Все эти положения обязывают государства-участников Конвенции ООН 1982 г. применять нормы и стандарты ИМО. Решение также может быть найдено между документами ИМО, в которых содержаться такие положения, а именно, между рекомендациями, принимаемыми Ассамблеей ИМО, Комитетом по безопасности на море, МЕРС и другими нормами и стандартами, содержащимися в соглашениях ИМО.
Безопасность судоходства
Различные положения Конвенции ООН 1982 г. устанавливают правовую основу для принятия и введения в законодательство общепринятых норм и стандартов, обеспечивающих безопасность судоходства. Как уже было отмечено, компетенция ИМО в отношении разработки и одобрения таких норм и стандартов делает ее компетентной международной организацией, через которую происходит выработка и принятие международно-правовых норм.
В компетенцию ИМО входят вопросы, относящиеся к конструкции, оборудованию, мореходности и комплектованию судов личным составом, т.е. вопросы, первоначально отнесенные к компетенции государства флага. Вопросы, относящиеся к оповещению, связи и недопущению помех на установившихся путях международного судоходства отнесены к компетенции государства флага и прибрежного государства. Механизмы ИМО обеспечивают гарантии того, что при осуществлении государствами принудительных мер, направленных на обеспечение безопасности судоходства, не будут нарушать права иностранных судов.
Документы ИМО регулируют степень принуждения, применяемую государствами для соблюдения иностранными судами международных норм и стандартов, обеспечивающих безопасность в портах. Такое принуждение ограничивается положениями, заложенными в основных конвенциях ИМО по безопасности.
Конвенция ООН 1982 г. закладывает международно-правовую основу юрисдикции государства флага относительно обеспечения безопасности судоходства. Устанавливаются рамки, в пределах которых вмешательство в международное судоходство со стороны государства флага в различных регионах Мирового океана является законным.
Основные обязательства, возложенные на государство флага, содержаться в ст. 94 Конвенции ООН 1982 г. Данная статья обязывает государство флага принимать необходимые меры для обеспечения безопасности на море (ст. 94(3,4,5)). В этой связи необходимо отметить следующие конвенции ИМО:
- Международная конвенция по спасанию жизни на море 1974 г. (SOLAS 74) с Протоколом 1978 г. (SOLAS Protocol'78);
- Международная конвенция по перевозке грузов 1966 г. (LL'66);
- Конвенция по международному регулированию и предупреждению инцидентов на море 1972 г. (COLREG'72);
- Международная конвенция относительно стандартов по подготовке, сертификации и наблюдению за моряками 1978 г. (STCW78).
ИМО не имеет договорных механизмов, регулирующих рамки юрисдикции прибрежного государства. Это - исключительная сфера Конвенции ООН 1982 г. Но Конвенция устанавливает основы для разработки таких механизмов. Через эти механизмы ИМО сможет контролировать степень вмешательства прибрежного государства в иностранное судоходство в целях обеспечения выполнения общепринятых международных норм и стандартов.
Применение прибрежными государствами норм и стандартов, разработанных ИМО, предусмотрено следующими статьями Конвенции ООН 1982г.:
- статья 21(1) дает прибрежному государству право принимать законы и правила, касающиеся мирного прохода через территориальное море. Они, в частности, могут касаться безопасности судоходства и регулирования движения судов (ст. 21(1)(а)). Такие законы и правила должны соответствовать положениям Конвенции ООН и «другим нормам международного права». Инкорпорация в национальное законодательство положений конвенции ИМО дает прибрежному государству право требовать от иностранного судна, осуществляющее мирный проход через территориальное море, соответствия положениям данных конвенций, даже если государство флага не является их участником;
- статья 41 предоставляет право государству, граничащему с проливом, используемым для международного судоходства, устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов. Такие морские коридоры или схемы разделения движения должны соответствовать «общепринятым международным правилам» (ст. 41(3)). К категории таких правил относятся и соглашения ИМО. Как и в территориальном море, иностранные суда в проливах обязаны соблюдать законы и правила, установленные государствами, граничащими с международными проливами, даже если они содержат «общепризнанные международные правила», содержащиеся в международных соглашениях, в которых не участвует государство флага. Конвенция ООН 1982 г. обязывает иностранные суда при осуществлении транзитного прохода соблюдать «общепризнанные международные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, включая Международные правила предупреждения столкновения на море» (ст. 39(2)(а));
- статья 35(с) предусматривает, что положения Части III Конвенции ООН 1982 г. не затрагивают правового режима проливов, проход в которых регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, которые относятся специально к таким проливам. Однако такие конвенции применяются с учетом положений статьи 311 Конвенции ООН, а также вступительной части этого документа;
- статья 54 устанавливает, что статьи Конвенции ООН 1982 г., регулирующие режим транзитного прохода через международные проливы (ст.ст. 39,40,42 и 44), применяются к архипелажному проходу по морским коридорам;
- статья 58(2) устанавливает, что статьи Конвенции ООН 1982 г., устанавливающие правовой режим открытого моря (ст.ст. 88-115) и другие нормы международного права применяются к исключительной экономической зоне постольку, поскольку они не являются несовместимыми с положениями Части V Конвенции.
В рамках ИМО принят ряд документов, содержащих весьма важные положения относительно юрисдикции государства порта. К таким документам относятся LL'66, SOLAS'74, SOLAS Protocol'78, STCW'78. Эти соглашения дают государству порта право проверять содержание сертификатов, подтверждающих соответствие условиям обеспечения безопасности, инспектировать судно, если сертификаты не в порядке, или если есть основания полагать, что оборудования судна не соответствует данным сертификата.
Статья 94(3) Конвенции ООН 1982 г. возлагает на государство флага обязанность принимать необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности, относительно конструкции, оборудования и годности судов к плаванию. Пункт 4 ст. 94 предусматривает меры, необходимые для обеспечения выполнения данных обязательств. Предусматривается, что государства обязаны обеспечивать, чтобы каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие промежутки времени, инспектировалось квалифицированными инспекторами и имело на борту карты, мореходные издания и навигационное оборудование и приборы, необходимые для безопасного плавания. Пункт 5 ст. 94 предусматривает, что при осуществлении таких мер каждое государство обязано придерживаться общепризнанных международных правил, процедур и практики. Это положение распространяется и на меры, принимаемые в отношении исключительной экономической зоны (ст. 58 (2)). Статья 217 (2) предусматривает аналогичные положения относительно обеспечения выполнения законов и правил, касающихся загрязнения. Государства, в частности, обязаны принимать надлежащие меры с целью обеспечения того, чтобы судам, плавающим под их флагом или зарегистрированных в них, запрещалось плавание до тех пор, пока они не будут в состоянии выйти в море с соблюдением применимых международных норм и стандартов, установленных через компетентную международную организацию или общую дипломатическую конференцию для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды.
Пункты 1-5 статьи 94 Конвенции ООН 1982 г.
1. Каждое государство эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и
контроль над судами, плавающими под их флагом. 1. Каждое государство, в частности:
a) ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, и их данных, кроме тех судов, которые исключены из общепринятых международных правил вследствие их небольших размеров; и
b) принимает на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросов, касающихся данного судна.
3. Каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности в том, что касается:
a) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов;
b) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применимых международных актов;
c) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения.
4. В число таких мер входят меры, необходимые для обеспечения того, чтобы:
а) каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие промежутки времени, инспектировалось квалифицированным судовым инспектором и имело на борту такие карты, мореходные издания и навигационное оборудование и приборы, какие необходимы для безопасного плавания судна;
b) каждое судно возглавлялось капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности, в области судовождения, связи и судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности соответствовал типу, размерам, механизмам и оборудованию судна;
c) капитан, офицеры и, в необходимых степени, экипаж были полностью ознакомлены с применимыми международными правилами по вопросам охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновения, предупреждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и поддержания связи по радио и были обязаны соблюдать такие правила.
5. Принимая меры, предусмотренные в п.п. 3 и 4, каждое государство обязано придерживаться общепринятых международных правил, процедур и практики и предпринимать все необходимые шаги для обеспечения их соблюдения.
В статье 21(2) Конвенции ООН 1982 г. установлено, что прибрежное государство не применяет к иностранным судам, осуществляющим мирный проход через территориальное море, законы и правила, относящиеся к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию судов, если только они не вводят в действие «общепризнанные международные нормы и стандарты». Это положение является чрезвычайно важным для применения договорных норм ИМО, содержащих такие нормы и стандарты, т.к. они устанавливают рамки юрисдикции прибрежного государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17