Рефераты. Характеристика аналитических жанров журналистики

20. Очерк: определение жанра, история становления, основные разновидности


Очерк - это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Как и все худ-публ. жанры, очерк относят к «авторской» или «писательской» журналистике, подчеркивая тем самым его особый характер. Проявляется он прежде всего в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт всегда переосмысляется в образ. Если в художественном произведении творец, создавая художественный образ, полагается на художественный вымысел, то публицисты такую вольность допустить не могут, так как в основе любого публицистического образа всегда лежат документальные факты. И все же, как и в художественных произведениях, мир, отраженный в публицистике, принципиально отличается от мира реального. Жизненные впечатления в субъективном авторском восприятии претерпевают художественную трансформацию. Особенность публицистического творчества в том и заключается, что оно основано на единстве рационального и эмоционального восприятия, их нерасчлененности.

Данная целостность проистекает из особого способа отображения действительности. В творческом процессе по созданию публицистического образа выделяются две стороны познавательной деятельности: чувственное и рациональное отражение действительности. Если в первом случае журналист оперирует наглядными образами, которые возникают в результате непосредственного наблюдения, то во втором – логическими понятиями и суждениями. Взаимосвязь этих двух познавательных начал проистекает из задач, стоящих перед очеркистом. Познавая окружающий мир на чувственном уровне, публицист может отразить только внешнюю сторону вещей, но для проникновения в их суть этого недостаточно. Чтобы уловить внутренние свойства, связи и отношения объектов, необходимы мыслительные формы отражения реальности, которые позволили бы выйти за пределы непосредственных чувственных данных. К таким формам можно отнести логические понятия, суждения, умозаключения и т.д.Из всего ранее сказанного ясно, что в очерке большую роль играет авторское Я. Именно авторское я, максимально приближенное к читателю, создает эффект подлинности, достоверности изображения, ситуацию интимизации повествования. Интимизация – это совокупность стилистических приемов, которыми автор входит в контакт со своими читателями, делая их участниками своего сообщения. В газетной практике используются многообразные формы авторского вторжения (введение микро-текстов). Во-первых, автор может войти в непосредственный контакт со своими героями, во-вторых, поделиться в ходе описания события собственными воспоминаниями, в-третьих, выразить свои соображения по поводу поведения героев, в-четвертых, выстроить версии и предположения, в-пятых, выразить собственные эмоции, в-шестых, раскрыть перед читателем свою творческую лабораторию и т.д. Теоретики выделяют несколько типов авторов: 1)автор-исследователь (его цель - изучить, обсудить, прокомментировать, сделать выводы, дать оценку, обобщить); 2)автор-свидетель (информирует, описывает, рассказывает); 3)автор-лирический герой (выражение своего Я, повышенное внимание к собственным эмоциям).

Сюжет и композиция – это элементы, которые держат читателя в напряжении. Выделяют несколько особенностей в построении композиции: мозаичность (портрет рисуется мазками); веерность (в центре герой, к которому сходятся мысли); ступенчатость (приводятся различные эпизоды из разных лет жизни героев). Основные типы композиции: хроникальный, логический, эссеистский.Основные приемы композиционного построения: монтаж, разработка мотива, сюжетное построение. Три вида сюжетов:1.Простой - соответствующий естественному ходу события. 2.Пространственно временной - это когда события могут происходить в одном и в том же пространстве, но в разных временных измерениях. З.Сюжет произвольно меняется соответственно ассоциативным настроениям героев или автора.

Основными художественными элементами очерка принято считать:

1.Пейзаж. В путевых очерках пейзаж необходим для географического обозначения места действия; для обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с природными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т.п.; для динамичного описания сменяющихся картин путешествия; для запечатления различных явлений природы и т.д. В портретных очерках пейзаж применяется: в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой; как средство в раскрытии человеческого характера; в качестве фона для портрета героя; как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д. В проблемных очерках пейзаж может выступать: в качестве художественного ср-ва в постановке социально значимых проблем; для воссоздания социальной жизни людей и т.д.

2. Деталь в очерковом произведении является одним из средств художественной типизации. Посредством удачно найденной детали можно передать характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения и т.д.; выпукло и зримо описать обстановку, место действия, какой-либо предмет, наконец, целое явление. Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других – для создания символического образа, в третьих – для ассоциативных связок, в четвертых – для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

3. Портрет в публицистике зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера героя. Он дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане он стимулирует читательское воображение. Другая его функция – помочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств

Основные виды очерков: 1.Портретный. Предметом такого очерка выступает личность. Суть публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представление о герое выступления. Важна типизация героя. В очерке возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей или событий. В очерке должен быть элемент движения. Описание – демонстрация характера героя. Отображение существенных моментов жизни (драматичная, неординарная). Политический портрет - жанр, в котором в основном отображается психологический портрет, действия и имидж реальных личностей. Задача журналиста в написании этого жанра - угадать за имиджем реальную личность и дать его истинную психологическую характеристику, прогнозировать возможные действия этой личности в будущем, предсказать общественную значимость и роль этой личности в общественном развитии.

2.Путевой. Представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия. Сюжет в очерке авантюрный (приключенческий) либо отражает последовательность событий (из всех событий автор выбирает наиболее показательные). Главное условие - динамичная форма, которая позволить читателю почувствовать все напряжение путешествия и сделает его тем самым «соучастником» журналистской командировки, поиска. Журналистское Я реализуется в комментарии.3.Проблемный. Предметом отображения является проблемная ситуация. Проблема выступает как преграда, которую пытаются преодолеть конкретные люди с их достоинствами и недостатками. Журналист должен осмыслить суть происходящего, для этого он приводит всевозможные ассоциации, параллели, отступления от темы.

История становления: древний путевой. Россия – 1759, Сумароков «Трудолюбивая пчела». Начали появляться нравоописательные О. 1769 – Трутень Новикова. 1790 – Радищев «Путеш-е из петербурга в москву». 1831 – «Современник», Герцен – письма из Фр-ии и Италии, Пушкин, Некрасов – сб-к физиологич-х очерков + все натуральные школы демократичные писатели пуб-ы писали для братьев: М.-Сибиряк, Успенский, Тургенев, Некрасов, Чехов, Горький. Проявление Я – куприн. Стимулирует раз-е О русско-турецкая война. «Вестник Евр» много мат-в на военную тему и.т.д. Портр-й О Галич, Полевой, Тендряков. В 90-е мало место для О.

Пр. Журнал «Банзай»: Александр Василевский. Творческие портреты (Дорога Ван Гога)

Журнал «Компаньон magasin» Александр Стабровский. Исторический портрет. Юлия Баталина (Путевые заметки), Анастасия Сечина (бывш. гл. ред. «Эха Перми» - сейчас Олег Руских). Путевой очерк. Журнал «Огонек» Путевые зарисовки-эссе: Андрей Колесников. Газета «Известия» Рубрика «Общество» Проблемные очерки: Юрий Снегирев. Коммерсант»Полоса «Культура» Творческий портрет: Юлия Яковлева. Андрей Плахов. «Пермские новости»

Портретные очерки: Владимир Гладышев Марина Сизова. Звезда Портретные очерки: Сергей Журавлев. (рубрика «Имя в науке» - портреты профессоров ПГУ)


21. Идейно-тематическое своеобразие и организация сатирических художественно-публицистических жанров


Фельетон – это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка. (Алкей, фельтоны на злобу дня – политические) Задача журналиста – вызвать у читателя определенные чувства, мысли по отношению к отрицательным общественным явлениям. Опасность – не впадать в преувеличение, сгущение красок.

Для фельетона подходит только особый факт, а именно – содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится. Причем это должны быть черты, достойные осмеяния (нельзя, например, высмеивать трагические события). Разумеется, фельетон может строиться не на одном факте, а на их совокупности, что чаще всего и происходит. В этом случае типичное выступает как определенная закономерность, связывающая ряд отдельных фактов. Типизация – это отбор определенных общественно-значимых сторон жизненных явлений и их подчеркивание в художественном изображении.

Журналист создает собирательный образ, отражающий основные черты распространенных отрицательных явлений, бытующих в нашем обществе. Для этого он использует авторский домысел: воображаемые диалоги, эпизоды, которые отражают возмутительные поступки героя, исходя из его качеств, и др.

Основу фельетонного метода составляет комическое заострение – преувеличение или преуменьшение черт, свойств и признаков изображаемого явления. В качестве этих средств в фельетоне выступают гротеск, гипербола, пародирование, окарикатурирование (преувеличивающее заострение) и литота (преуменьшающее заострение). Подача автором реальных фактов через литературную аналогию – уникальное выразительное средство типизации. Благодаря им выявляется содержание комического парадокса – противоречие отрицательного факта общепринятому мнению и здравому смыслу или противоречивость его формы, внешних признаков. Комизм заключается в том, что силы, выражающие данное противоречие, своей отрицательности не осознают: персонаж всегда претенциозен, предъявляя права на роль, которую сыграть не в состоянии. Эту аномалию и высмеивает публицист-сатирик, показывая всю несостоятельность объекта насмешки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.