Рефераты. Банковская система

6) CIF (Cost, Insurance, Freight......./ named port of deshuation)

означает, что, кроме обязанностей, как в случае CFR, продавец и его банк

должны обеспечить и оплатить страховку рисков во время транспортировки;

в) CPT (Carriage Paid То....../ named place of deshuation), т.е.

продавец и покупатель (и их банки) делят между собой риски и

ответственность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточный пункт

транспортировки) риски полностью переходят от продавца и его банка к

покупателю и его банку;

г) CIP (Carriage And Insuranse Paid To..../ named place of deshuation)

означает, что риски переходят от продавца к покупателю в определенном

промежуточном пункте транспортировки, но, кроме того, продавец обеспечивает

и платит стоимость страховки товара.

Последняя группа терминов D означает, что все транспортные риски

ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации:

a) DAF (Delivered At Frontier..../ named place), т.е. продавец

принимает на себя риски до определенной государственной границы. Далее

риски принимают на себя покупатель и его банк;

6) DES (Delivered Ex Ship ....../named port of deshuation) означает,

что передача рисков продавцом покупателю происходит на борту корабля;

в) DEQ (Delivered Ex Quay (Duty Paid)....../ named port of deshuation)

— передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт загрузки;

г) DDU (Delivered Duty Unpaid...../ named place of deshuation) —

продавец принимает на себя транспортные риски за порчу, потери, хищения и

пр. товара до определенного договором места (чаще всего это склад) на

территории покупателя;

д) DDP (Delivered Duty Paid ...../named place ofdishuation) —продавец

ответствен за транспортные риски до определенного места на территории

покупателя, но последний оплачивает их.

Необходимо отметить, что, если покупатель не принимает товар по каким-

либо причинам или не имеет возможности произвести оплату в договорной срок,

риски могут перейти от продавца к нему раньше.

Лизинговый и факторинговый риски

Уровень банковских рисков может возникать также при осуществлении

лизинговых и факторинговых операций, бартерных и клиринговых сделок.

Лизинг — это метод финансирования развития новой техники и технологии,

расширения продаж оборудования, который особенно актуален в период

необходимости ускоренного внедрения отдельных элементов реального основного

капитала, сокращения жизненного цикла товаров и пр.

Лизинг считается в настоящее время операцией с повышенным риском.

Поэтому целесообразно осуществлять покрытие убытков от него за счет

резервного фонда банка.

В зависимости от формы отношений между субъектами, осуществляющими

лизинговые операции, он может быть оперативным, финансовым, возвратным,

международным. Каждый из вышеперечисленных видов лизинга может быть прямым

и косвенным; срочным и возобновляемым (револьверным); чистым и полным.

Клиринг — это взаимная оплата между двумя банками, районами,

экономическими единицами, государствами, при которой производится обмен

товаров без перевода денег (валюты). Сущность клиринга выражается в

следующем: за определенный календарный период, обычно один год, суммы

взаимной торговли обращаются на конкретных банковских счетах различных

торгующих стран на основании специального клирингового договора.

Осуществляя клиринг, каждая сторона-экспортер получает сумму

экспортируемого товара от своего банка. Банк, со своей стороны, не ждет

перевода из банка-импортера, дебетует клиринговый счет и высылает

дебетовое авизо соответствующему банку, связанному с импортером./

Бартерные сделки — это форма компенсации, когда товар оплачивается не

деньгами, а товаром. Бартерные сделки могут быть межфирменными и

межгосударственными. Чаще всего межфирменные бартерные сделки

осуществляются с помощью различных посредников.

Международные бартерные сделки, так же как и клиринг, связаны с прайс-

листами, техническим кредитом, валютой для пересчета стоимости товаров, но

они не связаны с определенным временным периодом, и продолжительность

бартерных договоров зависит от количества и стоимости товаров, указанных в

конкретных прайс-листах.

Факторинг - разновидность торгово-комиссионных операций, в которых

специализированная компания кредитует продавца при проведении им отгрузки

товара по сделке купли-продажи, приобретая дебиторскую задолженность

клиента и взыскивая ее самостоятельно.

Риски, связанные со спецификой клиента банка

По своей сути банк — это коммерческое предприятие. Основным принципом

взаимоотношений "банк — клиент" является принцип получения прибыли банком

при меньших затратах и принцип минимизации всех видов риска. Банк на самом

деле может рисковать (и он рискует ежедневно в процессе своей деятельности)

своим собственным капиталом, но не капиталом клиента, его прибылью. С целью

минимизации риска банк должен:

* диверсифицировать портфель своих клиентов, что ведет к диверсификации

всех видов риска, т.е. его рассредоточению;

* стараться предоставлять кредиты в виде более мелких сумм большему

количеству клиентов;

* предоставлять большие суммы клиентам на консорциональной основе и пр.

Рассмотрим один из способов классификации клиентов банка, с помощью

которой может быть снижен уровень всех видов банковского риска.

Виды клиентов банка в зависимости от принадлежности к различным

отраслям (отраслевой риск)

Согласно теории рисков основным признаком принадлежности предприятия к

той или иной отрасли является назначение выпускаемой продукции. Различают

предприятия первичной сферы, к которой относятся сельскохозяйственные

предприятия; предприятия вторичной сферы (промышленные), которые, со своей

стороны, могут быть добывающими и перерабатывающими, и, наконец,

предприятия третичной сферы, предоставляющие разного рода услуги (банки,

страховые, аудиторские, консультационные компании и пр.) и осуществляющие

свою деятельность в сфере сбыта (оптового или розничного).

Факторы, оказывающие влияние на уровень отраслевого риска, могут быть

сгруппированы следующим образом:

* деятельность альтернативных отраслей за определенный период времени;

* внутриотраслевая конкуренция, которая может быть ценовой и неценовой

и зависит от сложности вхождения новых производителей в отрасль, наличия

или отсутствия товаров-заменителей, рыночной силы покупателей

(потребителей), рейтинга поставщиков и посредников, авторитета

благожелательных контактных аудиторий.

Одним из основных способов измерения уровня отраслевого риска является

получение Р-коэффициента отрасли (бета-коэффициента)`.

Этот коэффициент определяет уровень колебаний или отклонений

результатов деятельности конкретной отрасли по отношению к результатам

деятельности всей экономики рынка страны. Очевидно, что для анализа уровня

отраслевого риска необходима достаточно обширная база данных

макроэкономических показателей за достаточно длительный период времени.

Отрасль с показателем коэффициента выше единицы имеет более высокий

уровень риска, чем отрасль с коэффициентом ниже единицы. Обычно этот анализ

проводится с помощью регрессионных моделей или методов факторного анализа.

Кроме того, уровень отраслевого риска достаточно динамичен и необходимо

проводить анализ его уровня не только в статике, но и в динамике.

Уровень риска банков в зависимости от размера клиента

В зависимости от размеров предприятия клиенты классифицируются в три

группы — мелкие, средние и крупные.

Мелкие и средние заемщики более гибкие, быстрее могут отреагировать на

потребности рынка, клиента. Их структура более легкая, что дает им

возможность быстрее менять направления своей деловой активности, получать

высокую прибыль. В последнее время в США, например, государство дает

субсидии и возможность средним предприятиям заниматься активными научными

исследованиями, новыми направлениями и пр. Получение результатов происходит

быстрее.

Но мелкие и средние предприятия обычно имеют небольшой собственный

капитал, что приводит к банкротству в условиях жесткой конкуренции, каких-

то непредвиденных изменений политического и экономического характера (риск

форс-мажорных обстоятельств). Часто они имеют небольшое количество

клиентов, контролируют небольшие рыночные окна, ниши и/или сегменты.

Поэтому количество банкротств выше для мелких и средних предприятий.

Согласно статистическому анализу американских экономистов обычно около 50%

вновь созданных мелких и средних предприятий разоряются в течение первых

двух лет, и, как правило, не больше 10% из них продолжают существовать 7

лет после своего создания`.

Крупные предприятия, наоборот, более инертны. Они не реагируют быстро

на изменения в потребностях рынка и конкретного потребителя. Они не часто

меняют направление своей деловой активности, но они имеют весомый

собственный капитал и могут "пережить" некоторые неблагоприятные

экономические ситуации. Они имеют возможность осуществлять все виды

гарантийного и послегарантийного сервисного обслуживания, тратить большие

средства на разного рода рекламу. Иными словами, они почти всегда

обеспечивают среднюю прибыль и рентабельность. Такие предприятия имеют

возможность создавать дочерние фирмы, филиалы, расширять свой рынок,

превратить его в международный.

Взаимосвязь между уровнем риска банков и принадлежностью клиентов к

различным видам собственности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.