Рефераты. Взаимодействие банков с органами финансового надзора

исключения в рамках своей политики, основываясь на общем знании своих

клиентов. Однако ни банки, ни финансовые институты не уполномочены делать

исключения из требований идентификации по операциям своих клиентов. Следует

отметить, что в некоторых странах (Дания, Испания, Великобритания) эти

исключения не применяются в тех случаях, когда известно или есть

подозрения, что происходит отмывание денег. На практике большинство

исключений применяется в следующих случаях:

. при проведении операций с другими финансовыми институтами,

которые являются объектом аналогичных требований идентификации;

. полисы страхования жизни с годовой премией или разовой премией в

сумме, равной или меньшей установленного порога.

в) Требования к идентификации юридических лиц

Общие правила

Юридические лица, как правило, имеют право открывать счета от своего

имени. Однако в некоторых странах в это понятие попадают компании, трасты,

фонды, ассоциации и т.д. В большинстве случаев требуется соответствующая

информация об образовании юридического лица (регистрационные или

аналогичные документы, устав, и т.д.). Такая информация также часто

включает регистрационный номер, юридическую форму, название и почтовый

адрес компании, имена членов совета директоров, а также управляющих. В

большинстве стран-членов ФАТФ запрашиваются оригинальные экземпляры или

заверенные выписки из официальных регистров.

Для юридических лиц, зарегистрированных за рубежом, большинством стран-

членов ФАТФ установлено требование о предъявлении аналогичных документов,

если таковые существуют на практике. Однако учитывая то, что не выработано

единого для всех стран стандарта контроля, особое внимание следует уделять

легитимности документов. Интересно отметить, что в Финляндии юридические

лица-нерезиденты обязаны предъявить рекомендательное письмо.

Общим принципом является обязательная идентификация физических лиц,

стоящих за юридическим лицом (управляющие, директора). Например, в Канаде

проводится идентификация трех лиц, уполномоченных распоряжаться счетом.

Более того, для открытия счета и для получения полномочий на право подписи

по счету, обычно необходима резолюция совета директоров.

Прочие мероприятия

В дополнение к вышеупомянутым требованиям, в связи с тем, что при

идентификации клиентов, которые не являются физическими лицами, возникают

специфические проблемы, некоторые страны требуют от соответствующих

институтов проведения дополнительных проверок юридических лиц. Например, в

Бельгии, Финляндии, Франции и США банковские институты обязаны запрашивать

информацию о деятельности, размере бизнеса и финансовом положении клиента.

В Греции дополнительные проверки проводятся только в отношении счетов, по

которым возможны овердрафты. В Исландии, если юридическое лицо просит

кредит у местного банковского института, дополнительные проверки проводятся

только в отношении компании и ее юридической регистрации. В Гонконге и

Сингапуре перепроверяют информацию о юридических лицах в реестре компаний

или реестре компаний и бизнеса. В Великобритании финансовым институтам при

установлении отношений с клиентом рекомендуется выяснять ожидаемые размеры

и характер операций, которые будут проводится по счету.

В некоторых странах-членах ФАТФ каждый соответствующий финансовый

институт самостоятельно решает вопросы о проведении дополнительных

проверок. Почти во всех странах-членах ФАТФ отсутствуют специфические меры

против открытия счета в филиалах тех районов, в которых юридические лица не

имеют зарегистрированного офиса и не проводят деловых операций. В таких

случаях следует информировать соответствующие органы о подозрительной

операции (например, в Австралии, Бельгии, Дании, Германии, Италии, США) или

провести тщательную проверку.

Операциям юридических лиц, использующих в качестве адреса почтовые

ящики, следует уделять особое внимание или при необходимости сообщать

властям о проведении подозрительной операции. В некоторых странах компаниям

запрещено использовать в качестве адреса почтовые ящики (Франция, Греция).

г) Выполнение требований законодательства

Действия в случае неполной идентификации

Когда невозможно провести полную идентификацию клиента, соответствующие

институты могут предпринять следующие меры:

. прекратить отношения с клиентом (включая отказ в открытии счета или

проведении операции);

. заблокировать счет;

. информировать власти о подозрительной операции;

. рассмотреть возможность конфискации средств на счете через

определенный период времени;

. хранить записи данных, касающихся идентификации клиентов.

Вышеупомянутые действия могут применяться отдельно либо в совокупности.

Например, после того, как счет был открыт, финансовый институт может

заблокировать средства и одновременно направить сообщение о подозрительной

операции.

Большинству стран-членов ФАТФ не разрешается проводить операцию по

счету до того, как идентифицирована личность клиента. Однако банковские

институты могут позже обнаружить, что процедура идентификации была

выполнена неудовлетворительно. В этом случае институт должен, как минимум,

дать сообщение в соответствующие органы.

Санкции за невыполнение требований законодательства по идентификации

Санкции, применяемые к финансовым институтам в случаях невыполнения

требований законодательства в отношении идентификации клиентов:

. штрафы, налагаемые на физические лица, компании и финансовые институты;

. возможность лишения свободы - для физических лиц (членов правления,

директоров, управляющих, работников, представителей и других лиц,

которые постоянно или периодически оказывали услуги клиентам);

. дисциплинарные санкции (предупреждения, приостановка деятельности);

. требование об исправлении всех недостатков в процедуре идентификации

клиентов, если они обнаружены в ходе выполнения надзорных функций за

банковским сектором;

. приостановление или прекращение, запрещение и отстранение от

определенного вида деятельности и другие подобные действия.

Вышеупомянутые санкции могут применяться как в совокупности, так и

раздельно. Во многих странах невыполнение финансовым институтом

соответствующих действий для установления личности возможного клиента

является уголовным преступлением. Иногда не только к финансовым институтам,

но и к их сотрудникам могут быть применены наказания в виде штрафов или

тюремного заключения, в зависимости от их должности в банке и степени

участия в преступлении.

Необходимо отметить, что российская практика, опыт которой насчитывает

около 4 месяцев[23] работы в области предотвращения отмывания денег, не

уступает основным международным требованиям в части основы для банковских

институтов по идентификации клиентов, сроку хранения данных, а также иных

мероприятий по организации борьбы с отмыванием денег.

Несмотря на то, что законадательство в отношении банков является

адекватным мировой практике борьбы с отмыванием денег, законодательство

России не охватывает все финансовые институты. Так в частности, по словам

начальника управления контроля ФКЦБ России С.Помы, под нормы

«противоотмывочного законодательства» на рынке ценных бумаг подпадают

брокерская и дилерская деятельность, а также деятельность по доверительному

управлению ценными бумагами. Остальные виды деятельности на рынке ценных

бумаг, по словам С.Помы, «...под регулирование этого Закона не

подпадают»[24]. Так например, в настоящее время под действие Закона №115-ФЗ

не подпадают регистраторы, депозитарии, биржи и клиринговые организации,

которые по определению являются частью всей финансовой системы. Однако в

данной работе рассматривается практика организации взаимодействия банков с

органами финансового надзора и не ставится целью осуществление обзора

других финансовых секторов экономики.

2.3.2. Взаимодействие банков с органами финансового надзора[25]

а) Итальянский опыт

Закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным

путем от 5.07.91 г. №197 упорядочил сферу финансового посредничества,

разделив ее на две части, и ввел ряд административных норм по

предупреждению и борьбе с легализацией доходов, полученных преступным

путем. Вследствие принятия данного закона в сферу компетенции Валютного

Итальянского Бюро (ВИБ) при Банке Италии добавилось, помимо прочего,

противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

Административные меры, введенные Законом №197 в части борьбы с легализацией

преступных доходов заключаются в основном в пассивных и активных функциях

сотрудничества ВИБ с банковскими институтами. Данные обязанности касаются

всех финансовых институтов, подразделяющихся на две категории:

уполномоченные посредники и финансовые посредники, включенные в специальные

списки, хранящиеся в ВИБ. Первые – это все традиционные посредники и

финансовые институты (банки, страховые компании, риэлторские фирмы,

инвестиционные фонды и т.д.). К последним относятся финансовые компании,

занимающиеся инвестиционной деятельностью.

Пассивное сотрудничество заключается в обязанности идентифицировать

клиентуру и регистрировать данные в едином информационном архиве по

операциям, превышающим сумму в 20 млн. итальянских лир (около 10 тыс. долл.

США).

Активное сотрудничество заключается в обязанности сообщать о

подозрительных операциях. Каждый месяц уполномоченные посредники обязаны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.