Рефераты. Характеристика аналитических жанров журналистики

В это время можно выделить несколько направлений периодических изданий по отношению к крестьянской реформе и ее осуществлению: славянофильские («Русская беседа», газета «Молва»); “почвеннические” (журналы Ф.М. иМ.М. Достоевских «Время» и «Эпоха»); монархические («Журнал землевладельцев», «Земледельческая газета», еженедельник «Домашняя беседа»); либерально-запднические («Русский вестник» Каткова, «Отечественные записки» Краевского, “Русские ведомости”); демократические («Современник», «Искра» и «Русское слово»).

После крестьянской реформы 1861г. периодическая печать из атрибута состоятельных слоев общества, превращается прессу грамотных слоев населения. Процесс капитализации втягивал в общественную жизнь все новые массы людей, нуждающихся в оперативной инфы о различных сторонах внутренней и международной жизни. В 60 – 70 г. появлялся новый массовый читатель – ремесленники, чиновники, извозчики, прислуга. А вместе с ним и новый тип газеты – массовый. Это привело к расширению прав печати, росту числа частных газет. Издание массовых газет становится коммерческим предприятием, главной задачей которого не только информировать публику, но и извлекать прибыль из своего дела.

Бурному развитию печати способствовал закон 1865 года - “Временные правила о печати”. Согласно им от предварительной цензуры освобождались столичные ежедневные газеты и журналы, а также книги объемом более 10 печатных листов. Столичные газеты получили возможность обсуждать вопросы внешней и внутренней политики. Под цензурой оставались иллюстрированные, сатирические издания и провинциальная печать.

В 1862 г. было разрешено печатать объявления всем газетам, это позволило многим из них существенно улучшить свое материальное положение. Кроме того, газеты стали распространять не только по подписке, но и продавать в розницу, прежде всего на железнодорожных вокзалах. А в 1865 г. “Временными правилами” была разрешена уличная продажа газет разносчиками. Такое право надо было купить. С 66г. наблюдается увеличение розничной продажи газет, растут тиражи, особенно общеполитических столичных газет. Например, тираж «Московских ведомостей» доходил до 12-14000 экз.

1860-ые года – время бурного развития сатирических журналов:“Искра”, “Гудок”, “Будильник”, “Весельчак”, “Арлекин”, “Развлечение”.

Сатирические журналы: «Искра» В. Курочкина и Н. Степанова (1859—1873). Курочкин и Степанов, став редакторами «Искры», удачно дополняли друг друга. Курочкин заведовал литературной частью издания, Степанов — художественной. Им удалось привлечь в журнал талантливых поэтов, беллетристов, публицистов, художников преимущественно из лагеря революционной демократии. Однако не только усилиями профессиональных литераторов и художников создавался журнал. «Искра» располагала обширной сетью корреспондентов, какой до нее не имело ни одно издание. Из разных углов России в редакцию шли письма обо всем, что делалось на местах, авторы раскрывали злоупотребления властью, взяточничество, казнокрадство, неправедный суд.

Другим постоянным публицистическим отделом «Искры» была «Хроника прогресса» — цикл передовых статей, начатый в № 5 за 1859 г. Его вел Г. 3. Елисеев. Еще одна «фишка» журнала – карикатуры Н.Степанова.

В 1864 г. цензурный комитет под угрозой закрытия журнала потребовал заменить В. Курочкина на посту редактора. Руководство изданием принял на себя его брат Вл. Курочкин. В это же время из «Искры» ушел второй редактор Н. Степанов, который вскоре стал издавать журнал «Будильник».

Сатирический журнал «Гудок» (под редакцией Д. Минаева), стал выходить с начала 1862 г. Цели журнала «мы верим в смех, как в гражданскую силу». Мишенями для «Гудка» служили суд, администрация, чиновники, цензура, полиция и другие органы царского самодержавия. «Гудок» с первого номера стремился во всем походить на «Искру» и даже подражать ей. В чем же проявилось сходство двух журналов? Во-первых, в идейной близости. Как и в «Искре», в «Гудке» важнейшее значение имели социальные проблемы. Много места уделялось крестьянскому вопросу. Во-вторых, «Гудок» как тип издания внешне очень напоминал «Искру». Рисунки с остроумными подписями перемежались на страницах журнала текстом. Они удачно дополняли литературные материалы, несли самостоятельную идейную нагрузку.

Между «Искрой» и «Гудком» существовали, однако, и заметные различия. «Искра» была журналом «всероссийским», да и темы, которые она ставила, выходили далеко за пределы столицы. «Гудок» же, по преимуществу, составлялся из петербургского материала. Характер сатиры «Гудка», центральное место в котором занимали произведения Минаева, отличался от «Искры». В основе своей сатира «Гудка» была злободневна, политически остра, актуальна. Но у Минаева да и других, близких к нему авторов, идейное начало нередко очень приглушено, а смеха больше, чем протеста против безобразий действительности.


26. Журналистика 1870-80 гг. Публицистика М. Салтыкова-Щедрина и Г. Успенского


Все периодические издания этого времени делятся на три группы: консервативно-монархические (“Русский вестник”, “Московские ведомости”, “Гражданин”, “Новое время”); либерально-буржуазные (“Вестник Европы”, “Голос”, “Санкт-Петербургские ведомости”, “Русские ведомости”); демократические (“Искра”, “Отечественные записки”, “Дело”). Первые на страницах своих изданий защищали монархию и интересы высших слоев населения. Ко второй группе, помимо названных изданий относилась большая часть провинциальной прессы и массовых изданий для простонародья. Они не касались политических вопросов. Третья группа изданий защищала интересы трудящейся части населения.

Особенностью этого периода можно считать и появление нелегальных изданий революционеров-народников в России и в Европе. Все эти издания можно отнести к бесцензурной периодике.

В 70-ых гг. за границей уже сосредоточились значительные силы революционеров - эмигрантов из России, которые искали средств участия в борьбе против самодержавия. Народничество никогда не было единым течением, в нем существовали два крыла - революционное и либеральное. В 1868 в Женеве группа революционеров-эмигрантов во главе с Бакуниным издали журнал "Народное дело". Они писали о борьбе с угнетением трудящихся, пропагандировали революцию, призывали к немедленному восстанию против самодержавия, уничтожению частной собственности. В 1875 в Женеве бакунисты сумели наладить издание газеты "Работник"- первая русская популярная революционная газета для читателей из народа. Она была рассчитана на рабочих и крестьян. В журнале и газете “Вперед!” рассказывалось о новых формах революционной борьбы и печатались запрещенные произведения.

Народники издавали и подпольные газеты в России. “Начало” - первая революционная газета, издававшаяся тайно на территории России. Другой стала “Земля и воля” и “Народная воля”. Главное содержание всех этих изданий – обсуждение методов борьбы за справедливость и за народные интересы, прежде всего путем террора. Просуществовали эти издания недолго.

Народники не понимали прогрессивной роли капитализма в России и утверждали, что ей нужно избежать капиталистического развития, что капитализм в России — явление случайное. Они идеализировали крестьянскую общину и видели в ней зародыш социализма. Ошибочными были взгляды народников на весь ход истории человечества и роль народных масс в истории. Многие из них полагали, что историю делает не народ, а отдельные герои — «критически мыслящие личности», за которыми слепо движется толпа.

Закон о печати 1882 г., утвердивший полный административный произвол над прессой. Совещание четырех министров получило право прекращать любой периодический орган, лишать издателей и редакторов прав продолжать свою деятельность, если она будет признана «вредной». После ужесточения контроля за печатью в начале 80-х были закрыты многие легальные демократические издания.

Салтыков-Щедрин. В «Отечественных записках» сатирик работал шестнадцать лет, с 1868 по 1884 г.; его произведения появлялись почти в каждой книжке и во многом определяли характер и направление журнала. В литературном наследстве писателя 70—80-х годов особое место занимают крупные сатирические обозрения — циклы очерков, в которых органически слиты элементы публицистики и художественной прозы. Это была своеобразная, свободная жанровая форма, с относительной самостоятельностью отдельных очерков и глав, которая позволяла автору быстро откликаться на злобу дня, на жгучие вопросы времени.

После поездки по Европе печатает в "Отечественных занисках" цикл очерков "За рубежом" (1880). В этих очерках Щедрин показал себя хорошим наблюдателем и аналитиком: он сумел увидеть пороки современной французской буржуазии, в которой не было ничего революционного; писатель признал милитаризм важнейшей чертой в политике и настроениях немецкой буржуазии и др.

«Зарубежное» в очерках Салтыкова-Щедрина постоянно и тесно переплетается с «отечественным». В аллегорической сцене — диалоге между «мальчиком без штанов» и «мальчиком в штанах» — сатирик ставит вопрос о характере дальнейшего развития России. (Разобрать этот очерк!)

После закрытия в 1884 г. «Отечественных записок» из семи тысяч их подписчиков четыре с половиной перешли к «Русской мысли», до этого издававшейся в убыток. Редакция журнала усилилась за счет сотрудников «Отечественных записок»: Г. Успенского, Плещеева, Михайловского, Златовратского, Южакова, Протопопова и некоторых других.

Редакция журнала отрицательно относилась к идеям марксизма. Но особенность этого издания заключалась в том, что часть сотрудников не разделяла общередакционной точки зрения. Позицию, во многом отличную от взглядов Гольцева (идейный лидер издания, секретарь редакции) на вопросы общественной и литературной жизни, занимали в журнале демократические писатели — Г. Успенский, Чехов, Короленко, Шелгунов, вынужденные сотрудничать там в 80-е годы. Успенский, например, не разделял мнений руководителя «Русской мысли» и его основных сотрудников, ему был чужд оптимизм относительно спасительной миссии русской общины, иначе оценивал он революционную борьбу западноевропейского пролетариата, теорию научного социализма. Об этом говорят его очерки: «Равнение под одно», «Выпрямила», «Горький упрек» и др.

Стоит отметить, что первоначально Г. Успенскому было поручено вести обозрение русской жизни. Однако тот не нашел себя в жанре публицистического обзора. Он тяготел к художественному очерку и именно в этом виде литературного творчества дал образцы художественной публицистики. (Разобрать очерк «Равнение под одно»).

В «Северном вестнике» печатались очерки Г. Успенского «Живые цифры». Писатель, все еще поглощенный темой «власть земли», во второй половине 80-х годов проявляет все больше интереса к теме «власть капитала». Этот творческий замысел был реализован в очерках, объединенных названием «Живые цифры».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.