Манипуляторы типа джойстик предназначены исключительно для игр, авто- флай- и им подобных симуляторов. Джойстики выпускаются в двух модификациях:
- Кемпстон-джойстик, и
- пропорциональный джойстик.
Первый только фиксирует положение рукоятки подобно клавишам управления курсором на стандартной клавиатуре, а пропорциональный работает как "мышь", смещая курсор на экране монитора пропорционально углу отклонения рукоятки джойстика от вертикального положения. Оба джойстика используются исключительно с игровыми программами и симуляторами (имитаторы управления автомобилем, самолетом и т. п.).
Все вышеперечисленные устройства ввода требуют именно своих, специализированных средств программной поддержки (Firm Ware), т.е. соответствующих программ и драйверов.
К устройствам для массового или специального ввода информации в РС относятся сканеры, дигитайзеры (сколки) и т. д.
Контрольные вопросы.
1.Какие устройства входят в подсистему ввода-вывода оперативной информации РС?
2. Какие типы клавиатур используются в ПЭВМ?
3. В чем достоинства и недостатки KBD шилдовой системы?
4. Какие типы клавиатур наиболее надежны в работе?
5. Какие меры антидребезговой защиты применяются в РС?
6. Какие типы манипуляторов используются в РС?
7. Как подключается к РС serial mouse? system mouse?
8. Что за манипулятор Wersa Glade?
9. Какие разновидности джойстиков используются в РС, их особенности и области применения.
1.5.1.2) Средства вывода оперативной информации
Для вывода оперативной информации из РС используются дисплей и регистрирующие устройства – принтеры. Дисплей может быть выполнен:
- на вакуумном кинескопе телевизионного типа,
- на жидкокристаллической панели,
- на газоразрядной панели,
- на светодиодной матричной панели.
Видеомонитор на вакуумном кинескопе для обычного домашнего, офисного, управленческого использования часто подходит лучше всего. Он использует давно отработанный в телевидении способ формирования цветного изображения, обладает вполне хорошими скоростными характеристиками, высоким разрешением, яркостью и контрастностью, но тяжел по весу, громоздок, боится ударов и требует для своего питания высоких напряжений (до 25 киловольт), в связи с чем, имеет повышенный фон мягкого рентгеновского излучения. Но последнее заметно снижается применением специальных светофильтров или особой технологией изготовления стекла экрана, а остальные недостатки для стационарных условий эксплуатации не столь существенны.
Жидкокристаллическая панель (ЖКИ) имеет малый вес, конструктивно плоская, очень экономична, не требует для питания высоковольтных источников питания, мало чувствительна к ударам и пыли. По сравнению с видеодисплеями телевизионного типа, ЖКИ-панель имеет почти такую же разрешающую способность, но несколько уступает TV-дисплеям по скоростным характеристикам. Видеокарта поддерживает полосу частот видеосигнала в 35 МГц, что соответствует минимальному времени релаксации пикселей дисплея порядка 30 мксек. Дисплей на ЭЛТ практически обеспечивает время релаксации порядка 100 мксек, тогда как время релаксации современных ЖКИ-панелей превышает 8 мсек. Кроме того, качество изображения на ЖКИ-панели зависит от направления взгляда: при обзоре ЖКИ-панели с углов более 300 от перпендикуляра к плоскости экрана, изображение теряет четкость и цветовую яркость. Так что ЖКИ-дисплеи для работы со скоростными мультимедийными приложениями, могут быть рекомендованы только с известными ограничениями.
В последних моделях ЖКИ-дисплеев многие из их недостатков уже устранены использованием современных высоких технологий, поэтому сейчас компьютеры все больше комплектуются именно ЖКИ-мониторами.
Газоразрядные панели используют свечение разреженного газа в электрическом поле. Плоские, легкие, но только монохромные, с относительно невысокой разрешающей способностью и требуют для своего питания повышенного напряжения (100-120 вольт). Используются в РС специального назначения.
Светодиодные панели (СДП) – плоские, яркие, управляются низким напряжением, цветные, ударопрочные, быстрые, но их разрешающая способность уступает телевизионным кинескопам и ЖКИ-панелям, так как каждый цветной пиксель образован тремя светоизлучающими кристаллами полупроводника, да и мощность потребления СДП довольно значительна (порядка 500 Вт).
Интерфейс видеоподсистемы.
Видеосигналы управления монитором вырабатываются не системной платой, а на адаптерах-контроллерах монитора, вставляемых в слот расширения системной шины, или интегрированных непосредственно на системную плату компьютера.
Плата (карта) видеомонитора, называемая также видео-картой, содержит схему поддержки алфавитно-цифровой информации, она же может поддерживать режим побитовой графики, в отличие от векторной графики, когда изображение формируется не из точек, пикселей, а из отрезков линий.
Видеокарта, в зависимости от ее назначения, может вырабатывать следующие сигналы:
- полный видеосигнал (выведен на разъем RCA),
- набор RGB-сигналов и сигналов строчной и кадровой синхронизации (выведен на 9- или 12-контактный разъем, расположенный под разъемом RCA).
RCA работает с видеовходом монитора подобно видеоплейеру с телевизором. В этом случае, дисплей должен уметь работать с полным видеосигналом, характеристики изображения при этом получаются несколько хуже, а монитор – сложнее.
RGB-монитор обрабатывает:
- три цветовые составляющие: R, G и В (красная, зеленая, синяя),
- сигнал яркости (интенсивности),
- сигналы синхронизации растра.
Видеокарта содержит встроенную RAM, в которую программно записываются страницы информации, подлежащие выводу на дисплей. Видеопамять (VDRAM) видео-карты имеющая объем 256 Кбайт и более, начинается с адреса, определяемого типом видеосистемы (MDA, CGA, VGA, SVGA) и содержит в алфавитно-цифровом режиме по два байта на символ – код символа ASCII и код атрибута символа. Код атрибута определяет цвет символа, цвет фона, яркость символа, негативность высветки символа, режим мерцания.
В чисто графическом режиме, не работе псевдографикой, при которой каждый элемент деловой графики – тоже некоторый символ, видео-RAM содержит полную бинарную копию экрана с атрибутами каждого пикселя. Контроллер видеокарты для этого должен быть соответственно перепрограммирован.
Для вывода на экран алфавитно-цифровой (АЦ) информации, код символа ASCII должен быть переработан в точечный образец символа, который в дальнейшем и будет воспроизведен на экране. Это преобразование происходит в ПЗУ (или ОЗУ) знакогенератора видеоконтроллера. Опрос знакогенератора происходит по адресам, соответствующим ASCII-кодам символа, из которых считывается уже матрица 8х8 или более точек, составляющая собственно образ символа на экране.
Упрощенная блок-схема видеоадаптера VGA приведена на рисунке 1.9.
┌─────┐ ┌──────┐ ┌─────┐ ┌────┐ канал в/в │ ШнФ │ │видео-│ │ ПЗУ │ ┌──────┐ │ ЦАП│ сигнал ─────────>│ │──┬──>│память│────>│ │──>│Рг сдв│──>│ │──────> │ │ │ │ │ │ │ ┌>└──────┘ │ │ яркости └─────┘ │ └──┬───┘ └──┬──┘ │ ┌─────────>│ │ │ │ряд в строке│ │ │ гаш.курс │ │ │ ┌──┴──┐─────────┘ сдв│ │ ┌──────>└────┘ ┌───────┐ └──>│контр│──────────────┘ │ │ аттр. │ген. ТИ│────>│ ЭЛТ │────────────────┘ │ └───────┘ │ │───────────────────┘ RGB │ │──────────────────────────────────────> │ │ ┌─────────┐ ┌─────┐ КСИ │ │─────>│секвенсор│────>│ ФКИ │─────────> │ │ │ │─┐ └─────┘ └─────┘ └─────────┘ │ ┌─────┐ ССИ └──>│ ФСИ │─────────>
└─────┘
Рисунок 1.9.. Блок-схема видеоадаптера VGA.
На приведенной схеме:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51