В отличие от малолетних, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с требованиями ст.26 ГК. Они также могут быть привлечены к самостоятельной имущественной ответственности за причиненный ими вред в порядке, установленном гражданским законодательством (ст.26 (п.3) и 1074 ГК).
Правомочия родителей по управлению имуществом ребенка также определяются гражданским законодательством. В соответствии с его положениями, родители малолетних (несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет) не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а родители несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет — давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества ребенка (включая обмен, дарение имущества, сдачу его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог), иных сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества (п.2 ст.37 ГК). Например, предварительное разрешение органов опеки и попечительства необходимо для совершения сделок (договоров купли-продажи, мены, дарения и др.) в отношении жилых помещений, собственниками которых являются несовершеннолетние. Более того, предварительное разрешение органа опеки и попечительства необходимо для совершения сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние лица, независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющими право пользования данным жилым помещением: Указанное правило распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права. Законом также установлено, что средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (усыновителями), опекунами (попечителями), администрацией детских или иных воспитательных учреждений на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего в местном отделении сберегательного банка1.
Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с п.4 ст.292 ГК отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается с согласия органа опеки и попечительства. Указанное требование касается и осуществления сделок с жилыми помещениями, собственниками которых по различным основаниям, в том числе и на праве долевой собственности, являются несовершеннолетние1. Однако само по себе наличие согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению имущества малолетнего ребенка не является для суда достаточным подтверждением законности сделки. Как указала судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в своем определении от 29 августа 1997г., критерием оценки действительности сделки является только реальное соблюдение имущественных прав ребенка.
Рассматривая вопрос о даче согласия на совершение сделок (в частности, договоры купли-продажи, мены) с жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние, орган опеки и попечительства изучает ряд документов, предоставляемых заинтересованными лицами: а) заявление родителей; б) запрос нотариуса; в) копии финансовых лицевых счетов жилой площади; г) копии свидетельств о собственности на жилье (отдельно по месту продажи и по месту покупки жилых помещений); д) копии справок из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по уплате налога на недвижимость; е) заявление несовершеннолетнего старше четырнадцати лет о согласии на данную сделку; ж) справки бюро технической инвентаризации, удостоверяющие балансовую стоимость жилых помещений на момент обращения; з) разрешение на регистрацию в населенном пункте субъекта Российской Федерации в случае выезда семьи по новому адресу из ОВД (форма 6); и) выписку (справку) из домовой книги с места регистрации несовершеннолетнего по месту жительства
Без разрешения органов опеки и попечительства родители согласно п.1 ст.37 ГК вправе производить только необходимые для содержания ребенка расходы (то есть на питание; на приобретение одежды, школьных принадлежностей, книг, игрушек; на лечение, отдых и т. п.) за счет сумм, причитающихся ребенку в качестве дохода, кроме доходов, которыми несовершеннолетние вправе распоряжаться самостоятельно.
В целях защиты имущественных прав несовершеннолетних и предупреждения возможных злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих) п. 4 ст. 37 ГК предусмотрено, что родители (лица, их заменяющие) не вправе совершать сделки со своими несовершеннолетними детьми, за исключением передачи им имущества в качестве дара или в безвозмездное пользование. Это ограничение распространяется и на близких родственников родителей.
Впервые в семейном праве законодательно закреплен принцип раздельности имущества родителей и детей, то есть ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка (п.4 ст.60 СК). Тем не менее дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Одновременно предусмотрено, что в случае возникновения права общей собственности родителей и детей (в результате, например, приватизации, наследования), их права по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом определяются гражданским законодательством (п.5 ст.60 СК). Общая собственность родителей и детей может быть долевой или совместной. Каждый из видов общей собственности имеет соответствующий правовой режим. Правовой режим общей долевой собственности определен в ст.ст. 244—252 ГК, а совместной собственности — ст.ст.253—259 ГК. Так, в общую собственность (совместную или долевую) родителей и детей могут передаваться занимаемые ими жилые помещения путем приватизации. Не включение детей в приватизационные документы может иметь место только с разрешения органа опеки и попечительства1. Это обусловлено тем, что несовершеннолетние, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи, имеют равные с ним права, вытекающие из договора найма жилого помещения. Поэтому в случае приватизации занимаемого помещения они наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение2.
В завершение рассмотрения вопроса об имущественных правах детей необходимо отметить, что с принятием Семейного кодекса они имеют собственную правовую основу (ст. 60 СК) и хотя их перечень выходит за рамки семейных отношений, так как они регулируются в большей степени гражданским законодательством, тем не менее их наличие у ребенка позволяет говорить о нем как о самостоятельном субъекте семейных правоотношений.
Сделки с недвижимостью в жилищной сфере, в которых участвуют несовершеннолетние собственники (сособственники) жилья или в ходе которых так или иначе затрагиваются их права и интересы, представляют значительную сложность для практиков — нотариусов, работников муниципальных образований (органов опеки и попечительства), органов государственной регистрации, судей, риэлтерских компаний. Наиболее часто проблемы возникают вследствие несовершенства законодательства — нечеткости, противоречий, пробелов, что не способствует формированию единой правоприменительной практики и, в конечном счете, негативно сказывается на защите прав и интересов несовершеннолетних субъектов права.
Из вышеизложенного в первой главе делаем вывод что под реализацией личных неимущественных и имущественных прав ребенка следует понимать действия ребенка или его законных представителей, состоящие в распоряжении по своему и/или усмотрению законных представителей, определяемому интересами ребенка, принадлежащими ему по Семейному кодексу РФ правами (юридическими возможностями) в соответствии с их назначением и не нарушающие права и законные интересы других лиц. В отличие от совершеннолетних лиц осуществление прав ребенка связано с поведением его законных представителей, а иногда и учреждений, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей. Степень и границы участия этих лиц в реализации прав ребенка определяются интересами последнего. До тех пор, пока их действия, связанные с реализацией прав ребенка, не нарушают его интересов, они участвуют в этом процессе1.
В этой связи необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что существующая в Российской Федерации нормативно-правовая база по вопросам защиты прав детей в конце 90-х гг. претерпела значительные изменения прогрессивного характера. Глава 11 Семейного кодекса позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних.
Глава 2. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ.
2.1. Задачи и функции органов опеки и попечительства.
Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.
В большинстве ситуаций, если родители временно не могут осуществлять заботу о. своих детях, они принимают меры к устройству их к родственникам или иным лицам, а в некоторых случаях и в государственные учреждения. Однако в случае внезапной смерти, болезни или несчастного случая с родителями дети могут оказаться в угрожающем положении.
Еще большую опасность для детей представляют уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей пли находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помощи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите весьма актуальны
Решение этих проблем возложено на систему органов опеки и попечительства.
Статус органов опеки и попечительства определяется на основании Конституции РФ (ст.132) и Федерального закона от 28 августа 1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.1 и 4 ст.6)1. Выполнение функций по опеке и попечительству возлагается на эти органы п.9 ст.53, п.7 ст.64, п.7 ст.75 Закона РФ от 6 июля 1991г. «О местном самоуправлении в РСФСР2.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17