Рефераты. Участие органов опеки и попечительства в защите

В случае, если ребенок, относительно которого существуют основания для передачи его на воспитание, в течение одного месяца со дня первич­ной регистрации не был передан в семью, орган опеки и попечительства заполняет особый документ установленной формы - анкету на ребенка1. Копия анкеты передается в орган исполнительной власти соответствую­щего субъекта РФ для постановки ребенка на региональный учет.

На основании поступившей информации орган исполнительной вла­сти субъекта Российской Федерации формирует региональный банк данных об оставшихся без родительского попечения детях, проживающих на его территории, а также направляет копию анкеты и фотогра­фию ребенка в Министерство образования РФ для постановки ребенка на федеральный учет и оказания содействия в устройстве его в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории России.

В течение одного месяца со дня поступления сведений от органов опеки и попечительства орган исполнительной власти субъекта РФ ор­ганизует устройство ребенка в семьи граждан, проживающих на его территории или территории других субъектов РФ, осуществляет подбор детей для лиц, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, выдает им направления в органы опеки и попечительства по месту жи­тельства (нахождения) детей, для их посещения и последующего устрой­ства в семью.

На региональном уровне ведется учет иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся в соответствующий орган исполнитель­ной власти и изъявивших желание усыновить детей - граждан РФ. Этим  лицам предоставляется информация о детях, относительно которых воз­никли основания для их усыновления иностранцами. При изменении правового положения ребенка (восстановление родителей в родительских правах, усыновление и др.) орган исполнительной власти субъекта РФ обязан в течение недели проинформировать об этом Министерство образования РФ.

Федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей, ведется Министерством образования РФ, где формируется федеральный банк данных о таких детях. Лицам, желающим принять на воспитание  ребенка и обратившегося в министерство, подбираются дети и выдают­ся направления в органы исполнительной власти субъектов РФ для по­сещения детей по их фактическому месту жительства или нахождения и решения вопроса об их устройстве в семьи. Министерство образования 'РФ по запросам органов исполнительной власти субъектов РФ пред­ставляет сведения о детях, имеющиеся в федеральном банке данных, ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся в министерство и желающих усыновить (удочерить) ребенка. Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты на него в органе опеки и попечительства по его фак­тическому месту жительства или нахождения.

Гражданам РФ, постоянно поживающим за пределами России, ино­странным гражданам и лицам без гражданства сведения о детях, кото­рые могут быть переданы на усыновление, предоставляются по истече­нии трех месяцев со дня постановки ребенка на централизованный учет. Руководители воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, где находятся оставшиеся без попечения родителей дети, а также должно­стные лица и руководители органов опеки и попечительства, органов исполнительной власти субъектов РФ, Министерства образования РФ за неисполнение лежащих на них обязанностей, за предоставление заведо­мо недостоверных сведений, иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке (п.4 ст.122 СК). Админи­стративная ответственность соответствующих лиц предусмотрена в ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Ос­новные формы устройства таких детей определены в СК, - это либо пе­редача ребенка в семью (на усыновление или удочерение, под опеку или попечительство, в приемную семью), либо передача в детское учрежде­ние любого типа: специализированные образовательные учреждения; учреждения социального обслуживания (детские дома, интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатка­ми, социально-реабилитационные центры, социальные приюты); учреж­дения системы здравоохранения (дома ребенка) и др.

Субъектам РФ предоставлено право в своих законах, устанавливать и иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ч.2 п.1 ст.123 СК).

Семейные формы воспитания в соответствии с СК являются приори­тетными, поскольку в условиях семьи в большей степени могут разви­ваться и реализовываться индивидуальные личностные качества детей, Семья является универсальным и общепризнанным средством передачи культуры от одного поколения к другому. В ч.1 п.1 ст.123 СК гово­рится, что дети, оставшиеся без родителей, подлежат переда­че на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (по­печительство) или в приемную семью), и только при отсутствии такой возможности — в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое проис­хождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и обра­зовании (ч.3 п.1 ст.123 СК). Будучи переданными на воспитание в семью или в детское учреж­дение, дети оставшиеся без попечения родителей, не теряют своего статуса и сохраняют права, возникшие в связи с утратой родительско­го попечения.

На территории России не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических или физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

2.2. Защита прав и интересов  детей органами опеки и попечительства.


Участие государства в обеспечении интересов ребенка в семье не ограничивается предоставлением ему прав, предус­мотренных семейным законодательством. Не менее важно для несовершеннолетнего иметь гарантию для охраны этих прав, а также их защиты в случае нарушения. Тем более, что согласно п.2 ст.3 Конвенции «О правах ребенка», «государства-участ­ники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия...». И надо сказать, что число детей, нуждающихся в защите со стороны государст­ва, с годами не уменьшается.

Увеличение численности детей, лишенных родительского попечения, происходит на фоне уменьшения общего числа детей, проживающих в России. Так, на начало 1995г. в России проживало 38,8 млн. детей, в том числе 460,4 тыс. детей-сирот (12%), а на начало 1998г. - 35,9 млн. детей, в том числе 596,8 тыс. детей- сирот (17%)1. Причем, сюда входят лишь те дети, которые выявлены и учтены, а на самом деле их намного боль­ше (особенно если учесть несовершеннолетних, права которых нарушаются в семье родителями, о чем органы опеки и попечи­тельства еще не знают).

Поскольку охрана прав ребенка заключается в создании предпосылок, гарантий их реализации, ей служат неодинако­вые по своей отраслевой принадлежности, содержанию, целям законодательные акты РФ, субъектов Федерации, Указы Пре­зидента, постановления Правительства, а также правовые акты органов исполнительной власти. Несколько иначе обсто­ит дело с защитой прав ребенка в семье, которая имеет целенаправленный характер и позволяет устранить препятствия на пути осуществления прав несовершеннолетнего и восстановить его права, предусмотренные Семейным кодексом. Существующая здесь четкость достигается благодаря тому, что Семейный кодекс всякий раз определяет, кто и когда защищает права ребенка, какая категория детей нуж­дается в защите.

К числу лиц, обязанных защищать права, интересы своих детей, как известно, относятся родители либо заменяющие их  лица. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не  выполняют своей миссии, обязанности по защите прав несовер­шеннолетних возлагаются на органы опеки и попечительства, т.е. органы местного самоуправления, чья деятельность регламентируется уставами (положениями) муниципальных образо­ваний данного региона. В любом случае их компетенция в об­ласти защиты прав ребенка должна находиться в полном соот­ветствии с законами РФ, Семейным кодексом, Гражданском кодексе, а также с нормативными ак­тами субъектов РФ. Другими словами, государство возлагает защиту прав несовершеннолетних детей только на органы опеки и попечительства (ст.121 СК), которые могут объединять усилия других  государственных, муниципальных органов, уч­реждений, общественных организаций и фондов, в том числе благотворительных, для достижения единой цели — защиты прав ребенка.

На основании п.1 ст.121 СК РФ защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по­печение родителей, возлагается на органы опеки и попе­чительства, полномочия которых закреплены в СК РФ (ст.ст.121 - 123, 125,  140,142,145,147,150 - 151 и др.), в ГК РФ (ст.ст.31 - 41), ГПК  РФ (ст. ст.263-2,  263-3) и других актах.

Утрата родительского попечения является фактом, имею­щим юридическое значение. Поэтому важно иметь информа­цию о ребенке, оказавшемся в бедственном положении. Вот почему п. 3 ст. 56 СК обязывает должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или  здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Аналогичное по существу требование сформулировано в п. 1 ст. 122 СК. Оно адресовано в  первую очередь должностным лицам различных учреждений,  причастных к жизни ребенка, занимающихся его воспитанием лечением, социальной реабилитацией. Кроме того, выявлением детей, нуждающихся в защите, занимаются и сами органы  опеки и попечительства, находящиеся в тесном контакте с образовательными, воспитательными учреждениями, органами  внутренних дел и прочих.

Каким бы путем ни стало известно о ребенке, чьи права нарушаются или находятся под угрозой нарушения, этот факт  следует констатировать. Такую обязанность п.1 ст.122 СК возлагает на органы опеки и попечительства, которые в течение трех дней со дня получения тревожной информации о ребенке  должны ее проверить. В случае необходимости ими составляется акт, подтверждающий правдивость поступивших сведений.

С другой стороны, этот акт служит основанием для вывода, что факт утраты родительского попечения, нарушения прав, инте­ресов ребенка налицо. С этого момента органы опеки и попечи­тельства вправе и обязаны:

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоро­вью отобрать ребенка у родителей (у одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится (ст.77 СК);

Степень опасности общения ребенка с родителями может быть разной. Кроме того, в одних случаях ее могут смягчать окружающие ребенка члены его семьи, в других - очевидно, что ребенок на грани гибели. Именно для разрешения таких ситуаций предназначена ст.77 СК, которая позволяет органам опеки и попечительства отобрать ребенка у родителей (одного из них) немедленно, налицо их профессиональная обязанность спасти ребенка с помощью отобрания в упрощенном административном порядке. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой опасности. Важно одно - она существует.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.