Рефераты. ЗОЖ

только увеличивается общий стаж курения, а, следовательно, и причиняемый

организму вред, но и потому, что на еще не полностью сформировавшийся

организм курение действует особенно вредно. Способствуют этому и условия

курения. Как подчеркивает И.И. Беляев, подростки курят обычно тайком,

торопливо, а при этом больше никотина переходит в дым; они обычно

докуривают сигарету или папиросу до конца, а именно здесь и собираются

наиболее ядовитые вещества; порой одни вообще докуривают чужие окурки;

нередко подростки курят одну сигарету, передавая ее друг другу изо рта в

рот, что может способствовать передаче инфекционных заболеваний; наконец,

они тратят отпущенные им на завтраки деньги на табачные изделия.

Что же способствует распространению курения: прежде всего это пример

родителей и других взрослых.

Распространению курения способствует и снисходительные к нему

отношение окружающих, в том числе и тех, кто против своей воли оказывается

в положении «пассивных курильщиков» и страдает от этого. У нас нет обычая,

согласно которому курящий обязан был бы учитывать положение некурящих, и в

результате не некурящие навязывают свою волю курящим, что было бы

справедливо, учитывая общепризнанный вред курения, а, наоборот, курящие

ставят в безвыходное положение некурящих, заставляя их терпеть табачный дым

между тем, как справедливо подчеркивает И.Н. Пятницкая, «чем

снисходительнее относится общество к злоупотреблению, тем меньше

индивидууму нужно предпосылок, чтобы начать злоупотребление».

Распространению курения среди молодого поколения способствует и

доступность табачных изделий, наличие своеобразной солидарности

курильщиков: если мальчике и откажут продать сигареты в табачном киоске, то

почти каждый курящий взрослый дядя поможет их ему приобрести.

Наконец, распространению курения способствует неосознанная, но

достаточно эффективная реклама табака и табачных изделий, которая заметим,

во многом (к сожалению отвечает требованиям воспитательного процесса:

ненавязчиво, в связи с повседневной жизнью, с различными реальными

ситуациями, на примере действий героев и «кинозвезд» она вырабатывает

положительную мотивацию по отношению к курению. В результате молодежь

оказывается недостаточно устойчива к психологическому давлению, которое

курящие оказывают на некурящих.

Нередко предметы, связанные с курением, используют многие фотографы и

художники при создании своих произведений.

К рекламе табачных изделий относится и привлекательная их упаковка.

Для табачной продукции придумывают привлекательные названия: например, есть

сигареты «Друг» (интересно, чей?) и т.д.

Широкое распространение курения приносит обществу большой ущерб,

несводимый лишь к ущербу, наносимому здоровью граждан. Например, в 1976 г.

в США прямые убытки от лечения людей, пострадавших в результате курения,

составили 8 млрд. 224 млн. долларов, непрямые убытки ( в том числе и от

снижения производительности труда) еще 19 млрд. 139 млн. долларов, т.е.

общая сумма убытков превысила 27 млрд. долларов.

Кроме убытков, связанных с ухудшением здоровья населения, с

невозможностью курящими достичь высоких результатов в труде, в спорте,

курение приносит большой ущерб и вследствие некоторых типичных для курящих

привычных действий. К ним относится, например, манера куда попало бросать

окурки. Мало того, что при этом загрязняются улицы, особенно на остановках

транспорта, при этом возможен и ущерб общественному имуществу, окружающей

природе. Немало лесных пожаров происходило и происходит от того, что

курящий бросил окурок, вместо того, чтобы затоптать его в землю. За

последние годы, по данным Управления пожарной охране ГУВД мосгорисполкома,

до трети всех пожаров и возгорания в столице произошло от неосторожного

обращения с папиросой, сигаретой и т.д. Замечено, что особенно неосторожно

с огнем обращаются курящие женщины. Все это невольно заставляет вспомнить

времена царя Михаила Романова, который полностью запретил употребление

табачных изделий в первую очередь именно вследствие пожаров, вызванных

безответственностью курильщиков (5. с. 158 – 162).

Учителя и врачи не имеют права курить. Табак – это серьезно, курение

еще хуже, чем алкоголизм. Вот это мало кто понимает. Сейчас нет ни одного

человека, который бы не курил, если сам не курит, то является пассивным

курильщиком. В общественных местах, в транспорте, на работе, дома мы

вдыхаем дым, ядовитые вещества (табаке сейчас изучено 8500 вредных

компонентов).

Алкоголизм, наркомания и табакокурения являются одними из важнейших и

актуальных социальных, экономических, психолого-педагогических, медико-

биологических проблем современности. Ученые считают, что алкоголь,

наркотики, табакокурение болезнь номер один не только среди мужчин, но и

среди детей, подростков и женщин. Поэтому задача всего человечества –

предупреждение и недопущение глубокого, катастрофического проникновения

алкоголя, наркотиков и табачных изделий в детский организм.

Пришло время обсуждать эту проблему спокойно, разносторонне, общими

усилиями не только специалистов психологов, медицинских работников,

биологов, философов, социологов и педагогов, но и всех, кто хотел бы внести

прественную и оперативную лепту в блокирование и недопущения в детский

организм (алкогольных и табачных изделий, наркотических веществ). Каждый из

нас ответственен перед молодым поколением, которому предстоит жить в XXI

веке. Это поколение должно вступить интеллектуально развитым, физически

здоровым, духовно богатым и нравственно ответственным за последующее

поколение.

Острота и сложность проблем (алкоголизм, наркомания и табакокурение)

среди детей и подростков обусловлены единством, т.е. сложно сплоченностью,

разно уровневой иерархичностью, субъективных свойств ребенка и объективных

причин. Известный психолог Н.Ф. Добрынин, исследуя принцип активности и

связанную с ним проблему значимости объектов, на которые направлена

активность ребенка, выделил две формы активности, элементарную и высшую. В

структуру активности входят потребности, интересы, мотивы и убеждения

человека. С.Л. Рубинштейн проблему активности человека рассматривал в

тесной связи с внутренней, психической детерминацией поведения: психические

факторы выступают в жизни человека не только как обусловленные, но и как

обуславливающие. Следовательно, поведение человека, продука социальных

отношений, обусловлено не только внешней, но и внутренней детерминацией,

которая, как пишет С.Л. Рубинштейн «заключается в подчеркивании внутреннего

момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения

внешнему. Только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту,

отсутствие сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним

воздействиям или просто приспособление к ним (Рубинштейн С.Л. «Проблемы

общей психологии», – М., Педагогика, 1976, с. 382). Таким образом,

влечение, непреодолимое желание потреблять спиртные напитки, наркотики и

курение табака в детском возрасте особенно опасны разрушением внутреннего

психического стержня самоопределения и регуляции поведения.

Движущие силы поступков и поведения детей и подростков в определенной

мере складываются на уровне безотчетной душевной деятельности с

неадекватным осознанием. Психический рост человека проявляется в

деятельности, отношениях. Личностное отношение к побуждениям, импульсам,

влечениям осознанно, либо неосознанно, соотносятся с возможностями идущими

извне требованиями, собственным представлениями о должном и вероятностью

успеха желаемого действия. Новейшие исследования психологов (Асеев В.Г.)

все более подтверждают положение о том, что мотивация действий, поступков

человека полимодальная, интегрирует в себе параметры желательности

необходимости и возможности реализации действий. Только при достаточно

высоком уровне побудительности и устойчивости этих параметров

обеспечивается непреодолимость стремлений человека.

При изучении поведения людей в различных ситуациях деятельности в

сфере нравственной мотивации выделены четыре зоны. Центральное место

занимает зона личностно значимых и неукоснительно выполняемых норм. Рядом с

ней располагается зона также значимых предписаний, но выполняемых с

определенным волевым усилием. Кроме них обнаружены две зоны отступлений от

нравственных зон, незначительные нарушения:

а) слабо контролируемые обществам;

б) детерминируемые сверхзначимыми личностными мотивами, побуждениями

человека к аморальным, асоциальным действиям.

Потребности – наиболее устойчивые побудительные структуры личности. На

основе теоретического обоснования И.А. Джидарьяна, можно выделить два

способа развития индивидуальных потребностей – экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивное развитие достигается за счет увеличения числа

потребностей и формирования новых способов их удовлетворения. Интесивное –

предполагает качественные изменения в структуре потребностей на основе

более гармоничных связей между ними, взаимных стимуляции, возрастания их

духовного потенциала. Искусство воспитания с данной позиции состоит не

только в том, чтобы сделать выбор в пользу нравственного содержания

потребности, но и в том, чтобы психологически подготовить субъекта к

трудностям реализации поведения, регулируемого высшими потребностями,

недостаточное волевое развитие личности блокирует ее стремление к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.