- положение церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. По-видимому, это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны.
- современные теократические государства имеют свою уникальную модель устройства, не похожую на исторические.
- в современном мире идеальным будет режим отделения церкви от государства, но на основе взаимного партнерства.
Также можно сделать следующие практические рекомендации по теме:
- совершенствование законодательной базы в области рассматриваемых отношений путем заключения конституционных отношений с крупнейшими религиозными организациями.
- изменение законодательства с учетом нужд и интересов церкви.
- издание законов запрещающих существование заведомо деструктивных тоталитарных сект.
- опираясь на опыт зарубежных стран, законодательно провести более четкую границу между корпорациями публичного и частного права.
На сегодняшний день мы можем говорить, что государство имеет преимущественный потенциал воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые обязательны к исполнению. Поэтому, если и возникнут какие-либо трения, то государство имеет возможность быстро «урезонить» церковь силой своей власти. Причем характер ограничений может носить специфический характер – например, вопросы собственности церкви, занятия церкви коммерческой деятельностью и т.п. Такое положение вещей, на мой взгляд, крайне ограничивает ответные меры церкви по отношению к государству. Однако степень воздействия церкви на государство через верующих тоже не стоит преуменьшать, причем не важно, светское это государство или теократическое.
Интересно как зарубежная пресса реагирует на подъем религии в России. Американская газета «Бостон Глоуб» пишет: «Звон церковных колоколов вновь несется над российскими городами и селами. Заново позолоченные купола сверкают на солнце. Церкви, которые еще недавно выглядели устрашающими руинами, поднимаются под благостное пение верующих».[31]
Как тенденцию можно отметить активизацию миссионерской деятельности на территории России Католической Церкви. Некоторые представители духовенства России всерьез обеспокоены этим. И свои опасения по этому поводу выразили в письме Патриарху Русской Православной Церкви Алексию II, которое подписали 109 клириков и мирян. В этом письме они обращают внимание Патриарха на «неизменность давних стремлений Ватикана к расширению своего влияния на Восток…Нас особенно настораживает открытое сотрудничество некоторых клириков и мирян нашей Церкви с теми католическими структурами, которые занимаются прозелитизмом на территории России». В заключение подписавшиеся под письмом делают вывод: «Создается впечатление, что Ватикан пытается создать внутри Русской Православной Церкви прослойку духовенства, лояльную к католическому вероучению».[32]
По-прежнему, проблемой для всего мира, проблемой, носящей интернациональный, межгосударственный характер, остается проблема воинствующих религиозных течений, таких, как исламский фундаментализм. Религиозные фанатики принесли много горя и слез людям практически на всех континентах, поломали множество человеческих судеб, не обойдя вниманием и Россию. Способом отстаивания своих взглядов они и им подобные выбрали вооруженное противостояние, проведение страшных по своей жестокости террористических актов, в результате которых гибнут чаще всего ни в чем не повинные люди, и, что еще более ужасно, дети. Всем понятно, что так дело оставлять нельзя и надо активно искоренять это зло.
Эволюция отношений между государством и церковью все-таки продолжается. Исследования этой темы не потеряют своей актуальности никогда, и есть все основания полагать, что многие мыслители, ученые и исследователи настоящего и будущего не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия, взаимовлияния столь мощных сил, как государство и религия.
А, в общем, мир живет: любя и страдая, борясь, побеждая и проигрывая, радуясь и огорчаясь. И пусть государство и религия, как две могущественные
силы, сплотят людей, дадут им веру и надежду на лучшее будущее, зажгут их светом и энтузиазмом общего дела, заставляющего все человечество идти вперед и только вперед.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные акты
1. Международная декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам от 18.12.92. №47/35// Московский журнал международного права. 1993. №2
2. Конституция РФ от 12. 12. 1993г. // РГ.-1993.-№273.-25 дек.
3. ГК РФ №51-ФЗ от 21.10.94// СЗ РФ.-1996.-№5.- ст.410
4. ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.10.97 №125 – ФЗ// СЗ РФ. -1997.- №39.- ст. 4465
5. ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 №7-ФЗ// СЗ РФ.- 1996.- №3.- ст. 145
6. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25.10.1990 №267-1 // Ведомости ВС РСФСР. - 1990.- №21.- ст.240
7. Агапов А.Б. Церковь и исполнительная власть // Государство и право.- 1998.- № 4
8. Аман И.В. Государство и церковь // Континент.- 1997.- №6
9. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки// Государство и право.-1993.- №7
10. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-ти тт., т.4.- М.: «Русская книга», 1994.- 624с.
11. Исаев И. А. История государства и права России.- М.: «Юрист»,1996.- 436с.
12. История политических и правовых учений/ под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1995.- 332с.
13. Клочков В. В. Религия. Государство. Право.-М.: «Мысль», 1978.- 375с.
14. Куроедов В. А. Религия и церковь в советском государстве.- М.: «Политиздат», 1981.- 136с.
15. Лапский В. Крестовый поход в третье тысячелетие // Российская газета. – 2001.- 19 января
16. Либеро Д. Каноническое право в католической церкви. - М., 1996.-201с.
17. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государств и права. - М., 1997.- 340с.
18. Малахова Ю. ИНН заслушают на богословской комиссии // Российская газета.- 2001.- 6 февраля
19. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика.- М., 2000.- 573с.
20. Миронов А.В. Основы религиоведения. Эволюция религии в современном мире // Социально-гуманитарные знания.- 1999.- № 2
21. Миронов А.В. Основы религиоведения. Государственно-церковные отношения // Социально-гуманитарные знания.- 1999.- № 3
22. Михайлов К. Небесный покровитель сети // Нижегородский рабочий.- 2001.- 12 марта
23. Морозова А.А. Государство и церковь - особенности взаимоотношений //Государство и право.- 1995.- Март
24. Николин Алексей, священник. Церковь и государство.- М., 1997.- 92с.
25. Основы социальной концепции РПЦ // Журнал Московской Патриархии. -2000.- Июнь
26. Письмо духовенства к Святейшему Патриарху // Журнал Московской Патриархии.- 1996.-Январь
27. Платон. Диалоги.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.- 500с.
28. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М.: «Про-пресс», 2003.- 327с.
29. Путь. Сборник.- М.: «Информ-прогресс», 1992.- 752с.
30. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М.: «Центр», 2000.- 624с.
31. Римская империя / под ред. И. Л. Сурдина.- М.: «Тера», 2001.- 552с.
32. Соколов И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении.- С-Пб., 2003.- 269с.
33. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени.- М., 1997.- 249с.
34. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени. - М.: «Человек. Цивилизация. Общество», 1992.- 323с.
35. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. - М., 1973.- 350с.
36. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: «Инфа М-Норма», 1997.- 607с.
37. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. - М., 1997.- 295с.
38. Теория права и государства./ Под ред. Г.Н. Манова. - М., 1995.- 262с.
39. Тихомиров Л.А. Единоличная власть, как принцип государственного строительства. - М., 1897.- 306с.
40. Христианство / под ред. С.С. Оверенцева. В 3-х томах. - М.: «БРЭ», 1993.- 670с.
41. Цыпин Владислав, протоиерей. Курс церковного права. - Клин, 2002.- 700с.
42. Цыпин Владислав, протоиерей. Актуальные проблемы канонического права.// Альфа и омега. - М.- 2003.- №4
43. Чаплин Всеволод, протоиерей. Закон и церковно-государственные отношения.// Церковь и время. ОВЦС Московского Патриархата.- 2001.- №4
44. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. - М.: «Юрист», 1996.- 653с.
45. Решение Головинского районного суда Северного АО г. Москвы о ликвидации и запрете деятельности религиозной организации «Свидетели Иеговы в г. Москва» [26.03.2004]
46. Решение Магаданского городского суда о признании незаконными предупреждений Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области в отношении прихода Рождества Христова Римско-Католической церкви в г. Магадане [15.05.2002]
47. Решение Октябрьского районного суда Кировской области об отказе в иске Управлению юстиции Кировской области к церкви "Кировский христианский центр" Христианской Ассоциации "Глобальная стратегия" [01.02.2000]
48. Решение Московского районного суда г. Казани по делу Казанской церкви христиан-адвентистов седьмого дня [15.03.1999]
49. Решение Центрального районного суда г. Тулы по делу студентов Заокской духовной семинарии Церкви христиан-адвентистов седьмого дня [28.05.1997]
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
РФ – Российская Федерация
РСФСР - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика
СССР – Союз Советских Социалистических Республик
РПЦ – Русская Православная Церковь
ФСБ – Федеральная Служба Безопасности
МВД – Министерство Внутренних Дел
М. – Москва
СПб. – Санкт-Петербург
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10