Рефераты. Взаимодействие банков с органами финансового надзора

предоставлять в ВИБ сводные данные относительно оборота денежных средств в

целях проведения последующего анализа, необходимого для выявления

подозрительных операций, которые могут предполагать попытку легализации

преступных доходов.

Указ Президента от 26.05.97 г. №153, предусматривающий реорганизацию

системы сообщения о подозрительных сделках, содержит указания и

рекомендации экспертов ФАТФ.

В соответствии с данным Указом были определены следующие задачи для ВИБ

в отношении противодействия легализации преступных доходов:

ВИБ получает данные о подозрительных операциях от всех категорий

посредников финансового сектора, что исключает прямую связь между

финансовыми посредниками и следственными органами провинции, в которой была

совершена та или иная сделка.

Гарантируется соблюдение конфиденциальности в отношении посредника,

сообщающего о подозрительных операциях, как путем исключения вышеуказанной

связи со следственными органами, так и на основе четкого предписания статьи

3-бис о неразглашении личных данных посредника, даже в случае оповещения

правоохранительных органов.

Требуется, как и предыдущими нормативно-правовыми актами, активное

сотрудничество со стороны финансовых посредников, включая их, таким

образом, в систему по предупреждению и борьбе с легализацией преступных

доходов.

Помимо этого, четко разделяются по видам деятельности финансовый анализ

и само расследование. Первое полностью входит в компетенцию ВИБ,

расследованиями же занимаются Следственное управление по борьбе с

организованной преступностью и Специальное подразделение финансовой

полиции, которые, в случаях относящихся к организованной преступности,

обязаны информировать Национального Прокурора по борьбе с организованной

преступностью.

б) Французский опыт

Французские нормативные акты, направленные на предотвращение попыток

«отмывания» преступных доходов, базируются на различных международных

документах и рекомендациях, принимавшихся с 1988 года (Декларация

Базельского Комитета от 12.12.88 г., Венская Конвенция от 20.12.88 г.,

Страсбургская Конвенция Совета Европы от 08.11.90 г., Европейские директивы

от 10.06.91 г.), также на вышеуказанных рекомендациях ФАТФ.

Основа нормативной базы:

. Закон от 12.07.90 г., дополненный декретом от 13.02.91 г. и правилами

Комитета по регулированию банковской деятельности от 15.02.91 г.

. Закон от 29.01.03 г.

. Закон от 13.05.96 г.

. принятый 15.05.01 г. Закон в части, касающейся усиления мер по борьбе

с отмыванием денег, полученных в результате организованной преступной

деятельности.

Законодательство устанавливает обязанность финансовых учреждений

представлять декларации о «подозрительных» операциях в ТРАКФИН[26] -

специальную организацию по обработке информации и принятию мер против

нелегальных финансовых операций, созданную при Министерстве экономики и

финансов Франции в соответствии с Законом от 09.05.90 г. ТРАКФИН является

уполномоченных органом, не выполняющим, однако правоохранительных или

полицейских функций, аналогично КФМ России.

Закон также предписывает неразглашение клиенту факта составления

декларации, вплоть до уголовной ответственности за подобное разглашение.

Возникает дилемма, связанная с правильной трактовкой понятия

«профессиональной тайны». Французская трактовка этого понятия заключается в

следующем: «раскрытие профессиональной тайны перед ТРАКФИНОМ об отношении

одной (а не всех вообще) операций клиента, которая не соответствует его

обычной профессиональной деятельности и может представлять опасность для

интересов общества, не должно отождествляться с нарушением понятия

профессиональной тайны вообще в отношении данного клиента и его операций».

В целях обеспечения правовой защиты банковских учреждений, Закон

предусматривает, что в случае передачи ТРАКФИНом в правоохранительные

органы материалов, касающихся декларируемой операции, сама декларация в

передаваемом досье не фигурирует.

Законодательные акты усиливают требования по «бдительности»,

предъявляемые к кредитным учреждениям:

. Проверка личности новых или случайных клиентов (физических и

юридических лиц)

. Проверка соответствия характера операций деятельности клиента

. Наличие письменных подтверждений и выписок в отношении некоторых

операций.

При этом банкам предписывается иметь собственные правила внутреннего

контроля в целях предотвращения легализации преступных доходов, довести их

до сведения сотрудников банка, а также регулярно проводить внутреннюю учебу

по данному вопросу.

Первоначально объектом законодательства являлось только «отмывание»

денег, связанных с наркобизнесом. Однако в 1996 году обязанность

составления деклараций была распространена на отмывание денег, являющихся

результатом действия организованной преступности.

К этому добавилась обязанность составления финансовыми учреждениями

деклараций в отношении:

. Операций, по которым у финансового учреждения могут иметься

серьезные сомнения в происхождении средств, позволяющих

предполагать существование сети организованной преступности

. Любых операций (на сумму свыше 50 тыс. французских франков), по

которым личность распорядителя или бенефициара операции продолжает

оставаться сомнительной, несмотря на проведенную проверку (Закон

от 15.05.01 г.).

. Операции финансовых учреждений, проводимых от своего имени или по

поручению третьих лиц с физическими или юридическими лицами,

(включая их дочерние предприятия или филиалы), действующими в

форме или по поручению финансовых или доверительных фондов или

любой другой формы управления вверенным имуществом, если личность

учредителей или бенефициаров неизвестна.

Закон от 13 мая 1996 г. расширил толкование отмывания преступных

доходов, вводя в Уголовный кодекс Франции (ст. 324.1) следующее его

определение: «Отмыванием является действие, имеющее целью любыми способами

облегчить ложное оправдание происхождения имущества или доходов автора

преступления или правонарушения, принесшие ему прямую или косвенную выгоду.

Отмыванием также считается содействие операции по размещению, сокрытию или

конверсии средств, являющихся прямым или косвенным продуктом преступления

или правонарушения». При этом Уголовный кодекс Франции предусматривает, что

отмывание преступных доходов карается значительным штрафом и тюремным

заключением от 5 до 10 лет.

В вопросе международного сотрудничества Закон 1996 года установил

процедуры, в силу которых:

. Расследование может быть инициировано третьей стороной,

подписавшей Европейскую Конвенцию

. Во Франции может быть наложен арест/конфисковано имущество,

являющееся продуктом преступной деятельности, совершенной на

территории государств, подписавших Европейскую Конвенцию.

Законом от 15 мая 2001 г. предусматривается издание декрета,

обязывающего декларировать любые операции, проводимые с юридическими или

физическими лицами, зарегистрированными или созданными на территории всех

государств или территорий, законодательство которых рассматривается ФАТФ,

как недостаточное или практика которых рассматривается ФАТФ как

препятствующая борьбе с отмыванием денег. Кроме того, данным законом

предусмотрена возможность государства, на основании специального декрета,

установить особый режим проведения, задержать или запретить операцию,

осуществляемую французским финансовым учреждением, если такая операция

подпадает под вышеуказанные критерии.

Взаимодействие банков с ТРАКФИНом строиться на следующих принципах:

. Банковский корреспондент ТРАКФИНА (которым, по общему правилу,

является руководитель службы внутреннего аудита банка), и также

другие, уполномоченные на контакт с ТРАКФИНом лица, действующие в

отсутствие основного корреспондента, назначаются Правлением банка.

Имена этих лиц также доводятся до сведения Банковской комиссии

(подразделение банковского надзора Банка Франции).

Соответственно, если какой-либо сотрудник банка считает, что он

столкнулся с операцией, содержащей признаки отмывания денег, он должен

немедленно информировать корреспондента ТРАКФИНа.

На основании этой информации заводиться досье операции (которое

храниться пять лет), и корреспондент ТРАКФИНа принимает решение о

подготовке декларации в ТРАКФИН. Он может принять решение передать

декларацию в ТРАКФИН (эта декларация может быть как письменной, так и

устной), или не передавать ее, если подозрения представляются недостаточно

обоснованными или дополнительно полученная информация лишает подозрения их

оснований.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ СОВМЕСТИМОСТИ И СОПРЯЖЕННОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ БАНКОВСКОГО И ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА

3.1. Проблемы усиления совместного надзора за офшорными банками

Законом №115-ФЗ [6] предусмотрено, что обязательному контролю[27]

подлежат, помимо прочего, операции по зачислению или переводу на счет

денежных средств, предоставление или получение кредита, операции с ценными

бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или

юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или

место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.