6) CIF (Cost, Insurance, Freight......./ named port of deshuation)
означает, что, кроме обязанностей, как в случае CFR, продавец и его банк
должны обеспечить и оплатить страховку рисков во время транспортировки;
в) CPT (Carriage Paid То....../ named place of deshuation), т.е.
продавец и покупатель (и их банки) делят между собой риски и
ответственность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточный пункт
транспортировки) риски полностью переходят от продавца и его банка к
покупателю и его банку;
г) CIP (Carriage And Insuranse Paid To..../ named place of deshuation)
означает, что риски переходят от продавца к покупателю в определенном
промежуточном пункте транспортировки, но, кроме того, продавец обеспечивает
и платит стоимость страховки товара.
Последняя группа терминов D означает, что все транспортные риски
ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации:
a) DAF (Delivered At Frontier..../ named place), т.е. продавец
принимает на себя риски до определенной государственной границы. Далее
риски принимают на себя покупатель и его банк;
6) DES (Delivered Ex Ship ....../named port of deshuation) означает,
что передача рисков продавцом покупателю происходит на борту корабля;
в) DEQ (Delivered Ex Quay (Duty Paid)....../ named port of deshuation)
— передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт загрузки;
г) DDU (Delivered Duty Unpaid...../ named place of deshuation) —
продавец принимает на себя транспортные риски за порчу, потери, хищения и
пр. товара до определенного договором места (чаще всего это склад) на
территории покупателя;
д) DDP (Delivered Duty Paid ...../named place ofdishuation) —продавец
ответствен за транспортные риски до определенного места на территории
покупателя, но последний оплачивает их.
Необходимо отметить, что, если покупатель не принимает товар по каким-
либо причинам или не имеет возможности произвести оплату в договорной срок,
риски могут перейти от продавца к нему раньше.
Лизинговый и факторинговый риски
Уровень банковских рисков может возникать также при осуществлении
лизинговых и факторинговых операций, бартерных и клиринговых сделок.
Лизинг — это метод финансирования развития новой техники и технологии,
расширения продаж оборудования, который особенно актуален в период
необходимости ускоренного внедрения отдельных элементов реального основного
капитала, сокращения жизненного цикла товаров и пр.
Лизинг считается в настоящее время операцией с повышенным риском.
Поэтому целесообразно осуществлять покрытие убытков от него за счет
резервного фонда банка.
В зависимости от формы отношений между субъектами, осуществляющими
лизинговые операции, он может быть оперативным, финансовым, возвратным,
международным. Каждый из вышеперечисленных видов лизинга может быть прямым
и косвенным; срочным и возобновляемым (револьверным); чистым и полным.
Клиринг — это взаимная оплата между двумя банками, районами,
экономическими единицами, государствами, при которой производится обмен
товаров без перевода денег (валюты). Сущность клиринга выражается в
следующем: за определенный календарный период, обычно один год, суммы
взаимной торговли обращаются на конкретных банковских счетах различных
торгующих стран на основании специального клирингового договора.
Осуществляя клиринг, каждая сторона-экспортер получает сумму
экспортируемого товара от своего банка. Банк, со своей стороны, не ждет
перевода из банка-импортера, дебетует клиринговый счет и высылает
дебетовое авизо соответствующему банку, связанному с импортером./
Бартерные сделки — это форма компенсации, когда товар оплачивается не
деньгами, а товаром. Бартерные сделки могут быть межфирменными и
межгосударственными. Чаще всего межфирменные бартерные сделки
осуществляются с помощью различных посредников.
Международные бартерные сделки, так же как и клиринг, связаны с прайс-
листами, техническим кредитом, валютой для пересчета стоимости товаров, но
они не связаны с определенным временным периодом, и продолжительность
бартерных договоров зависит от количества и стоимости товаров, указанных в
конкретных прайс-листах.
Факторинг - разновидность торгово-комиссионных операций, в которых
специализированная компания кредитует продавца при проведении им отгрузки
товара по сделке купли-продажи, приобретая дебиторскую задолженность
клиента и взыскивая ее самостоятельно.
Риски, связанные со спецификой клиента банка
По своей сути банк — это коммерческое предприятие. Основным принципом
взаимоотношений "банк — клиент" является принцип получения прибыли банком
при меньших затратах и принцип минимизации всех видов риска. Банк на самом
деле может рисковать (и он рискует ежедневно в процессе своей деятельности)
своим собственным капиталом, но не капиталом клиента, его прибылью. С целью
минимизации риска банк должен:
* диверсифицировать портфель своих клиентов, что ведет к диверсификации
всех видов риска, т.е. его рассредоточению;
* стараться предоставлять кредиты в виде более мелких сумм большему
количеству клиентов;
* предоставлять большие суммы клиентам на консорциональной основе и пр.
Рассмотрим один из способов классификации клиентов банка, с помощью
которой может быть снижен уровень всех видов банковского риска.
Виды клиентов банка в зависимости от принадлежности к различным
отраслям (отраслевой риск)
Согласно теории рисков основным признаком принадлежности предприятия к
той или иной отрасли является назначение выпускаемой продукции. Различают
предприятия первичной сферы, к которой относятся сельскохозяйственные
предприятия; предприятия вторичной сферы (промышленные), которые, со своей
стороны, могут быть добывающими и перерабатывающими, и, наконец,
предприятия третичной сферы, предоставляющие разного рода услуги (банки,
страховые, аудиторские, консультационные компании и пр.) и осуществляющие
свою деятельность в сфере сбыта (оптового или розничного).
Факторы, оказывающие влияние на уровень отраслевого риска, могут быть
сгруппированы следующим образом:
* деятельность альтернативных отраслей за определенный период времени;
* внутриотраслевая конкуренция, которая может быть ценовой и неценовой
и зависит от сложности вхождения новых производителей в отрасль, наличия
или отсутствия товаров-заменителей, рыночной силы покупателей
(потребителей), рейтинга поставщиков и посредников, авторитета
благожелательных контактных аудиторий.
Одним из основных способов измерения уровня отраслевого риска является
получение Р-коэффициента отрасли (бета-коэффициента)`.
Этот коэффициент определяет уровень колебаний или отклонений
результатов деятельности конкретной отрасли по отношению к результатам
деятельности всей экономики рынка страны. Очевидно, что для анализа уровня
отраслевого риска необходима достаточно обширная база данных
макроэкономических показателей за достаточно длительный период времени.
Отрасль с показателем коэффициента выше единицы имеет более высокий
уровень риска, чем отрасль с коэффициентом ниже единицы. Обычно этот анализ
проводится с помощью регрессионных моделей или методов факторного анализа.
Кроме того, уровень отраслевого риска достаточно динамичен и необходимо
проводить анализ его уровня не только в статике, но и в динамике.
Уровень риска банков в зависимости от размера клиента
В зависимости от размеров предприятия клиенты классифицируются в три
группы — мелкие, средние и крупные.
Мелкие и средние заемщики более гибкие, быстрее могут отреагировать на
потребности рынка, клиента. Их структура более легкая, что дает им
возможность быстрее менять направления своей деловой активности, получать
высокую прибыль. В последнее время в США, например, государство дает
субсидии и возможность средним предприятиям заниматься активными научными
исследованиями, новыми направлениями и пр. Получение результатов происходит
быстрее.
Но мелкие и средние предприятия обычно имеют небольшой собственный
капитал, что приводит к банкротству в условиях жесткой конкуренции, каких-
то непредвиденных изменений политического и экономического характера (риск
форс-мажорных обстоятельств). Часто они имеют небольшое количество
клиентов, контролируют небольшие рыночные окна, ниши и/или сегменты.
Поэтому количество банкротств выше для мелких и средних предприятий.
Согласно статистическому анализу американских экономистов обычно около 50%
вновь созданных мелких и средних предприятий разоряются в течение первых
двух лет, и, как правило, не больше 10% из них продолжают существовать 7
лет после своего создания`.
Крупные предприятия, наоборот, более инертны. Они не реагируют быстро
на изменения в потребностях рынка и конкретного потребителя. Они не часто
меняют направление своей деловой активности, но они имеют весомый
собственный капитал и могут "пережить" некоторые неблагоприятные
экономические ситуации. Они имеют возможность осуществлять все виды
гарантийного и послегарантийного сервисного обслуживания, тратить большие
средства на разного рода рекламу. Иными словами, они почти всегда
обеспечивают среднюю прибыль и рентабельность. Такие предприятия имеют
возможность создавать дочерние фирмы, филиалы, расширять свой рынок,
превратить его в международный.
Взаимосвязь между уровнем риска банков и принадлежностью клиентов к
различным видам собственности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20