Рефераты. ЗОЖ

специфики деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей

ребенка, уровня его вовлеченности в процессе табакокурения.

Методы социально-педагогической деятельности так или иначе связаны с

организацией, мотивацией и осмыслением деятельности. Методами социально-

педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления

деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально

значимые качества личности школьника, склонного к табакокурению, и

способствует преодолению проблемы табакокурения.

Последний компонент структуры деятельности – формы реализации методов,

которые определяются в соответствии с конкретными методами. В школьном

возрасте, начиная с 11 лет взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и

все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем чем ниже

социальный статус школьника, тем меньше его влияние на группу, а значит

больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой

нормы. Поэтому основной акцент работы социологического педагога в этом

возрасте – это работа с группой через следующие направления деятельности:

1) Профилактика причин и последствий табакокурения. Это можно

осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с

табакокурением. Результатом таких занятий должно являться формирование

группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы.

Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в

ходе которых проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с

табакокурением и давлением сверстников. В ролевой игре, направленном на

профилактику табакокурения, можно достичь личностного развития ребенка,

обучения противостоять уговорам курить, навыкам общения в коллективе.

Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в

школьной группе, это: умение четко формировать аргументы против табака и

умению противостоять давлению сверстников.

Формы работы: диспут, в котором происходит обмен информацией о вреде

табакокурения, деловая игра, экскурсия, беседа. Методы, которые запутывают

детей, применять нецелесообразно.

2) организация свободного времени школьников,, поскольку

бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии

злоупотребления школьников табака. Необходима своеобразная яркая реклама

деятельности кружков, секций, клубов, чтобы школьник мог выбрать себе

занятие по душе. Наибольший интерес школьника с девиантным поведением,

проявляют не с интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому

необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать

походы, спортивные состязания, школы выживания.

3) Антикурительная воспитание направленное на формирование у школьника

твердых антикурительных убеждений: о необходимости здорового образа жизни,

о формировании антисоциальной личности школьника, злоупотребляющего

курением.

4) антикурительное просвещение педагогического коллектива школы. На

основе знакомства с образовательной программой учащихся школьного возраста

можно предложить включить элементы антикурительного воспитания во все

предметы школы. Благодаря этим дополнением будут расширены знания учащихся

о вредном воздействии табака на здоровье человека и его потомство, о

несовместимости табакокурения о социальным образом жизни.

5) подключение к профилактической работе не только родителей,

учащихся, но и сотрудников милиции, медиков, работников близлежащих

предприятий, общественности.

6) преодоление социально-педагогической запущенности школьника,

проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об

окружающем мире. В процессе социального воспитания необходимо раскрыть

безнравственность употребления табака, в том числе и в небольших дозах.

Следует делать акцент не только на раскрытии последствий табакокурения, но

и на безнравственности самого факта употреблении табака.

В заключении необходимо подчеркнуть, что проблема табакокурения и ее

решение может дать положительные результаты при условии, что ее реализация

будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех

субъектов деятельности(2).

2.3. Краткий обзор школьных программ

по профилактике курения школьников.

Приоритетным направлением в антикурительных компаниях и программах

является профилактика начала и закрепления курения среди детей и молодежи.

Известно, что около 90% взрослых курильщиков начинают регулярное курение в

возрасте 15-20 лет. Именно у таких курильщиков отмечается выраженная

табачная зависимость. После 15 лет начинают курить намного реже, и эти

поздно начавшие курильщики, как правило, отличаются меньшим числом

выкуриваемых сигарет, меньшей табачной зависимостью, чаще и легче

отказываются от курения. Т.е. подростковый возраст является своеобразным

периодом повышенного риска в отношении приобретения привычки курения и

зависимости от нее. Поэтому профилактика начала и закрепления курения у

молодежи безусловно является наиболее рациональным, эффективным и гуманным

направлением борьбы с курением и предупреждения большого числа заболеваний

во взрослом возрасте.

В разных странах мира за последние годы уже накоплен определенный опыт

как создание, так и практического применения специальныз школьных программ

по гигиеническому воспитанию и образованию школьников. Используются

программы как узкоцелевые, к примеру, только к вредным привычкам (табак,

алкоголь, наркотики), но и обучающие правилам здорового питания, физической

активности, эмоциональной поддержке, профилактике СПИДа и травматизма.

После внедрения антитабачных школьных программ доля куривших среди 13-

летних девушек в Швеции уменьшилось с 16% до 6%, в Норвегии среди девушек с

16 – 20 лет доля курящих уменьшилось с 41% до 26%, в США среди 15 – 18 лет

– с 29% до 19%.

В Республике Саха (Якутия) выработана доктрина здорового образа жизни.

Укрепились не только культурные, но и экономические и политические связи

республики с ближним и дальним зарубежом.

В этих условиях требуется новый имидж и менталитет гражданина

республики. Однако, стихийное вхождение в рыночную экономику некоторая

вседозволенность и идеологический вакуум способствовали развитию негативных

процессов переходного периода, а именно массовому распространению пьянства,

росту токсикомании и наркомании. Особенно заметно возросло пьянство детей,

подростков и женщин. В результате под ударом оказалось нравственность и

духовное развитие детей и молодого поколения, а значит и будущее нации,

любого народа, от физического и психического состояния которых зависят

темпы возрождения нации, любого народа, от физического и психического

состояния которых зависят темпы возрождения нации, любого народа.

Перед социальными педагогами стоит задача выполнения социального

заказа Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева и Правительства

Республики о формировании здоровья и здорового образа жизни у граждан

республики.

Формирование здоровья населения республики является стратегическим

направлением государственной политики Республики Саха (Якутия). Духовность

и образ жизни единой и здоровы образ жизни – это единение человека с

природой, знание законов бытия, заложенных в человеке с рождения, и

применение этих знаний в повседневной жизни.

Духовность должен стать неотъемлемой частью образа жизни, только тогда

можно формировать положительную мотивацию к укреплению собственного

здоровья.

Табакокурение – способ преодоления стресса пассивного, слабовольного

человека. Наиболее действенным средством от многих недугов является спорт.

Необходимо пропагандировать и привлекать людей к спорту.

В республике общая продолжительность жизни относительно низкая – в

1999 году она составила всего лишь 65 лет. Причины этого явления – это

курение и алкоголизм.

Курение, распитие спиртных напитков должны постепенно вытесняться из

общественных мест. Нужно общими усилиями добиться нетерпимого отношения к

курению и распитию спиртных напитков. Наша республика должна воспитывать у

каждого человека нетерпимое сознание к табакокурению и алкоголю.

Программа «Уроки нравственного здоровья» признана настроить детей,

учащихся на понимание своего места в процессе возрождения нации, на

переориентацию жизненных установок на здоровый образ жизни, который

позволит им стать физически сильными, умственно развитыми, духовно

богатыми, гармонично развитыми личностями.

Программа «Уроки нравственного здоровья» в сочетании с программой

«Эркээйи», дополняя и усиливая отдельные ее разделы, обогащаясь ее

основными принципами, позволить обогатить и совершенствовать учебный

процесс, дает возможность творческого развития, как ученику так и его

родителям и учителю.

Программа основана на концепции психологической запрограммированности

человека на употребление алкоголя, табака и наркотиков, разработанной

ленинградским ученым – психологом Г.А. Шичко.

Программа включает в себя принципы, формы и методы нравственного

воспитания и претворения в жизнь направленной здорового образа жизни.

Основные значения программ:

- Обеспечить учителей, психологов, социологов методами профилактики

наркотизма среди учащихся, как одного из условий воспитания гармонично

развитой личности

- Обучить учащихся умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным

ситуациям без применения антистрессирующих средств, каковыми являются

алкоголь, табак и наркотики.

Осуществить истинную переориентацию ценностей в сторону здорового

образа жизни.

Главная цель антиалкогольного, антикурительного, антинаркотического

воспитания детей в учебных заведениях – оградить их от пагубного влияния

алкоголя, табака, токсических веществ и наркотиков, пробудить и утвердить

чувство совести в ребенке и подростке, воспитать нравственное здоровье.

Настоящий курс «Уроки нравственного здоровья» состоит из двух разделов

– профилактики наркогенных установок и нравственного воспитания личности.

Тематика профилактических занятий включает в себя теоретическую информацию,

ролевые ситуационные игры, самостоятельную работу, аутогенную тренировку и

аутофиксацию каждого занятия. Отношение учителя к проблемам табакокурения,

алкоголизма, наркомании, нравственному и духовному здоровью ребенка,

подростка имеет принципиальное значение. Для выполнения поставленных задач

программой предусмотрена работа в трех направлениях с учащимся, педагогами,

родителями.

Задачами курса Г.К. Зайцева «Расти здоровым» являются:

- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной

жизни, физического воспитания;

- обеспечение физического и психического саморазвития.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-

ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на

самостоятельное экспериментированное и поисковую активность самих детей,

побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий, занятия

содержать позновательный материал, соответствующий возрастным особенностям

детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные

минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения),

необходимыми для развития навыков ребенка.

Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического

здоровья но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы уже с раннего детства

ребенок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в

гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Занятия важно

строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше

здоровье, приобрели навыки самосовершенствования. Занятие должно приносить

детям чувство удовлетворения, легкости и радости, и желания прийти на

занятие снова.

Программа Л.В. Трубицыной «Позитивной профилактики курения,

алкоголизма и наркомании» предназначена для проведения занятий с детьми

младшего школьного возраста (7 – 10 лет). Дети очень любознательные,

активно «познают мир», в то же время они еще очень доверчивы, полны

ощущения собственной неуязвимости и готовы смотреть на любого взрослого как

на непререкаемый авторитет. Из-за этих особенностей они нередко могут

попадать в опасные для жизни ситуации.

Основная цель данной программы – предупреждение начала

экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость,

обучение детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни,

здоровья и психологического благополучия детей в разных ситуациях,

избежание неправильного употребления лекарств и т.д.

Настоящая программа включает тринадцать занятий.

Темы занятий:

1. Я.

2. Моя семья.

3. Умение слушать.

4. Съедобное и несъедобное.

5. Что мне полезно, что мне вредно.

6. Кому я могу доверять, к кому обратиться за помощью?

7. Опасность.

8. Курение.

9. Умение отказывать.

10. Действие имеет последствия.

11. Общение.

12. Эмоции.

13. Как справиться с неприятными эмоциями (со стрессом).

Программа школьного курса Л.Г. Татарниковой «Валеалогия» (1 и 2

классы). Предложенная программа предоставляет систему знаний, приобщающихся

учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-значимом уровне.

Она разработана с учетом возрастных психовизиологических особенностей.

Программой предусмотрено ознакомление с характеристиками опасных и вредных

факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите

здоровья от последствий этих ситуаций. Система здорового образа жизни

позволяет формировать установки на сохранение здоровья и следовать им в

повседневной жизни.

Наука о формировании и сбережения здоровья в школьном варианте

подразделяется на три самостоятельных учебно-тематических блока: «я и мое

здоровье» (I ступень); «ребенок и его здоровье», «Валеология подростка» (II

ступень); «Валеология семьи», «Валеология интимной культуры», «Валеология

материнства и отцовства» (III ступень). Таким образом, курс развивается с

постоянным повышением социальной доминанты.

Настоящий курс не только формирует умение ребенка, помогает ему жить в

гармонии с собой, но и помогает более продуктивно усваивать другие школьные

курсы, развивающие общую и профессиональную культуру каждой

индифидуальности.

В учебном пособии Б.Н. Чумакова «Валеология» рассматриваются вопросы

болезней цивилизации. В лекциях отражены социально-психологические вопросы

пола, вредных привычек (табакокурение, токсикомания). Автор указывает, что

табак является веществом вызывающим зависимость, и способен наносить

физический ущерб здоровью. Это серьезная проблема, которая вызывает тревогу

не только медиков, но и педагогов.

Табак, как стимулятор или депрессант, оказывает относительно небольшой

эффект на центральную нервную систему, вызывая незначительные нарушения

восприятия, настроения, двигательных функций и поведения. Под действием

табака даже в большом количестве (2 – 3 пачки) в день психотоксическое

действие несравнимо с фармапрепаратами, но «одурманивающий эффект»

наблюдается, особенно в молодом и детском возрасте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.