Рефераты. Характеристика аналитических жанров журналистики

При проведении интервью Муратов приводит большое число фактов, аппелирует к предыдущим высказываниям интервьюера(из прошлой жизни), заставляет поразмышлять. Высказывает такую точку зрения, которую заведомо захочется опровергнуть интервьюируемому. Высказывает собственное мнение. Использует вопросы: уточн, открытые. Интервью-диалог.


13. Общая характеристика аналитических жанров журналистики. Современное состояние аналитических жанров в отечественных СМИ


СМИ не только передают новости, но и ориентируются на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В аналитической журналистике новостью становится идея, мнение журналиста. Журналист-аналитик не только обладает фактами, он анализирует материал.

Методы сбора инфы в аналитике:

1. документы 2. интервью – помогает журналисту представить мнение оппонента, добыть скрываемую информацию. 3. наблюдение – позволяет сделать материал эмоционально окрашенным, а следовательно, более убедительным.4. эксперимент – журналист организует ситуацию и следит за тем, как она протекает, оставаясь в роли журналиста

Методы предполагают погружение в проблему, ее разбор, т.е. использование публицистического анализа – комплекса формально содержательных компонентов необходимых для передачи определенного содержания с определенной целью. Анализ – это метод мышления состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно практически расчленяется на составные элементы, каждый из которых потом исследуется в отдельности, как часть целого для того, чтобы соединить с помощью другого логического приема, синтеза в целое.

Публицистический анализ отличается от анализа как метода мышления следующим:

1.публицистический анализ не претендует на общезначимость, здесь важна актуальность, оперативность. 2. эмоциональность

В свою очередь, научный анализ обладает качествами: историчность – способность увидеть предмет, явление в его развитии и конкретике; объективность – единство достоверности факта и правдивости в его изображении. Разумеется, журналисту также необходимо стремиться и к историчности, и к объективности. Хотя добиться этих характеристик текста в научном их понимании очень сложно. Журналист в большей степени выступает как ученый-социолог, т.е. он следит за современным развитием общества.

Понятие публицистического анализа тесно связано с идейно-тематическим своеобразием аналитики. Здесь рассматриваются понятия темы, идеи и проблемы.

Тема произведения – это явление или круг явлений социальной действительности, которыеые стали предметом изображения. Для аналитического материала тема – конкретная ситуация в проблемном свете (ситуация как проблема). Т=КРС/МОП (тема=конкретная реальная ситуация/масштабная общественная проблема).

Проблема – второй компонент темы в аналитическом материале, наряду с совокупностью взаимосвязанных между собой фактов. Проблема – противоречивая ситуация, требующая разрешения. Аналитик рассматривает ситуацию на стыке разных мнений, рассматривает разные противоречия, представляет их и занимает какую-либо сторону. Журналист вскрывает сущностное содержание проблемы.

Идея – главная мысль, вытекающая из цельного восприятия текста. КРС дает новое знание о проблеме и показывает новый интересный опыт разрешения проблемы.

Автор, приступая к материалу, должен учитывать единство темы, проблемы, идеи.

Ядро любого аналитического текста – аргументация – единство тезиса, аргументов и способа их взаимодействия. Логический каркас текста составляют тезисы, аргументы, выводы.

Тезис содержит основную мысль. Тезисы бывают:

1.в зависимости от структуры: а) простые – содержит суждение, констатирующее одно основное качество явления б) сложные – два и более качественных явления. 2.в зависимости от содержания: а) фактологические – описывают сам факт или событие; б) оценочные – фиксируют основную оценку явления; в) нормативные.

Главное требование к тезису заключается в том, что он должен быть четким, неизменным на протяжении все текста, должен быть подтвержден аргументами.

Аргумент – это элемент рассуждения, который призван подтвердить тезис, т.к. тезис – это суждение, истинность которого обусловлена в процессе аргументации. Аргументы бывают:1)теоретические (выделяют базисные теоретические положения и выводную научно-теоретическую аргументацию); 2)фактологические – связаны с анализом фактов конкретной действительности;3)ценностно-нормативные – обращение к ценностям и нормам, которые регламентируют поведение общества. Принято выделять следующие подгруппы: моральные принципы (честность, правдивость), этические правила, профессиональная этика, правовые нормы (уголовный, гражданский КРФ); 4) эмпирические - обращение к опыту из жизни; 5) оценочные – делятся на собственное мнение и мнение другого лица.

Требования к аргументам: 1.истинность; 2.аргумент и тезис должны взаимодействовать; 3.выразительность, весомость; 4.аргументы не должны противоречить друг другу.

В зависимости от полноты аргумента выделяют:

а) доказательства – это законченное рассуждение, подтверждающее тезис б) умозаключение - соединение двух известных суждений, которые называют посылками, в третьем суждении. Выделяют три формы умозаключений: дедукция; индукция; по аналогии (одно явление соотносится с другим).

Способы аргументации классифицируются по характеру связи аргумента с тезисом: прямая (содержит аргументы, которые относятся к тезису), косвенная (содержит антитезис). Выделяют несколько подвидов косвенной аргументации: аналогическая, разделительная (допущение того, что все тезисы справедливы, а в конце один из тезисов разоблачается), двусторонняя – это вид разделительной аргументации, в ней альтернативные тезисы не отвергаются как ложные, каждый преподносится журналистом как истина.

Последовательность размещения в тексте аргументов и тезисов:

1.от посылок к выводу (силлабический). Определяется цель рассуждения, затем происходит накопление фактов, их сравнение, анализ, обобщение, в конце следуют выводы.2.от тезиса к аргументу (линейный). Определяется тезис, затем происходит развитие тезиса через аргументы разных типов, в конце следуют выводы.

Вывод повторяет основные положения доказательств, но содержит важное обобщающее дополнение. Для публицистического материала вывод не обязателен. Ситуации предполагающие необходимость вывода: сложность обсуждаемой проблемы, недостаточная подготовленность аудитории, смены установок читателя.

Виды композиционного построения:

– хронологическая (событийная); - логическая; - эссеистская – ассоциативные переходы от одного к другому, монтажность. Своеобразие заголовка: в нем содержится проблема. В основе заголовка - предмет, оценка, образ. Зачин информирует о чем пойдет речь. Зачин должен быть динамичным. 3 варианта зачина: событийный – описывает основные события, логический – формулирование основного тезиса, мотособытийный – речь идет о крупном социальном явлении, текст начинается с основного ключевого события.

Концовка-выводы могут сниматься, чтобы читатель поразмыслил сам. Вместо выводов может быть повтор основного тезиса, яркий выразительный эпизод.


14. Комментарийные жанры в аналитической журналистике


Корреспонденция основывается на конкретном анализе фактов, изучении к-л локальных ситуаций. В центре каждой корреспонденции - конкретная социальная ситуация, то есть система фактов, объединенных хорошо прослеживаемыми причинно-следственными связями, или – группа фактов, связанных единством времени, места, героя, проблемы. Принципиальная задача автора корреспонденции – на основе фактов, имеющих точный адрес, выявить тенденции их развития, предложить способы решения возникшей проблемы.

Корреспонденция может включать в себя живое наблюдение, свернутый пересказ происходящего, но журналист никогда не ограничивается сообщением о событии/явлении, для него важно выяснить причины события, определить его значимость, ценность, прогнозировать развитие. Автор использует теоретические методы познания – анализ, синтез, индукцию, дедукции. При этом нельзя забывать, что корреспонденция относится к жанрам оперативного комментария, т.е. в отличии от такого жанра как статья все теоретические методы опираются на прочный эмпирический фундамент – факты реальной действительности, составляющие содержательное ядро повествования. Главное в этих текстах обозначить проблему, а не детально ее разобрать. Автор интерпретирует происшедшее, опираясь на мнение участников и свидетелей события, на свои наблюдения. Центральным предметом корреспонденции является один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат вспомогательным для его всестороннего освещения.

Исследователи выделяют два вида корреспонденций:

1.постановочная: описание факта вокруг проблемы. Она не претендует на окончательный анализ. Здесь на суд общественности выдвигается важная проблема, выясняются ее истоки, круг лиц заинтересованных в ее решении.

2.аналитическая: рассматривается ряд фактов, которые объединены одним явлением. Используется для привлечения внимания аудитории к актуальной проблеме, журналист пытается найти пути ее решения. Такая корреспонденция отличается детальной разработкой темы.

Как правило, в корреспонденции используется хронологический или логический способ композиционного построения. Эссеистская композиция практически не используется.

Пермские: ПН Карнаухов, Матлин. Федеральные: Во многих федер изданиях корреспонденции пишут собкоры из регионов.

С помощью колонки автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т.д. Колонку разнит от информационных жанров именно наличие анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров колонка отличается тем, что в ней обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения. Предмет колонки – известное событие или ситуация. В колонке важна прогностическая оценка факта или события. При этом важно подчеркнуть, что данный прогноз – лишь один из возможных вариантов (авторский вариант). Одним словом, колонка – это авторский жанр, важно не само мнение, а то, от кого оно исходит, т.е.важна личность автора.

Несмотря на свою вольность колонка имеет четкую композицию. Как правило об итоге события говорится в лиде. Затем следует само рассуждение. В зависимости от характера рассуждения колонка может быть мягкой (оценки субъективные и эмоциональные) или жесткой. Во втором варианте большее значение придается раскладке и обзору мнений, обрисовке ситуации. В колонке (в отличии от корреспонденции) распространена эссеистская композиция.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.