЦП кредитной

организации) в архив. Ключи для расшифровки файлов КФМ России получает от

Банка России. По результатам обработки шифрованных файлов КФМ России

направляет в ГЦИ уведомление. В случае нерасшифрования отдельных файлов КФМ

России направляет в ГЦИ через систему «Банком» уведомление. ГЦИ доводит эту

информацию до ТУ, которое в свою очередь требует у кредитной организации

повторную отправку нерасшифрованного файла.

Порядок предоставления информации Банком России в КФМ России

Законом [6] предусмотрено, что «Центральный банк Российской Федерации

предоставляет уполномоченному органу [КФМ России] информацию и документы,

необходимые для осуществления его функций, в порядке, согласованном

Центральным банком Российской Федерации с уполномоченным органом». При этом

в данном Законе отмечено, что приведенное положение не распространяется на

информацию и документы, полученные Банком России при исполнении его

надзорных функций[29]. Это означает, что Банк России не может предоставлять

сведения в КФМ России, полученные, например, вследствие проведения проверок

кредитных организаций.

В настоящее время, на основании Соглашения [36] КФМ России взял на себя

обязательство по разработке типового автоматизированного рабочего места

(АРМ) в целях передачи информации от кредитных организаций в КФМ России. В

свою очередь, Банк России обязан обеспечить его внедрение в кредитных

организациях, включая проведение испытаний и тиражирование, а также

последующее обслуживание АРМ. КФМ России обеспечивает первоначальную

поставку документации по управлению ключевой системой в кредитные

организации, включая рекомендации по обеспечению информационной

безопасности в кредитной организации при обработке и передаче информации по

подозрительным операциям. Одновременно, Банк России должен приложить усилия

для осуществления внедрения АРМ в возможно короткие сроки, а также довести

до сведения кредитной организации согласованный порядок получения и

возврата программного обеспечения АРМ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение теории вопроса, законодательных и нормативных актов,

регулирующих банковскую деятельность и финансовый надзор, обобщение

международного опыта осуществления банковского надзора и контроля за

деятельностью кредитных организаций в зарубежных странах, анализ российской

системы взаимодействия органов финансового надзора с кредитными

организациями позволяют сделать следующие выводы и обосновать предложения

по дальнейшему развитию эффективного взаимодействия банков с органами

финансового надзора в отношении предотвращения отмывания денег через

банковскую систему России.

1. Во-первых, необходимо отметить, что к настоящему времени в научной

литературе не проведено глубокого анализа исследования системы эффективного

взаимодействия финансово-надзорных органов с банками, кроме того,

юридически не закреплено понятие «финансовый надзор», не приводиться

четкого разделения понятий «надзора» от «контроля», а соответственно и

«органов финансового надзора» от органов «нефинансового надзора». Также не

проведено глубокого анализа сущности органов финансового надзора в аспекте

взаимодействия с банками. Вместе с тем, такой анализ является необходимым

элементом для исследования работы всей системы финансового надзора и

определения в ней места банковскому сектору. Автор полагает первоочередным

принятие мер по осуществлению скорейшего узаконения терминологии,

основанной на понятийном аппарате, приведенном в данной работе. Решением

этой проблемы могло бы явиться разработка и внедрение Концепции об основах

финансового надзора в Российской Федерации, в которой бы были определены не

только органы финансового надзора, но и их функции и полномочия.

2. Во-вторых, полномочия Банка России по лицензированию и осуществлению

банковского надзора одновременно является неправильным. Вопреки позиции

самого Банка России по данному вопросу, автору представляется очевидным

необходимость выполнения этих функций различными независимыми друг от друга

институтами. Дело в том, что Банк России, выдающий лицензии на

осуществление банковской деятельности при проведении последующего

банковского надзора, как бы не заинтересован обнаружить в конкретном банке

серьезное нарушение (например, уголовное прошлое одного из крупных

совладельцев банка) поскольку в этом случае вина за недостаточную проверку

при выдаче лицензии ложится на Банк России. Следовательно, функция

банковского надзора должна быть отдалена от Банка России, осуществляющего

лицензирование банковской деятельности, и передана независимому

государственному или негосударственному институту.

3. Следующим аспектом проведенного исследования, которому необходимо

уделить особое внимание, является отсутствие законодательной базы в

отношении международного обмена информацией. Безусловно, существуют

международные договоренности в виде соглашений и конвенций по вопросу

взаимодействия в области противодействия отмыванию денег. В частности,

существует перечень соглашений с рядом стран (Грузия, Белоруссия, Болгария,

Хорватия, Казахстан, Узбекистан, Италия, Нигерия)[30] «О сотрудничестве и

взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а

также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием)

доходов, полученных незаконными путем». Однако в данных соглашениях

совершенно не освещен порядок обмена информацией. Кроме того, Соглашения

устарели и нуждаются в более новой редакции с учетом принятия

«антиотмывочного» Закона [6] и создания КФМ России. По словам главы

Департамента пруденциального надзора Банка России А.Ю. Симановского в

настоящее время в России действующие правовые нормы не способствуют обмену

информацией с зарубежными органами надзора, так как, например, передача

конфиденциальной информации зарубежному органу банковского надзора не имеет

надлежащего правового обеспечения, а конфиденциальность информации,

поступающей от зарубежного органа банковского надзора, отечественными

законами не защищена[31].

4. Следующий вывод характеризует систему превентивных мер по

недопущению криминального капитала в кредитные организации на стадии

лицензирования и регистрации банков. Представляется очевидным, что в

настоящее время нормативная правовая база Российской Федерации по этому

вопросу не соответствует современным требованиям законодательства по борьбе

с отмыванием преступных денег.

Законом «О банках и банковской деятельности» [10] предусмотрено, что

отказом в выдаче лицензии банку могут служить сведения в отношении

руководителя банка, главного бухгалтера и его заместителей:

. о наличии судимости за совершение экономических преступлений;

. о совершении в течение одного года административного нарушения в области

торговли и финансов.

В первую очередь, стоит обратить внимание на данную формулировку «могут

служить», из чего вытекает, что перечисленные критерии не подразумевает

автоматический отказ в выдаче лицензии. И наличие, например, судимости за

совершение экономических преступлений «может и не служить» поводом для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.