справедливости, состраданию к людям, добру, что порождает расхождение
нравственных установок в сфере сознания и поведения, поступков. В
результате социально-психологическое развитие личности деформируется,
снижается нравственный потенциал всей системы потребностей.
Интересен вопрос: а почему дети мешают пить, курить, употреблять
наркотики? Ответ очень прост – потому что им хорошо, Чем хорошо? Тем, что
употребление алкоголя наркотиков и табакокурение социально привлекательны и
одобряемы, приятны для ребенка.
Социальная привлекательность алкоголя и табакокурения сформирована в
течение тысячелетий. Нам надо взглянуть на влияние этих традиций, заметно и
сильно вкрапленных в национальные обычаи, в повседневную жизнь коренных
народов.
И.Н. Пятницкая (Клиническая наркология – М., 1975) и другие
подчеркивают влияние алкоголя, наркотиков и табакокурения как переживание
приятного психического состояния эйфории, легкости Ю.Э. Русманкий (Проблемы
системного подхода в психиатрии – Рига, 1977_ считает, что субъективная
привлекательность данных состояний обусловлена переходом от системы сложно
организованного управления на «облегченный режим работы». В реальной жизни
ребенку, да и взрослому, не всегда удается получить удовольствие от
реализма субъективно важных и ценных программ поведения, а в состоянии
алкогольного опьянения и употребления наркотиков это удается без особых
затрат энергии. В состоянии опьянения ситуация неудачи воспринимается
упрощенно, без сложностей, без дальней перспективы, ребенок становится
легко внушаемым, облегчается принятие решения, завышается возможность
достижения цели.
Во многих научных исследованиях раскрыта зависимость потребности в
пьянстве, курении, наркомании от индивидно-личностных свойств детей.
Таким образом, согласно исследованиям многих ученых, личностные
особенности, способствующие отклонениям в потребностях в алкоголе,
наркотиках и табаке, устойчиво группируются:
1. Сниженная переносимость затруднений (неспособность к длительному
напряжению, житейским трудностям, конфликтам, к длительному и
спокойному ожиданию, «бегство о реальности»).
2. Комплекс неполноценности, прикрытый напускной бравадой и вполне
выраженный решительностью.
3. Незрелость личности в целом.
4. Относительная интеллектуальная неграмотность одной из важных задач
врача, педагога, психолога при проведении профилактической работы по
защите здоровья детей от алкоголя, табака и наркотиков является знание
путей, по которым дети и подростки идут к алкоголизму, наркомании и
табакокурению.
Подростка к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению часто
толкают семейные проблемы (разводы, конфликты, непонимание желаний
ребенка), неуспех в учебе, неспособность противостоять групповому давлению,
большое количество сцен в кино, драмах, связанных с употреблением алкоголя,
наркотиков, табака.
На основе анализа научной литературы и практической работы новые,
более совершенные организационные формы профилактики могут состоять из
следующих больших блоков:
1. Разработка правовой основы защиты детского организма от влияния и
употребления алкогольных изделий, наркотических веществ и курения
табака.
2. комплекс социально-психологических исследований в области возрождения
культурологических аспектов антиалкогольного воспитания детей и
населения. Культура, как определяют психологи, это система, имеющая
составляющие: технологическую (материальную, по нашему – прикладное
искусство, народное искусство)Ю социальную (типы поведения и отношений
между людьми – этнопсихология, народная педагогика) и духовную
(знания, вера). Каждой подсистеме культуры может быть поставлено в
соответствие определенное технологической – функциональное развитие,
социальной – социализация, усвоение образов, правил и норм поведения,
духовной – личностное развитие. Эти культурологические основы хорошо
отработаны в программе «Эркээйи».
3. организация социально-профилактической работы среда детей и
подростков, заключающейся в выявлении, устранении и нейтрализации
причин и условий, провоцирующих отклонения потребностей.
Единственной и спасительной силой против назревающего вовлечения детей
и подростков во игра алкоголя, наркомании и табакокурения, поглощающий всю
их жизнь и последующее их потомство, является признание приоритетности в
государственной политике Республики Саха общественного движения «За
здоровый образ жизни каждого гражданина нашей родной республики». И это
будет подтверждением любви к детям конкретным делом» (7 с ).
2.2. Традиционные формы и методы
профилактики курения школьников
Наша республика приступила к всеохватывающему по масштабам и важному
по значимости реформированию всей системы здравоохранения. На передний план
должно выйти профилактическое направление медицины: от много затратной
системы бесконечной гонки за болезнями медицина должна перейти к новой
эффективной системе сохранения здоровья здорового человека и не только
отдельного человека, но и всего общества.
Однако, одна только реформа системы здравоохранения не даст
качественного изменения в состоянии здоровья населения.
Безусловно, государство и впредь должно заботиться о человеке. Но
прежде всего самим гражданам надо научиться беречь собственное здоровье.
Здоровье – дело каждого из нас. Стремление к здоровому образу жизни, борьба
против наркомании задачами не только государства, но и всего общества и
каждого человека. И только совместные усилия государства и каждого
гражданина позволят сохранить генофонд народа, создать полноценное здоровое
общество (1. с. 5).
Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который
продолжается на протяжении всей жизни подростка. Однако наиболее интенсивно
он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные
ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется
мотивация социального поведения. Если образно предоставить этот процесс как
строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и
возведение сего здания; в дальнейшем производится только отдельные работы,
которые могут длиться всю последующую жизнь.
Процесс социализации школьника, его формирование и развитие,
становление как личности, происходит во взаимодействии с окружающей средой,
которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых
разных социологических факторов.
Профилактика отклоняющегося поведения, в частности борьба с вредными
привычками школьника – совместное дело учителя, родителей, врача и самого
школьника. Педагог является центральным звеном этой системы, регулятором
всех взаимоотношений, складывающихся в процессе общения и тренировки
гармонического поведения. Поэтому педагог должен иметь представление о
медицинских, психологических и педагогических методах коррекции
отклоняющегося поведения. Он же устанавливает контакт с родителями и дает
им соответствующие рекомендации. При общении с табакокурящими школьниками,
педагог устанавливает контакт с школьником, должен выяснить, насколько
далеко зашло его увленчение табакокурением. Но при этом надо учитывать, что
учащиеся страдающие такими влечениями, часть недооценивают свою патологию.
Поэтому к их информации не следует относится с полным доверием.
В беседе о вредном влиянии иногда не надо боятся преувеличений. В то
же время, чтобы не сложилось впечатлениями бесперспективности избавления от
патологического влечения. Лучшими средствами борьбы с этими вредными
привычками являются физкультура и спорт, воспитание воли и характера.
Борьбу с табакокурением и пропаганду о вреде курения необходимо начинать с
младшего школьного возраста, используя для этого все средства беседы,
лекции, видеофильмы, плакаты, чтобы выработать у школьника отрицательное
отношение к курению. К этой работе необходимо широко привлекать родителей.
Работа с родителями состоит в проведении текущего антинаркогенного контроля
за детьми.
Беседу с школьниками не следует начинать прямо с вопроса о вредных
привычках и недостатках. Это может сразу вызвать реакцию протеста, в
результате чего школьник еще больше замкнется и не сможет раскрыться перед
педагогом. Можно вначале познакомиться с интересами и склонностями
школьника, задать косвенные вопросы о любимых играх, спортивных увлечениях,
составить представление о его детстве, особенностях характера и круга
общения. Не акцентируя внимание школьника на мотивах неправильного
поведения, учитель обычно начинает беседу с вопросов, что побудило к
совершению поступка? Почему поступил так, а не иначе. Если появляются
поводы для возражения по ходу расспроса, педагог должен не заискивать перед
учащимся, а в тактичной форме высказать свою оценку.
В беседе не следует сразу ругать учащегося за то, что он не может
избавиться от какой-то вредной привычки. Возможно, эта привычка и так
составляет предмет переживаний ребенка. Беседа является способом
формирования идейной и нравственной подструктуры его личности.
Наблюдение – один из методов психологического исследования личности.
Видный советский психолог А.А. Бодалев считает, что во внешнем обликеи
поведении каждого человека имеются признаки, наблюдая которые можно выявить
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9