Рефераты. Характеристика аналитических жанров журналистики

Второй аспект адекватности инф-ии – семантический, кот. предполагает соответствие текста той реальности, кот. отражает ж-ст. С семантической точки зрения, любой поток инф-ии должен представлять собой систему следующих видов инф-ии:1.дескриптивная инф-ия (описание), кот. описывает и представляет аудитории все богатство окружающего. Так в тексте появляются описания, сведения, факты.2.прескриптивная инф-ия – это представление о желаемом будущем, разделяемом ж-том; это идеал, кот. является основой оценок и предложений.3.наложение прескр. инф-ии на дескр., сравнение имеющихся фактов с идеалом позволяет ж-сту дать свою оценку событию. Так возникает валюативная инф-ия.4.наконец, чтобы предложить путь к преобразованию действительной ситуации к желаемому будущему, необходимо дать конкретные представления о способах достижения этого будущего. Так возникает нормативная инф-ия, дающая ответы на вопрос что делать?

Таким образом, текст (S) – это знаковая система, содержащая дескр(d), валюат. (v), нормат.(n) и прескр.(p) инф-ию. Этот общеинформационный подход сводит реальное многообразие журн. текстов к совокупности четырех исходных компонентов.

Поэтому синтаксический аспект адекватности инф-ии можно представить как многообразие организации журн. текстов, собираемых из этих элементов. Жанровое многообразие текстов во многом определяется набором, интенсивностью представления элементов, порядком расположения в тексте. Набор элементов может быть как полным – S(d,v,n,p), так и предельно редуцированным – S(d). Интенсивность: от сбалансированного типа S(d,v,n,p) до акцентированного типа S(d,d,d,p). Порядок также может иметь множество вариантов:S(d-p-v-n), S(p-d-v), S(d-v).

Таким образом, мы видим, что синт., семант., прагмат. аспекты адекватности тесно связаны друг с другом и с такими понятиями как инф-ая насыщенность, информативность, информированность, инф.поток. Раскрытие сущности этих понятий помогает определить и условия результативной работы любого журн-ого коллектива. Определить результативность можно следующим образом: это степень достижений журн-их целей, соответствующих потребностям общества в массовой инф-ии с учетом реальных возможностей как ее производителей, так и потребителей.

По мнению Е.П.Прохорова, в зависимости от адресата (массовая аудитория или соц. институты) результативность следует разделять соответственно на эффективность и действенность. Действенность – это результативность выполнения непосредственно-организаторской ф-ии ж-ки. Эффективность – степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в инф-ии. Результатами, кот. добивается ж-ст являются эффекты – конкретные изменения в сознании и поведении аудитории.

Другими словами, слово «эфф-ть» употребляется к сфере «духа», а «дейст-ть» - к соц. поведению. Такое разделение принимается далеко не всеми исследователями. Например, С.Г.Корконосенко считает подобное членение понятия результативность излишним. Питерский исследователь вообще считает, что слова рез-ть, эфф-ть и дейст-ть – это синонимы, обозначающие одно и то же.

С.Г. Корконосенко предлагает следующую классификацию эффектов журн. деятельности:1.по широте охвата проблемы: локальные (печать добивается решения конкретного вопроса), широкомасштабные. 2.по времени действия: ближайшие эффекты, отдаленные эффекты. 3.по целям: основные эффекты, кот. несложно предвидеть, запланировать; побочные; эффект бумеранга, когда журн. деятельность приводит к результатам, кот. прямо противоположны исходным целям.


3. Методы журналистского познания. Соотношение методов и жанров


В соответствии с познавательными задачами методы журналистского познания действительности образуют две большие группы. В одну входят методы получения сведений (эмпирические). Другую составляют методы постижения сути происходящего (теоретические - служат выявлению неочевидных связей фактов действительности и реализуются как мыслительная работа).

Теоретические методы можно разделить на две основные подгруппы: формально-логические (дедукция и индукция) и содержательно-логические: методы анализа и синтеза - исходят из необходимости при изучении предмета разделения его на составляющие, а затем соединения этих составляющих + гипотетический метод (жур-ст, опираясь на совокупность известных ему фактов, предпринимает попытку предсказать развитие изучаемого явления в будущем) и др.

К эмпирическим методам в журналистике относят интервью, наблюдение, изучение документов. Наблюдение. Этот метод основан на личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. В отличие от обыденного, которое часто носит непреднамеренный, случайный характер, журналистское наблюдение целенаправленно. Виды журналистского наблюдения: в зависимости от степени непосредственности контакта наблюдателя с наблюдаемым объектом, на который направлено его внимание, наблюдение может быть названо прямым или косвенным. Имеется в виду, что одни предметы автор может наблюдать, явно контактируя с ними, другие – в силу их удаленности и других условий – лишь опосредованно, используя косвенные данные. По временному признаку наблюдения подразделяются на кратковременные и длительные. Кратковременные используются при подготовке оперативных публикаций. В случае же, когда надо изучить предмет основательно, что чаще всего и требуется в журналистских расследованиях, применяется длительное наблюдение. По основанию заявленности или незаявленности журналистом своей роли наблюдающего за определенными феноменами наблюдения подразделяются на открытые и скрытые. По степени участия журналиста в событии, за которым он ведет наблюдение могут быть разделены на включенные и невключенные.. Включенное наблюдение в наибольшей мере приближает автора к интересующему его объекту, поскольку он непосредственно и повседневно соприкасается с ним, видит все изнутри. Факты, примеры, полученные в результате включенного наблюдения отличаются исключительной полнотой, детальной проработкой, наглядностью, красочностью, достоверностью.

Интервью и беседа. Как метод познавательной деятельности беседа представляет собой такое организованное речевое взаимодействие, которое со стороны журналиста направляется отчетливо осознаваемыми задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия. Успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки интервьюера, с изучением темы, продуманностью плана действий, изобретательностью при составлении вопросов. Все начинается со смысловой коррекции планируемых шагов. Важно, чтобы в сознании журналиста тема отчетливо распалась на подтемы с целым кругом смежных вопросов, рабочий вариант которых не обязательно предназначен для будущей беседы, но призван помочь узнавать в словах собеседника собственные размышления, намеченные темы и проблемы разговора. Когда журналист изучил тему, определил цели беседы и составил вопросник можно говорить о том, что подготовительный этап завершен. Затем журналист должен определить технику (модель) беседы. Бывают варианты «жесткого» или «мягкого», дружелюбного или конфликтного общения, вариант «делового обсуждения», «азартного спора» или «свободного плавания». Кстати, последний вариант считается самым привлекательным. При выборе этой модели все зависит от умения журналиста скрыть, что многие вопросы были заготовлены заранее, естественно вплетать их в ткань беседы и т.д. Стоит также помнить, что при ведении беседы журналист часто играет какую-то роль, т.е. надевает маску. Исследователи выделяют следующие типы масок: «Слушатель» — самая естественная маска. Впрочем, в нее тоже «играют», если нет искренней заинтересованности — ее изображают. «Премного благодарный слушатель», когда демонстрируется не просто внимание, а «телячий восторг» «Ревизор», когда звучит явственная угроза докопаться до сути предмета. «Третейский судья». Она демонстрирует подчеркнутую независимость суждений, готовность с равным вниманием выслушать все «за» и «против».

Работа с документами. Этот метод – один из наиболее распространенных в деятельности журналиста.. Выделяется несколько типов док-ов по разным основаниям. По типу фиксации инфы: рукописные, печатные, фото-, кино- и магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д. По типу авторства – официальные и личные. По близости к объекту отображения – первоначальные и производные. По подлинности – оригиналы, копии. По предназначенности для печати – преднамеренно и непреднамеренно созданные. При типологии документов по сфере породившей их деятельности, по мнению Г.В. Лазутиной, могут существовать документы: 1) государственно-административные; 2) производственно-административные;3) общественно-политические;4) научные;5) нормативно-технические;6) справочно-информационные;7) художественные. К этому списку можно было бы добавить и «бытовые документы» (личные письма, записки, кино- и фотосъемки, дневники и пр.). Какие бы документы ни оказались в руках журналиста, он обязательно должен подумать о том, насколько они достоверны. Существуют общеизвестные направления проверки документа на достоверность. Первое – изучение его «внешних» данных, которое заключается в том, что документ рассматривается с точки зрения соответствия его Принятым стандартам оформления в данной сфере деятельности. То есть следует проверить, содержит ли данный документ необходимые реквизиты (есть ли на нем соответствующие подписи, печати, исходящий и входящий номера, дата составления и пр.). Кроме того, желательно удостовериться (если это не помешает расследованию) у тех лиц, чьи подписи стоят на документе, составляли они его или нет. Узнать, зарегистрирован ли этот документ, например, в журнале для регистрации (если он куда-то направлялся или откуда-то получен) и т.д. Второе направление анализа документов – изучение их содержания. Исследователи советуют следовать следующей схеме:- различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения); - определять, какими источниками инфы пользовался составитель документа; является она первичной или вторичной; - выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь; - учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался. Важно также, при возможности, сравнить содержание исследуемых документов с информацией, полученной по расследуемому вопросу из других источников.

Правовые ограничения на этапе сбора инфы заключены прежде всего в статье 49 Закона РФ «О ср-вах массовой инфы». Напомним, что, согласно требованиям этой статьи, «...журналист обязан:... Проверять достоверность сообщаемой им инфы; удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые; сохранять конфиденциальность инфы и (или) ее источника; получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой инфы сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей; при получении инфы от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки; ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала; отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.