1.5.2. Структура рынка программных продуктов в области ЭУД
На сегодняшний момент спектр програм-мных продуктов, составляющих рынок систем электронного до-кументооборота, достаточно широк. Их можно раз-делить на две группы:
Программные системы, построенные на платформе IBM Lotus Domino/Notes; «Босс-референт» («АйТи»), семейство продуктов «Золушка» и DIS-Assistant (Институт развития Москвы), «ЭСКАДО» («Интерпроком Лан»), CompanyMedia и OfficeMedia («ИнтерТраст»), N.System («Компьютер-Лэнд», Санкт-Петербург), «Делопроизводство» (КСК) и другие. 2. Программные системы, построенные на других плат-формах: LanDocs («Ланит»), Optima Workflow («Оптима»), «Дело» («Электронные офисные системы), «1С:Документооборот» (1С), «ЕВФРАТ-документооборот» (Cognitive Technologies) и ряд других систем.
Следует отметить, что плат-форма IBM Lotus Domino/Notes относится по классификации IDC к категории «интегрированных технологий для совместной рабо-ты» (ICE -- Integrated Collaborative Environment),где также представ-лены компании Microsoft (продукт MS Exchange) и Novell (продукт Novell GroupVise) [www.idoc.ru].
Отечественные компании, ко-торые в качестве технологичес-кой основы используют либо ре-ляционные базы данных (Oracle, MS SQL - «Дело» и LanDocs), ли-бо папки MS Exchange (Optima Workflow), либо хранилища ин-формации собственной разработки («1С:Документооборот»), испытывают проблемы в обеспечении совместной работы над документами в территориально распределенной корпоративной среде.
Более подробно про системы электронного документа и способах их внедрения будет рассказано далее в главе 2.
1.5.3. Предлагаемое решение внедрения корпоративной СЭУД
Для проведения анализа ис-пользования и внедрения автоматизирован-ных технологий в области управ-ления документами целесооб-разно разделить все структур-ные подразделения организа-ции на функциональные группы (например):
административные подраз-деления;
эксплуатационно-техничес-кие подразделения;
социально-бытовые подраз-деления.
Затем выделим основные автома-тизированные функциональные системы и подсистемы, которые свойственны группам структур-ных подразделений.
Административные подраз-деления:
* функциональные автомати-зированные подсистемы как элементы единой информа-ционной среды, автоматизи-рующие базовые бизнес-процессы и обеспечиваю-щие поддержку функций уп-равления ими;
· система автоматизации де-лопроизводства (Управле-ния делами);
· автоматизированная систе-ма подготовки финансовой и бухгалтерской документации (ПФУ. Бухгалтерия);
* автоматизированная систе-ма по учету кадров (Управле-ние кадрами);
· система электронного доку-ментооборота, электронного согласования и визирования документов и другие.
Эксплуатационно-техничес-кие подразделения:
· функциональные автомати-зированные подсистемы как элементы единой информа-ционной среды;
автоматизированная система для службы главного инженера;
автоматизированная систе-ма для службы главного энергетика;
автоматизированная система для службы главного механика;
общекорпоративная систе-ма электронного управления документами.
Социально-бытовые подраз-деления:
* функциональные автомати-зированные подсистемы как элементы единой информа-ционной среды;
· общекорпоративная система электронного уп-равления документами.
Базовая программная платформа.
В качестве базовой программной платформы мы предлагаем выбрать IBM Lotus Notes/Domino. Это решение обусловлено следующими причи-нами.
Минимизация совокупной стоимости владения программным обеспечением, то есть на-личие уже имеющихся лицензий на IBM LotusNotes/Domino, сокращает затраты на приоб-ретение программных средств и платформ.
В организации в настоящий момент используются прикладные автоматизированные ин-формационные системы, реализованные наплатформе IBM Lotus Notes/Domino.
Организация имеет территориально распреде-ленную структуру, следовательно, необходима такая программная платформа, которая эффективно функционировала бы в распределен-ной корпоративной информационной среде.
Базовая архитектура решения.
Архитектура общекорпоративной системы электронного управления документами включает:
ядро системы;
множество функциональных подсистем (см. рис. 1).
Программные платформы.
Платформа ядра общекорпоративной системы электронного управления документами - IBM Lotus Notes/Domino.
Функциональные подсистемы общекорпора-тивной системы электронного управления доку-ментами могут быть реализованы на любой плат-форме, поддерживающей реляционные и документоориентированные базы данных.
Предполагаемые этапы выполнения работ.
Этап 1. Аналитический (анализ требований)
Основные задачи этапа:
1. Формирование рабочей группы, которая будет выполнять функции координации работ в области создания общекорпоративной СЭУД.
2. Провести анализ функциональных связей между структурными подразделениями организации и построить функциональные модели процессов (стандарт IDEF0).
3. Провести анализ информационных связей между структурными подразделениями организации и построить модели информационных процессов.
4. Определить и описать регламент работы с документами с целью распределения прав доступа (формирование политики безопасности).
5. Провести анализ документопотока с целью возможности применения механизма электронного согласования и визирования документов (см. таблицу 4).
Таблица 4.
Примерная таблица работ
№
Задачи
Сроки исполнения
Результат
Исполнители
1
2
3
4
5
Этап 2. Проектно-технологический
1. Выбор и приобретение программных средств для ядра системы.
2. Проектирование архитектуры системы: ядра и функциональных компонентов.
3. Разработка технического задания на процесс внедрения системы.
4. Разработка программы и методики опытной эксплуатации.
5. Разработка программы и методики приемочных испытаний.
Этап 3. Внедрение системы
1. Проведение опытной эксплуатации.
2. Доработка программной и эксплуатационной документации по результатам опытной эксплуатации.
3. Проведение приемочных испытаний.
1.6.Системы автоматизации делопроизводства и документооборота (САДД)
Как отмечалось выше, существует возможность перехода организации на электронный документооборот (как системы электронного управления документами),но с использованием специального программного обеспечения - системы автоматизации делопроизводства и документооборота (САДД). В.Э. Баласанян выделяет на теоретическом уровне существование двух уровней автоматизации документационной деятельности: технологический и управленческий, в ходе которых устанавливаются возможные пути создания САДД для российских предприятий. Начиная от создания некой системы управления, «выстраивая» под нее нормативно-методическую основу, персонал и программное обеспечение, заканчивая использованием в качестве основы традиционно сложившуюся систему управления, предавая ей качественно новый потенциал за счет возможностей современных информационных технологий [Баласанян 2002: 47].
Так внедрение корпоративной версии САДД создает основу единого документационного обеспечения управления, охватывающего центральный аппарат и территориально удаленные подразделения организации. При этом достигаются следующие цели:
- единый порядок индивидуальной и совместной работы с документами в подразделениях организации на основании единого Регламента работы с документами;
- объединение потоков электронных документов между подразделениями организации;
- использование общей для всех подразделений организации системы индексации (нумерации) документов, общих справочников-классификаторов (таких как перечень организаций, номенклатура дел), однотипных форм регистрационно-контрольных карточек (РКК) документов и так далее;
- обеспечение унификации управленческой документации и сокращение количества форм и видов единообразных документов.
Таким образом, появляются серьезные предпосылки для организации электронного документооборота в том объеме, к которому готова организация. Правильно построенная автоматизированная система должна работать как с данными о прохождении и исполнении документов (независимо от того, бумажные они или электронные), так и самими электронными документами, к которым эти данные относятся. Включение электронных документов в делопроизводственный цикл позволяет достичь качественно нового уровня эффективности работы с документами, поскольку технологии работы с электронными документами (редактирование, перемещение, тиражирование и другое) принципиально более эффективны.
Глава 2.
Российская технология
Западная технология
Четко выраженный вертикальный характер движе-ния документов (руководитель - исполнитель - ру-ководитель) внутри организации
Характер движения документов преимущественно горизонтальный, предусматривающий возмож-ность попадания документа сразу к непосред-ственному исполнителю, минуя руководство
Отслеживание всего комплекса работ с докумен-тами в регистрационных журналах или в машино-писных картотеках, куда заносятся все сведения о документах, их перемещениях, резолюции началь-ства, контроль сроков исполнения, и т.д.
Отсутствие централизованного (рамках всей ор-ганизации) контроля
Ведение регистрационно-контрольных и отчетных форм журналов. Для обеспечения единого порядка обработки документов предусматривается создание специализированных служб: управление делами, секретариатов, канцелярий.
Регистрация документов производиться непосредственными исполнителями (поручитель и исполнитель ведут собственные журналы), некоторые виды документов вообще не регистрируются. Специализированные подразделения, занимающиеся делопроизводством, не создаются.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15