Логистические цепи, продуцированные исходным материальным потоком и их композиции, образуют логистическую сеть. Логистической сетью является множество элементов логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам в рамках исследуемой системы.
Назовем логистическим центром обособленное организационно-экономическое подразделение, выполняющее функции координации (интеграции) и высшего управления в системе логистического обслуживания.
Каждой операции или функции соответствуют определенные затраты. При этом важным для решения задач дипломного исследования является понятие общих логистических затрат, к которым мы будем относить всю совокупность затрат, связанных с управлением (оптимизацией) материальными и сопутствующими им потоками в границах системы логистического обслуживания.
Основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток. В сферу интересов логистики также попадают, сопутствующие материальному, информационные и финансовые потоки. В рамках дипломного исследования мы ограничимся в основном изучением материальных потоков. Информационные и финансовые потоки будут рассматриваться в подчиненном плане, как генерируемые исследуемым материальным потоком. Широко распространенным является определение материального потока как «продукции, рассматриваемой в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенной к временному интервалу».
Под материальными ресурсами понимаются предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства.
Незавершенное производство - продукция, не законченная производством в пределах данного предприятия.
Готовая продукция - это продукция, прошедшая производственный цикл на предприятии, полностью укомплектованная, прошедшая технический контроль, сданная на склад готовой продукции или отгруженная потребителю.
Приведенные определения в известном смысле условны. Так, например, сырье, полуфабрикаты могут быть готовой продукцией и, в свою очередь, готовые изделия могут быть материальными ресурсами для других производителей в зависимости от условий производства, обращения и места в рассматриваемой логистической системе.
Особым видом материальных ресурсов является тара и упаковка, играющие важную роль в процессах физического распределения продукции.
Формой существования материальных потоков является движение товара в процессах закупок, производства и сбыта. Поэтому материальный поток можно определить как находящаяся в состоянии движения продукция, к которой применяются действия, связанные с физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.
Если продукция не находится в состоянии движения, то она переходит в запас. Таким образом, материальный поток, рассматриваемый в определенном временном отрезке, является запасом материальных ресурсов, незавершенным производством или готовой продукцией.
Материальные потоки характеризуются определенным набором параметров и могут быть классифицированы по нескольким признакам (рисунок 5):
1. По отношению к логистической системе различают внутренние (не выходящие за пределы логистической системы) потоки и внешние, входные (поступающие в логистическую систему из внешней среды) и выходные (выходящие из логистической системы во внешнюю среду).
2. По отношению к звену логистической системы материальные потоки делятся на входные и выходные.
3. По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые и многопродуктовые.
4. По ассортименту материальные потоки можно разделить на одноассортиментные и многоассортиментные.
5. По характеристикам продукции в процессе транспортировки материальные потоки могут быть классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, габаритные, весовые и физико-химические характеристики груза, способы затаривания, условия транспортировки и др.
6. По степени детерминированности параметров потока различают материальные потоки детерминированные и стохастические. Детерминированным материальным потоком называется поток с полностью известными (детерминированными) параметрами. Если хотя бы один из параметров не известен или является случайной величиной, то материальный поток называется стохастическим.
7. По признаку непрерывности во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К непрерывным материальным потокам относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов или газа, перемещаемые с помощью трубопроводов и др. Большинство материальных потоков являются дискретными во времени.
Материальный поток может быть охарактеризован таким показателем как интенсивность. Под интенсивностью материального потока понимается количество объемных или массовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход логистической в единицу времени. Материальные потоки можно охарактеризовать следующими признаками: номенклатурой продукции, начальными, конечными, промежуточными пунктами и их связями, наличием и величиной запасов в этих пунктах, интенсивностью или количеством продукции, проходящей через пункты в единицу времени, взаимосвязью потоков и так далее. В связи с тем, что организационно-экономическая, управляющая потоками ресурсов, система функционирует на основе бизнеса, она стремится минимизировать затраты на выполнение функций закупки, размещения и реализации продукции.
По результатам проведённых в первой главе исследований можно сделать следующие выводы:
1. Для выбора путей наиболее эффективного использования логистического обслуживания ЗАО ''ИЗОЛ'' рассмотрена эволюция логистического подхода. Объекты, предмет изучения логистики, понятийный аппарат, уточнялись в основном с позиций использования в бизнесе.Показана важность логистического подхода для систем обслуживания клиентов.
2. В связи с неоднозначной трактовкой отечественными и зарубежными исследователями многих основных понятий логистики в дипломе уточнен понятийный аппарат, используемый для описания и исследования логистических систем. В частности, уточнены определения материального потока, логистической цепи, логистического канала, логистической системы, сети, центра.
3. Определена роль логистики в установлении целей и задач обслуживания клиентов фирмы ''ИЗОЛ''.
ГЛАВА 2.
РАЗРАБОТКА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗАО ПТФ ''ИЗОЛ''
2.1. Анализ функционирования системы обслуживания потребителей в ПТФ ‘’ИЗОЛ’’.
Рассмотрим краткую характеристику системы логистического обслуживания ЗАО ПТФ ''ИЗОЛ''.
Фирма акцентирует деятельность своих функциональных подразделений на повышение эффективности обслуживания потребителей. Объектами настоящего исследования являются следующие элементы системы обслуживания клиентов предприятия:
· материальные и финансовые ресурсы;
· предприятия (поставщики и потребители);
· подрядчики и товаропроводящая сеть;
· транспорт;
· складское оборудование и подготовка продукции к производственному потреблению;
· средства связи и телекоммуникаций;
· система послепродажного обслуживания.
· логистический персонал;
Приведенные элементы свидетельствуют о том, что система обслуживания фирмы ''ИЗОЛ'' относится к классу "больших" систем, для которых присущи следующие признаки:
1) наличие выделяемых частей – подсистем или элементов;
2) наличие цели функционирования для каждой подсистемы и возможность оценки эффективности функционирования в зависимости oт управляющих воздействий, приложенных в каждой подсистеме;
3) наличие глобальной цели функционирования всей системы логистического обслуживания в целом и возможность оценки эффективности ее функционирования;
4) иерархическая структура управления системой обслуживания;
5) наличие большого числа информационных связей внутри каждой подсистемы и между подсистемами;
6) разнообразие состояний системы логистического обслуживания, т.е. наличие различных состояний, в которых система может находиться под воздействием факторов внешней и внутренней среды.
Таким образом, фирму ''ИЗОЛ'' мы можем рассматривать как логистическую систему, обладающую эмерджентностью, то есть обладающую наличием свойств, не выводимых из свойств ее элементов. Иными словами, такая система представляет нечто большее и качественно отличное, чем сумма составляющих ее частей.
В целом эмерджентность усложняет условия функционирования любой системы обслуживания и тем самым повышает вероятность риска. Для конкретных субъектов логистического обслуживания свойство эмерджентности может выражаться в наступлении "непредвиденных" и "непрогнозируемых" ситуаций.
По оценке автора, негативное проявление эмерджентности в ПТФ ‘’ИЗОЛ’’ нейтрализуется действием механизма саморегулирования. Механизм саморегулирование в ПТФ ‘’ИЗОЛ’’ возник эмпирически в ходе становления и развития предприятия, так как подразделения возглавлялись специалистами работавшими в оборонном комплексе. Теоретически саморегулирование вытекает из известного в кибернетике положения о том, что чем меньше регламентированы программа и структура объекта управления, тем выше способность его приспособления к реальным условиям[16]. Иными словами, для саморегулируемой системы логистического обслуживания внешние управляющие воздействия деформируют механизм саморегулирования и тем самым ухудшают результаты.
Механизм саморегулирования основан на действии обратной связи между управляемой и управляющей частями системы. Управляющая система фирмы ''ИЗОЛ'' - это, прежде всего менеджеры, принимающие необходимые управленческие решения и зависимости от параметров заказов потребителей и состояния логистического процесса. Эффективность этих решений характеризуется тем, насколько учитывается действие механизма саморегулирования на данный момент времени (рис. 6 ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17