специфики деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей
ребенка, уровня его вовлеченности в процессе табакокурения.
Методы социально-педагогической деятельности так или иначе связаны с
организацией, мотивацией и осмыслением деятельности. Методами социально-
педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления
деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально
значимые качества личности школьника, склонного к табакокурению, и
способствует преодолению проблемы табакокурения.
Последний компонент структуры деятельности – формы реализации методов,
которые определяются в соответствии с конкретными методами. В школьном
возрасте, начиная с 11 лет взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и
все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем чем ниже
социальный статус школьника, тем меньше его влияние на группу, а значит
больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой
нормы. Поэтому основной акцент работы социологического педагога в этом
возрасте – это работа с группой через следующие направления деятельности:
1) Профилактика причин и последствий табакокурения. Это можно
осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с
табакокурением. Результатом таких занятий должно являться формирование
группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы.
Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в
ходе которых проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с
табакокурением и давлением сверстников. В ролевой игре, направленном на
профилактику табакокурения, можно достичь личностного развития ребенка,
обучения противостоять уговорам курить, навыкам общения в коллективе.
Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в
школьной группе, это: умение четко формировать аргументы против табака и
умению противостоять давлению сверстников.
Формы работы: диспут, в котором происходит обмен информацией о вреде
табакокурения, деловая игра, экскурсия, беседа. Методы, которые запутывают
детей, применять нецелесообразно.
2) организация свободного времени школьников,, поскольку
бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии
злоупотребления школьников табака. Необходима своеобразная яркая реклама
деятельности кружков, секций, клубов, чтобы школьник мог выбрать себе
занятие по душе. Наибольший интерес школьника с девиантным поведением,
проявляют не с интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому
необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать
походы, спортивные состязания, школы выживания.
3) Антикурительная воспитание направленное на формирование у школьника
твердых антикурительных убеждений: о необходимости здорового образа жизни,
о формировании антисоциальной личности школьника, злоупотребляющего
курением.
4) антикурительное просвещение педагогического коллектива школы. На
основе знакомства с образовательной программой учащихся школьного возраста
можно предложить включить элементы антикурительного воспитания во все
предметы школы. Благодаря этим дополнением будут расширены знания учащихся
о вредном воздействии табака на здоровье человека и его потомство, о
несовместимости табакокурения о социальным образом жизни.
5) подключение к профилактической работе не только родителей,
учащихся, но и сотрудников милиции, медиков, работников близлежащих
предприятий, общественности.
6) преодоление социально-педагогической запущенности школьника,
проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об
окружающем мире. В процессе социального воспитания необходимо раскрыть
безнравственность употребления табака, в том числе и в небольших дозах.
Следует делать акцент не только на раскрытии последствий табакокурения, но
и на безнравственности самого факта употреблении табака.
В заключении необходимо подчеркнуть, что проблема табакокурения и ее
решение может дать положительные результаты при условии, что ее реализация
будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех
субъектов деятельности(2).
2.3. Краткий обзор школьных программ
по профилактике курения школьников.
Приоритетным направлением в антикурительных компаниях и программах
является профилактика начала и закрепления курения среди детей и молодежи.
Известно, что около 90% взрослых курильщиков начинают регулярное курение в
возрасте 15-20 лет. Именно у таких курильщиков отмечается выраженная
табачная зависимость. После 15 лет начинают курить намного реже, и эти
поздно начавшие курильщики, как правило, отличаются меньшим числом
выкуриваемых сигарет, меньшей табачной зависимостью, чаще и легче
отказываются от курения. Т.е. подростковый возраст является своеобразным
периодом повышенного риска в отношении приобретения привычки курения и
зависимости от нее. Поэтому профилактика начала и закрепления курения у
молодежи безусловно является наиболее рациональным, эффективным и гуманным
направлением борьбы с курением и предупреждения большого числа заболеваний
во взрослом возрасте.
В разных странах мира за последние годы уже накоплен определенный опыт
как создание, так и практического применения специальныз школьных программ
по гигиеническому воспитанию и образованию школьников. Используются
программы как узкоцелевые, к примеру, только к вредным привычкам (табак,
алкоголь, наркотики), но и обучающие правилам здорового питания, физической
активности, эмоциональной поддержке, профилактике СПИДа и травматизма.
После внедрения антитабачных школьных программ доля куривших среди 13-
летних девушек в Швеции уменьшилось с 16% до 6%, в Норвегии среди девушек с
16 – 20 лет доля курящих уменьшилось с 41% до 26%, в США среди 15 – 18 лет
– с 29% до 19%.
В Республике Саха (Якутия) выработана доктрина здорового образа жизни.
Укрепились не только культурные, но и экономические и политические связи
республики с ближним и дальним зарубежом.
В этих условиях требуется новый имидж и менталитет гражданина
республики. Однако, стихийное вхождение в рыночную экономику некоторая
вседозволенность и идеологический вакуум способствовали развитию негативных
процессов переходного периода, а именно массовому распространению пьянства,
росту токсикомании и наркомании. Особенно заметно возросло пьянство детей,
подростков и женщин. В результате под ударом оказалось нравственность и
духовное развитие детей и молодого поколения, а значит и будущее нации,
любого народа, от физического и психического состояния которых зависят
темпы возрождения нации, любого народа, от физического и психического
состояния которых зависят темпы возрождения нации, любого народа.
Перед социальными педагогами стоит задача выполнения социального
заказа Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева и Правительства
Республики о формировании здоровья и здорового образа жизни у граждан
республики.
Формирование здоровья населения республики является стратегическим
направлением государственной политики Республики Саха (Якутия). Духовность
и образ жизни единой и здоровы образ жизни – это единение человека с
природой, знание законов бытия, заложенных в человеке с рождения, и
применение этих знаний в повседневной жизни.
Духовность должен стать неотъемлемой частью образа жизни, только тогда
можно формировать положительную мотивацию к укреплению собственного
здоровья.
Табакокурение – способ преодоления стресса пассивного, слабовольного
человека. Наиболее действенным средством от многих недугов является спорт.
Необходимо пропагандировать и привлекать людей к спорту.
В республике общая продолжительность жизни относительно низкая – в
1999 году она составила всего лишь 65 лет. Причины этого явления – это
курение и алкоголизм.
Курение, распитие спиртных напитков должны постепенно вытесняться из
общественных мест. Нужно общими усилиями добиться нетерпимого отношения к
курению и распитию спиртных напитков. Наша республика должна воспитывать у
каждого человека нетерпимое сознание к табакокурению и алкоголю.
Программа «Уроки нравственного здоровья» признана настроить детей,
учащихся на понимание своего места в процессе возрождения нации, на
переориентацию жизненных установок на здоровый образ жизни, который
позволит им стать физически сильными, умственно развитыми, духовно
богатыми, гармонично развитыми личностями.
Программа «Уроки нравственного здоровья» в сочетании с программой
«Эркээйи», дополняя и усиливая отдельные ее разделы, обогащаясь ее
основными принципами, позволить обогатить и совершенствовать учебный
процесс, дает возможность творческого развития, как ученику так и его
родителям и учителю.
Программа основана на концепции психологической запрограммированности
человека на употребление алкоголя, табака и наркотиков, разработанной
ленинградским ученым – психологом Г.А. Шичко.
Программа включает в себя принципы, формы и методы нравственного
воспитания и претворения в жизнь направленной здорового образа жизни.
Основные значения программ:
- Обеспечить учителей, психологов, социологов методами профилактики
наркотизма среди учащихся, как одного из условий воспитания гармонично
развитой личности
- Обучить учащихся умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным
ситуациям без применения антистрессирующих средств, каковыми являются
алкоголь, табак и наркотики.
Осуществить истинную переориентацию ценностей в сторону здорового
образа жизни.
Главная цель антиалкогольного, антикурительного, антинаркотического
воспитания детей в учебных заведениях – оградить их от пагубного влияния
алкоголя, табака, токсических веществ и наркотиков, пробудить и утвердить
чувство совести в ребенке и подростке, воспитать нравственное здоровье.
Настоящий курс «Уроки нравственного здоровья» состоит из двух разделов
– профилактики наркогенных установок и нравственного воспитания личности.
Тематика профилактических занятий включает в себя теоретическую информацию,
ролевые ситуационные игры, самостоятельную работу, аутогенную тренировку и
аутофиксацию каждого занятия. Отношение учителя к проблемам табакокурения,
алкоголизма, наркомании, нравственному и духовному здоровью ребенка,
подростка имеет принципиальное значение. Для выполнения поставленных задач
программой предусмотрена работа в трех направлениях с учащимся, педагогами,
родителями.
Задачами курса Г.К. Зайцева «Расти здоровым» являются:
- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной
жизни, физического воспитания;
- обеспечение физического и психического саморазвития.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-
ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на
самостоятельное экспериментированное и поисковую активность самих детей,
побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий, занятия
содержать позновательный материал, соответствующий возрастным особенностям
детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные
минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения),
необходимыми для развития навыков ребенка.
Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического
здоровья но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы уже с раннего детства
ребенок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в
гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Занятия важно
строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше
здоровье, приобрели навыки самосовершенствования. Занятие должно приносить
детям чувство удовлетворения, легкости и радости, и желания прийти на
занятие снова.
Программа Л.В. Трубицыной «Позитивной профилактики курения,
алкоголизма и наркомании» предназначена для проведения занятий с детьми
младшего школьного возраста (7 – 10 лет). Дети очень любознательные,
активно «познают мир», в то же время они еще очень доверчивы, полны
ощущения собственной неуязвимости и готовы смотреть на любого взрослого как
на непререкаемый авторитет. Из-за этих особенностей они нередко могут
попадать в опасные для жизни ситуации.
Основная цель данной программы – предупреждение начала
экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость,
обучение детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни,
здоровья и психологического благополучия детей в разных ситуациях,
избежание неправильного употребления лекарств и т.д.
Настоящая программа включает тринадцать занятий.
Темы занятий:
1. Я.
2. Моя семья.
3. Умение слушать.
4. Съедобное и несъедобное.
5. Что мне полезно, что мне вредно.
6. Кому я могу доверять, к кому обратиться за помощью?
7. Опасность.
8. Курение.
9. Умение отказывать.
10. Действие имеет последствия.
11. Общение.
12. Эмоции.
13. Как справиться с неприятными эмоциями (со стрессом).
Программа школьного курса Л.Г. Татарниковой «Валеалогия» (1 и 2
классы). Предложенная программа предоставляет систему знаний, приобщающихся
учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-значимом уровне.
Она разработана с учетом возрастных психовизиологических особенностей.
Программой предусмотрено ознакомление с характеристиками опасных и вредных
факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите
здоровья от последствий этих ситуаций. Система здорового образа жизни
позволяет формировать установки на сохранение здоровья и следовать им в
повседневной жизни.
Наука о формировании и сбережения здоровья в школьном варианте
подразделяется на три самостоятельных учебно-тематических блока: «я и мое
здоровье» (I ступень); «ребенок и его здоровье», «Валеология подростка» (II
ступень); «Валеология семьи», «Валеология интимной культуры», «Валеология
материнства и отцовства» (III ступень). Таким образом, курс развивается с
постоянным повышением социальной доминанты.
Настоящий курс не только формирует умение ребенка, помогает ему жить в
гармонии с собой, но и помогает более продуктивно усваивать другие школьные
курсы, развивающие общую и профессиональную культуру каждой
индифидуальности.
В учебном пособии Б.Н. Чумакова «Валеология» рассматриваются вопросы
болезней цивилизации. В лекциях отражены социально-психологические вопросы
пола, вредных привычек (табакокурение, токсикомания). Автор указывает, что
табак является веществом вызывающим зависимость, и способен наносить
физический ущерб здоровью. Это серьезная проблема, которая вызывает тревогу
не только медиков, но и педагогов.
Табак, как стимулятор или депрессант, оказывает относительно небольшой
эффект на центральную нервную систему, вызывая незначительные нарушения
восприятия, настроения, двигательных функций и поведения. Под действием
табака даже в большом количестве (2 – 3 пачки) в день психотоксическое
действие несравнимо с фармапрепаратами, но «одурманивающий эффект»
наблюдается, особенно в молодом и детском возрасте.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9