Рефераты. Организация документооборота с помощью "Visual Basic for Application"

Создавая свои отделы и управления автоматизации, предприятия пытались «обустроиться» своими силами. Однако периодические изменения технологий работы и должностных инструкций, сложности, связанные с разными представлениями пользователей об одних и тех же данных, приводили к непрерывным доработкам программных продуктов для удовлетворения все новых и новых пожеланий отдельных работников. Как следствие - и работа программистов, и создаваемые ИС вызывали недовольство руководителей и пользователей системы.

Следующий этап связан с осознанием того факта, что существует потребность в достаточно стандартных программных средствах автоматизации деятельности различных учреждений и предприятий. Из всего спектра проблем разработчики выделили наиболее заметные: автоматизацию ведения бухгалтерского аналитического учета и технологических процессов. Системы начали проектироваться «сверху-вниз», т.е. в предположении, что одна программа должна удовлетворять потребности многих пользователей.

Сама идея использования универсальной программы накладывает существенные ограничения на возможности разработчиков по формированию структуры базы данных, экранных форм, по выбору алгоритмов расчета. Заложенные «сверху» жесткие рамки не дают возможности гибко адаптировать систему к специфике деятельности конкретного предприятия: учесть необходимую глубину аналитического и производственно-технологического учета, включить необходимые процедуры обработки данных, обеспечить интерфейс каждого рабочего места с учетом функций и технологии работы конкретного пользователя. Решение этих задач требует серьезных доработок системы. Таким образом, материальные и временные затраты на внедрение системы и ее доводку под требования заказчика обычно значительно превышают запланированные показатели.

Согласно статистическим данным, собранным Standish Group (США), из 8380 проектов, обследованных в США в 1994 году, неудачными оказались более 30% проектов, общая стоимость которых превышала 80 миллиардов долларов. При этом оказались выполненными в срок лишь 16% от общего числа проектов, а перерасход средств составил 189% от запланированного бюджета.

В то же время, заказчики ИС стали выдвигать все больше требований направленных на обеспечение возможности комплексного использования корпоративных данных в управлении и планировании своей деятельности.

Таким образом, возникла насущная необходимость формирования новой методологии построения ИС.

     

Жизненный цикл ИС

Методология проектирования ИС описывает процесс создания и сопровождения систем в виде жизненного цикла (ЖЦ), ИС, представляет его как некоторую последовательность стадий и выполняемых на них процессов. Для каждого этапа определяются состав и последовательность выполняемых работ, получаемые результаты, мето­ды и средства, необходимые для выполнения работ, роли и ответствен­ность участников и т.д. Такое формальное описание ЖЦ ИС позволяет спланировать и организовать процесс коллективной разработки и обеспе­чить управление этим процессом.

Этапы по общности целей могут объединяться в стадии. Совокупность стадии и этапов, которые проходит ИС в своем развитии от момента принятия решения о создании системы до момента  прекращения ее функционирования, называется жизненным циклом ИС.

 

Модель ЖЦ

Модель жизненного цикла отражает различные состояния системы, начиная с момента возникновения необходимости, в данной ИС заканчивая моментом ее полного выхода из употребления. Модель жизненного цикла - структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения её использования.

В настоящее время известны и используются следующие модели жизненного цикла:

* Каскадная модель (рис. 2.1) предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе.

* Поэтапная модель с промежуточным контролем (рис. 2.2). Разработка ИС ведется итерациями с циклами обратной связи между этапами. Межэтапные корректировки позволяют учитывать реально существующее взаимовлияние результатов разработки на различных этапах; время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки (другое название – итерационная модель).

* Спиральная модель (рис. 2.3). На каждом витке спирали выполняется создание очередной версии продукта, уточняются требования проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка.

 

Рис. 2.1 Каскадная модель ЖЦ ИС


Рис. 2.2. Поэтапная модель с промежуточным контролем

 

Рис. 2.3. Спиральная модель ЖЦ ИС


На практике наибольшее распространение получили две основные модели жизненного цикла:

* каскадная модель (характерна для периода 1970-1985 гг.);

* спиральная модель (характерна для периода после 1986 г.).

В ранних проектах достаточно простых ИС каждое приложение представляло собой единый, функционально и информационно незави­симый блок. Для разработки такого типа приложений эффективным оказался каскадный способ. Каждый этап завершался после полного выпол­нения и документального оформления всех предусмотренных работ.

Можно выделить следующие положительные стороны применения каскадного подхода:

* на каждом этапе формируется законченный набор проектной доку­ментации, отвечающий критериям полноты и согласованности;

* выполняемые в логической последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.

Каскадный подход хорошо зарекомендовал себя при построении относительно простых ИС, когда в самом начале разработки можно дос­таточно точно и полно сформулировать все требования к системе. Основным недостатком этого подхода является то, что реальный процесс созда­ния системы никогда полностью не укладывается в такую жесткую схему, постоянно возникает потребность в возврате к предыдущим этапам и уточнении или пересмотре ранее принятых решений. В результате реаль­ный процесс создания ИС оказывается соответствующим поэтапной модели промежуточным контролем.

Однако и эта схема не позволяет оперативно учитывать возникаю­щие изменения и уточнения требований к системе. Согласование резуль­татов разработки с пользователями производится только в точках, плани­руемых после завершения каждого этапа работ, а общие требования к ИС зафиксированы в виде технического задания на все время ее создания. Та­ким образом, пользователи зачастую получают систему, не удовлетворяю­щую их реальным потребностям.

Другими словами каскадная модель предполагает разработку законченных продуктов на каждом этапе: технического задания, технического проекта, про­граммного продукта и пользовательской документации. Разработанная документация позволяет не только определить требования к продукту следующего этапа, но и определить обязанности сторон, объем работ и сроки, при этом окончательная оценка сроков и стоимости проекта про­изводится на начальных этапах, после завершения обследования. Очевидно, что в больших системах, как правило, требования меняются в ходе реализации проекта, а качество документов оказывается невысоким (тре­бования неполны и/или противоречивы), то в действительности исполь­зование каскадной модели создает лишь иллюзию определенности и на деле увеличивает риски, уменьшая лишь ответственность участников проекта. При формальном подходе менеджер проекта реализует только те требования, которые содержатся в спецификации, опирается на документ, а не на реальные потребности бизнеса.

Итерационная модель. Создание комплексных ИС предполагает проведение увязки проектных решений, получаемых при реализации отдельных задач. Подход к проектированию снизу-вверх обусловливает необходимость таких итерационных возвратов, когда проектные решения по отдельным задачам комплектуются в общие системные решения, и при этом возникает потребность в пересмотре ранее сформулированных требований. Как правило, вследствие большого числа итераций возникают рассогласования в выполненных проектных решениях и документации. Запуганность функциональной и системной архитектуры созданной ИС, трудность в использовании проектной документации вызывают на стадиях внедрения и эксплуатации сразу необходимость перепроектирования всей системы. Длительный жизненный цикл разработки ИС заканчива­ется этапом внедрении, за которым начинается жизненный цикл новой ИС.

Спиральная модель ЖЦ была предложена для преодоления перечисленных проблем. На этапах анализа и проектирования реализуемость тех­нических решений и степень удовлетворения потребностей заказчика про­веряется путем создания прототипов. Каждый виток спирали соответству­ет созданию работоспособного фрагмента или версии системы. Это позво­ляет уточнить требования, цели и характеристики проекта, определить ка­чество разработки, спланировать работы следующего витка спирали. Таким образом, углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта и в результате выбирается обоснованный вариант, который удовлетворяет действительным требованиям заказчика и доводится до реализации.

В спиральной модели ЖЦ используется подход к организации проектирования ИС сверху-вниз, когда сначала определяется состав функциональных подсистем, а затем постановка отдельных задач. Соответственно сначала разрабатываются такие общесистемные вопросы,   как  организация   интегрированной  базы  данных,  технология сбора, передачи и накопления информации, а затем технология решения конкретны задач. В рамках комплексов задач программирования осуществляется по направлению от головных программных модулей к исполняющим отдельные функции. При этом на первый план выходят вопросы взаимодействия интерфейсов программных модулей между собой и с базой данных, а на второй – реализация алгоритмов.

В основе спиральной модели жизненною цикла лежит применение прототипной технологии или RAD-технологии (Rapid Application Development - технологии быстрой разработки приложений). Согласно этой технологии ИС разрабатывается путем расширения программных прототипов, повторяя путь от детализации требований к детализации программного кода. Естествен­но, что при прототипной технологии сокращается число итераций и возникает меньше ошибок и несоответствий, которые необходимо исправлять на последующих итерациях, при этом проектирование ИС осуществляется более быстрыми темпами, упрощается создание проектной документации. Для более точного соответствия проектной документации разработанной ИС все большее значение придается    ведению    общесистемного    репозитария (хранилища) и использованию CASE - технологий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.