только увеличивается общий стаж курения, а, следовательно, и причиняемый
организму вред, но и потому, что на еще не полностью сформировавшийся
организм курение действует особенно вредно. Способствуют этому и условия
курения. Как подчеркивает И.И. Беляев, подростки курят обычно тайком,
торопливо, а при этом больше никотина переходит в дым; они обычно
докуривают сигарету или папиросу до конца, а именно здесь и собираются
наиболее ядовитые вещества; порой одни вообще докуривают чужие окурки;
нередко подростки курят одну сигарету, передавая ее друг другу изо рта в
рот, что может способствовать передаче инфекционных заболеваний; наконец,
они тратят отпущенные им на завтраки деньги на табачные изделия.
Что же способствует распространению курения: прежде всего это пример
родителей и других взрослых.
Распространению курения способствует и снисходительные к нему
отношение окружающих, в том числе и тех, кто против своей воли оказывается
в положении «пассивных курильщиков» и страдает от этого. У нас нет обычая,
согласно которому курящий обязан был бы учитывать положение некурящих, и в
результате не некурящие навязывают свою волю курящим, что было бы
справедливо, учитывая общепризнанный вред курения, а, наоборот, курящие
ставят в безвыходное положение некурящих, заставляя их терпеть табачный дым
между тем, как справедливо подчеркивает И.Н. Пятницкая, «чем
снисходительнее относится общество к злоупотреблению, тем меньше
индивидууму нужно предпосылок, чтобы начать злоупотребление».
Распространению курения среди молодого поколения способствует и
доступность табачных изделий, наличие своеобразной солидарности
курильщиков: если мальчике и откажут продать сигареты в табачном киоске, то
почти каждый курящий взрослый дядя поможет их ему приобрести.
Наконец, распространению курения способствует неосознанная, но
достаточно эффективная реклама табака и табачных изделий, которая заметим,
во многом (к сожалению отвечает требованиям воспитательного процесса:
ненавязчиво, в связи с повседневной жизнью, с различными реальными
ситуациями, на примере действий героев и «кинозвезд» она вырабатывает
положительную мотивацию по отношению к курению. В результате молодежь
оказывается недостаточно устойчива к психологическому давлению, которое
курящие оказывают на некурящих.
Нередко предметы, связанные с курением, используют многие фотографы и
художники при создании своих произведений.
К рекламе табачных изделий относится и привлекательная их упаковка.
Для табачной продукции придумывают привлекательные названия: например, есть
сигареты «Друг» (интересно, чей?) и т.д.
Широкое распространение курения приносит обществу большой ущерб,
несводимый лишь к ущербу, наносимому здоровью граждан. Например, в 1976 г.
в США прямые убытки от лечения людей, пострадавших в результате курения,
составили 8 млрд. 224 млн. долларов, непрямые убытки ( в том числе и от
снижения производительности труда) еще 19 млрд. 139 млн. долларов, т.е.
общая сумма убытков превысила 27 млрд. долларов.
Кроме убытков, связанных с ухудшением здоровья населения, с
невозможностью курящими достичь высоких результатов в труде, в спорте,
курение приносит большой ущерб и вследствие некоторых типичных для курящих
привычных действий. К ним относится, например, манера куда попало бросать
окурки. Мало того, что при этом загрязняются улицы, особенно на остановках
транспорта, при этом возможен и ущерб общественному имуществу, окружающей
природе. Немало лесных пожаров происходило и происходит от того, что
курящий бросил окурок, вместо того, чтобы затоптать его в землю. За
последние годы, по данным Управления пожарной охране ГУВД мосгорисполкома,
до трети всех пожаров и возгорания в столице произошло от неосторожного
обращения с папиросой, сигаретой и т.д. Замечено, что особенно неосторожно
с огнем обращаются курящие женщины. Все это невольно заставляет вспомнить
времена царя Михаила Романова, который полностью запретил употребление
табачных изделий в первую очередь именно вследствие пожаров, вызванных
безответственностью курильщиков (5. с. 158 – 162).
Учителя и врачи не имеют права курить. Табак – это серьезно, курение
еще хуже, чем алкоголизм. Вот это мало кто понимает. Сейчас нет ни одного
человека, который бы не курил, если сам не курит, то является пассивным
курильщиком. В общественных местах, в транспорте, на работе, дома мы
вдыхаем дым, ядовитые вещества (табаке сейчас изучено 8500 вредных
компонентов).
Алкоголизм, наркомания и табакокурения являются одними из важнейших и
актуальных социальных, экономических, психолого-педагогических, медико-
биологических проблем современности. Ученые считают, что алкоголь,
наркотики, табакокурение болезнь номер один не только среди мужчин, но и
среди детей, подростков и женщин. Поэтому задача всего человечества –
предупреждение и недопущение глубокого, катастрофического проникновения
алкоголя, наркотиков и табачных изделий в детский организм.
Пришло время обсуждать эту проблему спокойно, разносторонне, общими
усилиями не только специалистов психологов, медицинских работников,
биологов, философов, социологов и педагогов, но и всех, кто хотел бы внести
прественную и оперативную лепту в блокирование и недопущения в детский
организм (алкогольных и табачных изделий, наркотических веществ). Каждый из
нас ответственен перед молодым поколением, которому предстоит жить в XXI
веке. Это поколение должно вступить интеллектуально развитым, физически
здоровым, духовно богатым и нравственно ответственным за последующее
поколение.
Острота и сложность проблем (алкоголизм, наркомания и табакокурение)
среди детей и подростков обусловлены единством, т.е. сложно сплоченностью,
разно уровневой иерархичностью, субъективных свойств ребенка и объективных
причин. Известный психолог Н.Ф. Добрынин, исследуя принцип активности и
связанную с ним проблему значимости объектов, на которые направлена
активность ребенка, выделил две формы активности, элементарную и высшую. В
структуру активности входят потребности, интересы, мотивы и убеждения
человека. С.Л. Рубинштейн проблему активности человека рассматривал в
тесной связи с внутренней, психической детерминацией поведения: психические
факторы выступают в жизни человека не только как обусловленные, но и как
обуславливающие. Следовательно, поведение человека, продука социальных
отношений, обусловлено не только внешней, но и внутренней детерминацией,
которая, как пишет С.Л. Рубинштейн «заключается в подчеркивании внутреннего
момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения
внешнему. Только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту,
отсутствие сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним
воздействиям или просто приспособление к ним (Рубинштейн С.Л. «Проблемы
общей психологии», – М., Педагогика, 1976, с. 382). Таким образом,
влечение, непреодолимое желание потреблять спиртные напитки, наркотики и
курение табака в детском возрасте особенно опасны разрушением внутреннего
психического стержня самоопределения и регуляции поведения.
Движущие силы поступков и поведения детей и подростков в определенной
мере складываются на уровне безотчетной душевной деятельности с
неадекватным осознанием. Психический рост человека проявляется в
деятельности, отношениях. Личностное отношение к побуждениям, импульсам,
влечениям осознанно, либо неосознанно, соотносятся с возможностями идущими
извне требованиями, собственным представлениями о должном и вероятностью
успеха желаемого действия. Новейшие исследования психологов (Асеев В.Г.)
все более подтверждают положение о том, что мотивация действий, поступков
человека полимодальная, интегрирует в себе параметры желательности
необходимости и возможности реализации действий. Только при достаточно
высоком уровне побудительности и устойчивости этих параметров
обеспечивается непреодолимость стремлений человека.
При изучении поведения людей в различных ситуациях деятельности в
сфере нравственной мотивации выделены четыре зоны. Центральное место
занимает зона личностно значимых и неукоснительно выполняемых норм. Рядом с
ней располагается зона также значимых предписаний, но выполняемых с
определенным волевым усилием. Кроме них обнаружены две зоны отступлений от
нравственных зон, незначительные нарушения:
а) слабо контролируемые обществам;
б) детерминируемые сверхзначимыми личностными мотивами, побуждениями
человека к аморальным, асоциальным действиям.
Потребности – наиболее устойчивые побудительные структуры личности. На
основе теоретического обоснования И.А. Джидарьяна, можно выделить два
способа развития индивидуальных потребностей – экстенсивный и интенсивный.
Экстенсивное развитие достигается за счет увеличения числа
потребностей и формирования новых способов их удовлетворения. Интесивное –
предполагает качественные изменения в структуре потребностей на основе
более гармоничных связей между ними, взаимных стимуляции, возрастания их
духовного потенциала. Искусство воспитания с данной позиции состоит не
только в том, чтобы сделать выбор в пользу нравственного содержания
потребности, но и в том, чтобы психологически подготовить субъекта к
трудностям реализации поведения, регулируемого высшими потребностями,
недостаточное волевое развитие личности блокирует ее стремление к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9