Рефераты. Правовое регулирование международного правового судоходства

Правовое регулирование международного правового судоходства

Воронежский  Государственный   Университет


Юридический факультет

Кафедра международного права







ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОВОГО СУДОХОДСТВА









Дипломная работа

Студента 52  группы

дневного отделения

B.И. Старостоянова.


Научный руководитель

доцент    Л.С.Нечаев.











Воронеж

1998


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ........................…………………....................................................................  3

1 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ ...............……………………………………….................................................. 3

1.1. Правовой режим судоходства во внутренних морских во­дах и территориальном море российской Арктики .............…………………………………………………...... 4

1.2 Правовой режим судоходства в исключительной экономи­ческой зоне Арктики .…………………………………………………………………………………………….8

2 ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ КОНВЕНЦИИ ООН   ПО   МОРСКОМУ   ПРАВУ   1982   г.   ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ      МОРСКОЙ      ОРГАНИЗАЦИИ (ИМО) …………………………………………………………...  10

2.1. Основы взаимодействия между Конвенцией ООН по мор­скому праву 1982 г. и ИМО …………………………………………................................................................ 10

2.2. Предупреждение и контроль за загрязнением морской среды ……….............. 30

2.3. Функции и обязанности ИМО в свете вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. ………………………………………..................................... 42

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИМО ПО УПРОЩЕНИЮ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ МОРСКОМ СУДОХОДСТВЕ ..........................…........... 50

3.1. Изменения и дополнения к Приложению к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г., принятые на сессиях Комитета FAL .……………………………………………………................................................ 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...……………….................................................................................... 57

ВВЕДЕНИЕ

В течение 1998 г. Союзморниипроектом проводились исследования по проектам «Международно-правовой режим морских пространств» и «Международно-правовые проблемы Арктики и Антарктики» подпро­граммы «Комплексные исследования океанов и морей Арктики и Антарк­тики».

1.По проекту «Международно-правовые проблемы Арктики и Ан­тарктики» проводились исследования вопросов судоходства во внутрен­них морских водах, территориальном море и ИЭЗ российских арктических вод, на основе положений Федерального закона «О внутренних водах, тер­риториальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г., проектов законов «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «Об арктической зоне Российской Федерации», в частности рассматривались вопросы осуществления права мирного прохода через территориальное море иностранных судов, иностранных военных кораб­лей и других государственных судов, а также правила захода этих судов во внутренние морские воды Российской Федерации.

В работе нашли отражение вопросы правового режима судоходства по трассам Северного морского пути, которые в соответствии со ст. 14 Федерального закона 1998 г. являются исторически сложившейся нацио­нальной транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике.

2. По проекту «Международно-правовой режим морских про­странств» проводились исследования вопросов, связанных с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. в свете ее вступления в силу и взаимодей­ствия между Конвенцией ООН 1982 г. и Международной морской органи­зацией, а также вопросов, связанных с деятельностью ИМО в области уп­рощения формальностей в международном морском судоходстве, в част­ности, приводятся комментарии к отдельным стандартам и рекомендуемым практикам Конвенции по облегчению международного морского су­доходства 1965 г., отражающие позиции государств, а также принятые из­менения и дополнения к Приложению к Конвенции.

Проведен анализ материалов относительно последствий вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. для Международной морской организации (ИМО).

Подготовлено заключение по проекту Закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», которое содержит анализ положений проекта в свете Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в частности, вопросов проведения морских научных исследований живых ресурсов.

Подготовленная инструкция «Об обращении в Международный Три­бунал ООН по морскому праву в случае ареста судов и экипажей» содер­жит краткую справку об учрежденном в соответствии с Конвенцией 1982 г. Международном Трибунале ООН по морскому праву. В Инструк­ции особо отмечается, что Трибунал может вынести решение о «незамедлительном освобождении судна и экипажа», если последнее не освобождается несмотря на предоставление «разумного залога или иного финансового обеспечения».


1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ

Арктическая зона Российской Федерации определена решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24 апреля 1989 г. В эту зону входят земли и острова, указанные в По­становлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», внутренние воды и территориальное море, прилегаю­щие к северному побережью Российской Федерации. В пределах исключи­тельной экономической зоны и континентального шельфа Российская Фе­дерация обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Выделение Арктики в самостоятельный объект государственной по­литики обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его спецификой.

В целях реализации государственной политики в Арктике ведется ра­бота по разработке законодательной и нормативно-правовой базы, в част­ности, проектов Федеральных законов «Об арктической зоне Российской Федерации» и «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», предусматри­вающих закрепление в законодательном порядке принципиальных поло­жений в области экономики, социальной сферы, экологии, а также в во­просах науки, военной безопасности и международных отношений в этом регионе.

В работе анализируются Положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Федерального закона «О внутренних морских водах, терри­ториальном море и прилежащей зоне» 1998 г., проекта Федерального за­кона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», проекта Федерального закона «Об арктической зоне Российской Федера­ции», других законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации.

1.1. Правовой режим судоходства во внутренних морских водах и территориальном море российской Арктики

Правовой статус и границы внутренних морских вод и территориаль­ного моря Российской Федерации определяются Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. (далее - Федеральный закон 1998 г.), кото­рым уточняются и конкретизируются отдельные положения Закона «О Го­сударственной границе Российской Федерации» 1993 г. (далее - Закон 1993 г.)

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О внутренних мор­ских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Феде­рации» 1998 г. плавание по трассам Северного морского пути - историче­ски сложившейся национальной единой транспортной коммуникации Рос­сийской Федерации в Арктике, в том числе в проливах Велькицкого, Шо­кальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами, междуна­родными договорами Российской Федерации и Правилами плавания по трассам Северного морского пути, утверждаемыми Правительством Рос­сийской Федерации.

Северный морской путь (далее - СМП) является национальной транс­портной коммуникацией Российской Федерации на всем его протяжении независимо от удаленности от побережья.

В настоящее время действуют Правила плавания по трассам Северно­го морского пути, утвержденные Министром морского флота СССР 14 сентября 1990 г. и введенные в действие с 1 июля 1991 г.

Осуществляя свои права в свете ст. 211 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.), СССР/Россия закрепила в Пра­вилах положения, согласно которым «Правила на недискриминационной для судов всех государств основе регулируют судоходство по Северному морскому пути в целях обеспечения безопасности мореплавания, предот­вращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов...».

Обязанность регулировать судоходство по СМП возложена на специ­альные российские навигационные службы - Штабы морских операций, которые суббординационно связаны с Администрацией СМП (далее -АСМП).

Судно, принятое под проводку Штабом морских операций АСМП, за­ходит в любые арктические морские пространства России, соблюдая при этом правовой режим судоходства, установленный положениями Конвен­ции 1982 г. и законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правовой режим соответствующих морских пространств, в силу наличия у Российской Федерации суверенитета, юрисдикции или суверенных прав в них.

Одним из необходимых условий допуска судна для плавания по трас­сам СМП является наличие у него на борту свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца за ущерб от загрязнения морской среды (п. 5 Правил плавания по трассам СМП). Проблема ответственности за загрязнение морской среды с судов для России приобрела особую остроту в связи с введением в действие дан­ных Правил и открытием СМП для иностранного судоходства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона 1998 г. внутренние морские воды - воды, расположенные в сторону берега от исходных ли­ний, от которых отмеряется ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Феде­рации. Территориальное море определяется как примыкающий к сухопут­ной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, которыми являются:

линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная официально в издан­ных в Российской Федерации морских картах; прямая исходная линия, со­единяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь остро­вов; прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точ­ки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в про­лив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации; система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и ма­териком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.