Рефераты. Участие органов опеки и попечительства в защите

Органы местного самоуправления рассматриваются как органы опеки и попечительства и п.2 ст.121 Семейного кодекса РФ. Постановления, касающиеся опеки и попечительства (назначение опекуна или попечителя, его освобождение, отстранение от должности и другие вопросы), глава местной администрации выносит единолично. Его постановление обязательно для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, общественными организациями как любое другое постановление административного органа. При этом не имеет значения, где оно вынесено. Оно действительно на всей территории Российской Федерации и не нуждается в подтверждении. Подготовку проекта постановления главы местной администрации проводят специально уполномоченные на то лица (в отношении несовершеннолетних - инспектор по охране прав), осуществляющие свою деятельность в одном из структурных подразделений данной административной единицы. Постановление главы местной администрации, действия (бездействие) лиц, занимающихся повседневной работой по опеке и попечительству, могут быть обжалованы на общих основаниях.

В своей работе органы опеки и попечительства руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами, как федерального уровня, так и принятыми субъектами федерации в пределах их компетенции. Так, например, в г. Костроме действует Закон Костромской области « Об организации работы по опеке и попечительству в Костромской области» от 5 ноября 1998 года. №439 (Северная правда от 8 декабря 1998г.), он закрепил выполнение функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей на органы управления образования. Важную   роль в правоприменительной деятельности органов опеки  и   попечительства играют инструктивно-методические рекомендации по вопросам опеки и попечительства, другие ведомственные акты (директивные документы), значительная часть которых устарела и нуждается в обновлении.

Основными задачами органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних являются (В Законе Костромской области №439 от 05.11.1998г. данные задачи закреплены в преамбуле закона.):

1.                 Обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания  в семье;

2.                 Защита  личных и имущественных прав и законных интересов  несовершеннолетних.

Дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. В наше время официальное признание получил термин "дети, оставшиеся без попечения родителей". В п.1 ст.121 СК к числу несовершеннолетних детей, нуждающихся в защите, в первую очередь отнесены те, кто остается без родительского попечения. Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в п.1 ст.20 Конвенции «О правах ребенка».

К таким детям относятся: круглые сироты, т.е. те дети, у кого умерли оба родителя либо мать, не состоявшая в браке с отцом ребенка; дети, чьи родители лишены родительских прав или ограни­чены в родительских правах в судебном порядке; несовершеннолетние, родители которых по объективным причинам не могут о них заботиться, защищать их права и интересы, так как признаны недееспособными, страдают серьезным психическим, инфекционным заболеванием, находят­ся в длительной командировке, экспедиции, местах лишения свободы и т.п.; дети, о которых родители заботиться не хотят, а потому от­казываются от своего ребенка, находящегося, например, в ро­дильном доме, больнице, любом другом медицинском учрежде­нии, в образовательном, воспитательном учреждении, а также в учреждении, призванном оказывать социальную защиту, В таких случаях приходится говорить о невыполнении родитель­ских обязанностей по причине сугубо субъективного свойства.

Данный перечень признаков принадлежности ребенка к ка­тегории оставшихся без родительского попечения не является исчерпывающим, так как не исключаются непредсказуемые, жизненные ситуации, когда несовершеннолетний остается один без помощи со стороны лиц, обязанных о нем заботиться. Это в большинстве своем дети, которых называют социальными сиротами, чья беззащитность: во-первых, вызвана обстоятельствами, которые возникают при жизни родителей, а во-вторых, обусловлена явлениями социального плана (алкоголизм роди­телей, деградация их личности и т.п.). Отсутствие в п.1 ст.121 СК ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в гибкий инструмент помощи детям, попавшим в бедственное положение.

Нормы, направленные на защиту имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних, помещены в ГК РФ (см. главу 3 "Граждане (физические лица)", ст.ст.31-40). Тогда как нормы, направленные на достижение специальной цели - обеспечения воспитания несовершеннолетних, составили предмет главы 20 Семейного кодекса РФ (ст.ст.145-150).На смену ст.133 КоБС РСФСР, пришли ст.ст.28 п.1,37,292 и 575 ГК РФ. Содержание указанных статей состоит в следующем: действия опекунов, попечителей несовершеннолетних, а также их родителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами несовершеннолетних поставлены под жесткий контроль органов опеки и попечительства, каковыми признаются органы местного самоуправления. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п.2 ст.37 ГК РФ). Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается с согласия органа опеки и попечительства (п.4ст.292 ГК РФ). При этом под жилым помещением следует понимать любое помещение, предназначенное для жилья: квартиру, дом, часть дома, комнату. Дарение от имени малолетних граждан их законными представителями не допускается (ст.575 ГК РФ). Это означает, что имущество, принадлежащее лицу, не достигшему 14 лет, и оцениваемое в сумму, превышающую 5 установленных законом минимальных размеров оплаты труда, не может быть подарено. Отсутствие возражений со стороны органа опеки и попечительства не сделает такую сделку законной. Анализ ст.575 ГК РФ приводит к убеждению, что несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может под контролем законных представителей и органов опеки совершить сделку, направленную на безвозмездное отчуждение его имущества1.

Согласно ч.2 п.1 ст.121 СК основными функциями органов опеки и попечительства применительно к защите  прав детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

1)                выявление таких детей;

2)                ведение их учета;

3)                выбор формы устройства таких детей;

4)                последующий кон­троль, за условиями их содержания, воспитания и образования.

Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, обычно происходит по месту их фактического нахождения. Информацией о детях могут располагать должностные лица образовательных учреж­дений (дошкольных, общеобразовательных); учреждения здравоохра­нения по месту лечения, смерти родителей детей; жилищные органы по месту жительства детей и их родителей; правоохранительные орга­ны (предварительного следствия, прокуратуры); органы записи актов гражданского состояния по месту регистрации смерти родителей, ро­ждения детей и др.

На должностных лиц соответствующих учреждений, располагающих сведениями об оставшихся без родительского попечения детях, возлага­ется обязанность сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Такая же обязанность лежит и на гражданах, которым стала известна подобная информация (ч.1 п.1 ст.122 СК).

Обязанностью органов опеки и попечительства является проверка полученных сведений. В течение трех дней со дня их получения орган опеки и попечительства должен провести обследование условий жизни ребенка. Если факт отсутствия попечения родителей, иных родственников подтвер­дится, органы опеки и попечительства обеспечивает защиту прав и инте­ресов ребенка до решения вопроса о его устройстве (ч.2 п.1 ст.122 СК). До устройства ребенка на воспитание в семью или в детское учреж­дение органы опеки и попечительства временно выполняют обязанно­сти опекуна (попечителя) (п.2 ст.123 СК), в том числе по защите его имущественных прав (организация охраны имущества ребенка, закреп­ление за ним занимаемой жилой площади и др.).

Учет детей, оставшихся без попечения родителей. Сведения о выявленных детях должны регистрироваться и вноситься в государст­венный банк данных. Порядок формирования и пользования государст­венным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, должен определяться специальным федеральным законом (ч.3 п.3 ст.122 СК). В настоящее время до принятия такого закона порядок уче­та детей устанавливается Постановлением Правительства РФ  от 4 апреля 2002г. №217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля, за его формированием и использованием"(Приложение 1)1.

В организации и ведении централизованного учета принимают уча­стие не только муниципальные органы опеки и попечительства на территории соответствующих образований, но и органы исполнительной власти субъектов РФ и Министерство образования РФ.

Централизованный учет производится поэтапно, и на каждом этапе носит свое название. Первичный учет ведется органами опеки и попечительства муниципальных образований по месту фактического нахожде­ния ребенка, оставшегося без родительского попечения, здесь же гото­вятся необходимые документы для передачи ребенка на воспитание в семью. Установив факт отсутствия родительского попечения, должностное лицо органа опеки и попечительства обязано зарегистрировать, данные о ребенке в журнале первичного учета, а также обеспечить его временное устройство.

Руководители воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня получения известий о том, что ребенок мо­жет быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующего учре­ждения (п.2 ст.122 СК).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.