Рефераты. ЗОЖ

характерологические особенности человека. Его способности, испытываемое

состояние. Надо учитывать, что маску человек снимает в конфликтных

ситуациях а типичные черты характера непроизвольно обнаруживает в

экстремальных ситуациях. Определение характера по внешности – дело сложное.

Поэтому наблюдения дает возможность педагогу выяснить социальную

подструктуру направленности личности: какие цели школьник преследует? Что

считает главным в своей жизни? К чему стремится? Изучая разносторонность

интересов школьника, надо выявить, нет ли интересов, мешающие учебе.

Учитывая, что вредные привычки и нарушения поведения чаще возникают у

школьника при нарушении волевых процессов, надо выяснить эти характеристики

по следующим показателям: владеет ли собой в сложной обстановке? Умеет ли

при сильном возбуждении сдерживаться или казаться внешне спокойным.

На основании полученных данных результатов может быть составлен

психологическая характеристика личности учащегося, являющаяся основой

педагогической характеристики.

Имея четкое представление о личности ученика, учитель может

воздействовать на его психическое состояние, используя различные приемы

активизации сознания. К таким приемам относится прежде всего разъяснение.

Цель разъяснения – формирование правильного поведения школьника, адекватной

самооценки и взаимоотношений в учебном коллективе. Задачи разъяснения

определяются конкретным случаем отклоняющегося поведения, методика ничем не

отличается от общепринятых методов разъяснения и убеждения.

Рассказ и беседа. Рассказ и его тема могут быть нацелены на те или

иные недостатки в поведении учащихся. Сопереживание или реакция школьников

является лакмусовой бумажной эффективности педагогического воздействия.

Беседы могут проводиться с акцентом на культуру и организацию умственного

труда школьника, с экскурсом в области психогигиены. Элементарные знания,

даваемые учителем в этой области, являются залогом профилактики рецидивов

нарушения поведения. Желательно проводить беседы по типу «сократического

диалога» с аудиторией, чтобы учащиеся не были пассивными слушателями.

Вступая в диалог с школьником. Задавая ему наводящие вопросы, учитель

«демонстрирует» наличие у него вредной привычки, которая до сих пор не

замечалась ребенком.

Вредные привычки, как правило, являются результатом закрепления

неправильного поведения им патологических анефеотипов. Поэтому борьба с

ними должна осуществляться с помощью контр-упражнений, требующих

переобучения путем тренировки и воспитания новых навыков поведения,

свободных от прежней ущербности. А это уже означает необходимость

формирование новой личности. Последнее предполагает, прежде всего

формирование нового характера. Закрепленные в характере свойства личности,

влияют на личность и поведение школьные в целом. Изменение содержательной

стороны личностных свойств и качеств человека происходит с помощью

тренировки, упражнения, обучения и воспитания.

Тренировка – самый элементарный вид формирования личности, в основе

которого лежит систематическое повторение определенных действий, а

результатом является закрепление повторяемых процессов. Тренировка

используется для закрепления нужных свойств личности. Например: аутогенная

тренировка.

Упражнение как вид формирования личности и коллектива опирается на

тренировку, но дополняется знаниями результатов каждого упражнения и

стремлением учащихся улучшать свои показания.

Обучение как вид формирования личности и коллектива опирается на

упражнение, но дополняется связями нового упражнения с уже изученным,

усвоенным.

Воспитанием называется наиболее сложный вид формирования личности и

коллектива, опирающийся на обучение связями приобретенного в процессе

обучения со свойствами направленности данной личности. Важная цель

педагогической деятельности – воспитание активной жизненной позиции –

невозможна без научения основам самовоспитания и самостоятельности.

Большое значение для понимания вредных привычек школьников имеет

дифференциальная диагностика педагогической запущенности. Убедившись в

наличии у ребенка вредных привычек, школьный врач и педагог налаживают

контакт с родителями, способствуют установлению психогигиенического режима

дома. По отношению к семьям, где нередки семейные конфликты, нужны

специализированные меры типа семейный психотерапии.

Работа учителя и школьного врача может проводиться в два этапа:

На первом этапе совместная оценка состояния нерво-психического

здоровья, особенностей учащихся и их умственной работоспособности. Дети,

имеющие вредные привычки должны быть выделены для специального наблюдения.

Второй этап – наблюдение за этими школьными возможны периодические

осмотры врачом в случае обращения к нему учащегося, а также индивидуальные

психогигиенические консультации. Одновременно неплохо организовать цикл

лекций и бесед по гигиене умственного труда для всех учащихся.

Существенным моментом является контакт учителя и врача при организации

педагогического процесса – рационализации расписания, организации отдыха

школьников. Такая работа повысит качество учебы и будет способствовать

укреплению нерво-психического здоровья учащихся. Опыт работы в области

школьной психогигиены позволяет дать следующие рекомендации:

1. В школе можно и должно организовать санитарно-просветительскую работу в

области рациональной организации умственного труда;

2. Необходимо также и обучение элементарным психогигиеническим приемам, как

учащихся, так и учителей. Это способствует созданию правильного

психогигиенического микроклимата в школьной среде;

3. Нужно стараться устроить организационные недостатки в учебном процессе,

и прежде всего рационализировать учебные нагрузки и общественные

обязанности;

4. Нужна правильная организация труда и отдыха, борьба с малоподвижным

образом жизни, приобщения к физкультуре и спорту на уровне режима,

доведенного до мировоззрения;

5. При наличии специалистов необходимо проведение аутогенной тренировки и

психофизической гимнастики.

Проводится специальная работа с родителями группы «риска»

(употребляющие табак, алкоголь). Выявляются информированность родителей о

наргенных веществах. С помощью специальных тестов проверяются установки по

отношению к этим веществам. Родители должны вести профилактическую работу в

домашних условиях, проведение текущего антинаркогенного контроля. Обучение

родителей умению преодолевать конфликтные ситуации, стрессы.

Целью специально-педагогической деятельности школьниками, склонными к

табакокурению, является устранение негативных факторов, способствующих

табакокурению детей.

Первый фактор – индивидуально-психологический, включающий в себя,

искажения личностных черт, деформацию мотивационной сферы,

несформированность навыков общения, педагогическую запущенность,

задержанное психическое развитие ребенка.

Второй фактор – индивидуально-соматический – предполагает наличие у

ребенка, склонного к табакокурению, наследственных соматических

заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.

Третий фактор – социальный внешкольный, включающий нарушение прав

ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком, низкий

социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

Четвертый фактор – социальный школьный, негативно влияющий социально-

психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус

группы. Это основные факторы, влияющие на ребенка и ведущие к развитию у

него табакокурительной зависимости.

Поэтому социально-педагогическая деятельность должна быть направлена

на минимализацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию

ребенка.

Цель социально-педагогической деятельности может быть реализована

путем решения следующих задач:

1) Создание форм активной действенной социально-педагогической помощи и

защиты для конкретного ребенка.

2) Формирование у школьника позитивных ценностных ориентации в процессе

социально-педагогической и коррекционной работы.

3) Вовлечение школьников в социально-полезную деятельность формирование у

него разносторонних интересов и увлечений.

4) Воспитание активной личности, привитое ей качеств гражданина, семьянина,

формирование положительной самооценки.

5) Укрепление физического и психического здоровья ребенка путем

осуществления комплекса медицинских, психических мероприятий.

6) Формирование основ правовой культуры ребенка.

7) Формироанвие навыков «выживания» в условиях кризиса современного

общества.

Второй компоненты структуры деятельности это ее субъекты. Основным

субъектом деятельности является социальный педагог, а также может

привлекаться и специалист по социальной работе, психолог, родители.

Третий компонент – это событие, для которого и организуется социально-

педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются дети с разным

уровнем вовлеченности в процессе табакокурения.

Четвертый компонент – функции деятельности. Они вытекают из конкретных

функций работы субъектов деятельности.

Воспитательную функцию, способствующую формированию и развитию

личности ребенка, в полной мере должны реализовать родители как наиболее

значимые субъекты деятельности.

Следующим компонентом деятельности являются методы которые зависят от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.