Рефераты. Авторские и смежные права в шоу-бизнесе

Подобные исключения, провозглашенные чуть ли не социалистическим принципом авторского права, долгое время не позволяли СССР присоединиться не только к Бернской конвенции, но и даже ко Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года. И лишь «преодолев» этот принцип Россия смогла значительно поднять уровень охраны авторских прав. Конечно, определенные случаи свободного использования произведений остались, причем в ныне действующем законодательстве содержится даже большее число таких случаев. Но отличие прежнего законодательства от нового вовсе не в этом, а в том, что все случаи свободного использования, содержащиеся в новом Законе, сформулированы очень узко и конкретно. К тому же прямо предусмотрено, что никакие иные акты (кроме Закона) не могут вводить новых аналогичных случаев.

А теперь, обратимся к анализу конкретных имущественных правомочий Автора.

1. Право на воспроизведение.

Воспроизведение является исторически первым имущественным правомочием. Известно, что авторское право возникло именно как право на изготовление копий книг, а сам термин “copyright” буквально переводится как «право копирования» или «право на воспроизведение». Бернская конвенция первоначально также основывалась на этом правомочии. И лишь постепенно развитие технических средств привело к появлению и признанию других авторских прав.

Право на воспроизведение означает повторное придание произведению объективной формы, доступной для восприятия третьих лиц. Вопрос о том, ограничивается ли воспроизведение размножением материальных носителей, в которых произведение выражено, или оно связано с любым повторным доведением произведения до сведения неопределенного круга лиц долгое время был предметом научных дискуссий. В Основах гражданского законодательства 1991 года (ст. 135) сделан выбор в пользу широкой трактовки понятия воспроизведение, которое, могло осуществляться любым способом (путем издания, публичного исполнения, передачи в эфир и т.п.)

В новом авторском законодательстве понятие воспроизведения несколько сузилось и было сведено к изготовлению одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме (ст. 4 Закона). Иные способы использования произведения, не связанные с его повторной фиксацией на материальном носителе, рассматриваются Законом «в качестве особых правомочий автора, лежащих за рамками воспроизведения».

Действующее законодательство однако не перечисляет конкретных способов воспроизведения, ибо им признается любая повторная фиксация произведения на материальном носителе. В ст.4 Закона лишь отмечено особым образом, что воспроизведением, является изготовление экземпляров произведения в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения. Запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением. При этом достаточно, если экземпляр произведения воспринимается органами чувств человека косвенно (например, изготовление матрицы для печати или негатива, также является воспроизведением). Использованная технология (печать, фотокопия, рукопись ) и шрифт ( обычный, азбука Брайля, нотные знаки) не имеют значения.

Одной из разновидностей воспроизведения является репродуцирование, означающее факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание. Репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение копий произведения в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме (ст. 4 Закона).

Законодательное закрепление данного вида репрографического воспроизведения обусловлено тем, что современные технические средства позволяют получить копию произведения по цене и качеству значительно превосходящую оригинал. Законом определены пределы осуществления репродуцирования произведений третьими лицами.

Согласно ст. 20 Закона использование произведений путем репродуцирования допускается без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

В качестве субъектов, имеющих право на такое использование, Законом определены библиотеки и архивы. Цель реализации данного права - восстановление, замена утраченных или испорченных экземпляров произведения и предоставление их другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов.

Цели реализации права для двух других групп субъектов - физических лиц (при посредничестве библиотек и архивов) и образовательных учреждений - иные: для первых - учебные и исследовательские работы, для вторых - проведение аудиторных занятий.

В отличие от библиотек и архивов, которые могут воспроизводить произведения любого объема полностью, для физических лиц и образовательных учреждений объектами использования могут являться отдельные статьи и малообъемные произведения, правомерно опубликованные в сборниках, газетах и других периодических изданиях; короткие отрывки из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций).

2. Право на распространение.

Традиционно право на распространение рассматривалось большинством ученых как право пускать в гражданский оборот экземпляры произведения, размноженные на основе принадлежащего автору права на воспроизведение. В таком понимании право на распространение относится лишь к произведениям, зафиксированным на материальном носителе. Публичное исполнение или публичный показ произведения, вопреки утверждению некоторых юристов, не рассматривается как его распространение.

По мнению иных специалистов, объектом распространения могли быть не только размноженные копии произведения, но и сам его оригинал, что подтверждалось ссылкой на законодательство тех стран, которым было известно право следования. Однако ныне действующий закон (ст. 16, п.2), определяя право на распространение предполагает наличие экземпляров произведения, т.е. его копий, изготовленных в любой материальной форме, которые вводятся в гражданский оборот. Произведения, существующие только в одном экземпляре, не являются объектом распространения.

Право на распространение не связано с пуском в гражданский оборот такого количества экземпляров произведения, которое бы удовлетворяло разумным потребностям публики. Этим оно отличается от рассмотренного выше права на опубликование произведения.

В числе конкретных способов распространения произведения, Закон (ст. 4) называет лишь наиболее типичные из них - продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача в прокат (внаем) - это предоставление экземпляра произведения во временное пользование с целью «извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды». Однако получение платы за передачу копии произведения в собственность или во временное пользование не является обязательным признаком распространения. Экземпляры произведения могут быть введены в гражданский оборот и посредством бесплатного распространения (дарения), мены и других подобных действий.

Важные дополнительные нормы в отношении данного правомочия содержатся в п.З ст. 16 Закона. Во-первых, экземпляры правомерно обнародованного произведения, введенные в гражданский оборот посредством их продажи, могут распространяться в дальнейшем без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (принцип «исчерпания авторских прав»). Таким образом, закон ограничивает лишь первичное распространение экземпляров произведения, тогда как последующая их реализация должна быть свободной.

Во-вторых, право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат сохраняется за автором, независимо от того, кому принадлежит право собственности на эти экземпляры. Последнее указание сформулировано не совсем ясно: право на распространение экземпляров путем проката для исключения сомнений можно рекомендовать формулировать в соглашениях особым образом.

Процесс распространения следует отличать от воспроизведения. Так, произведение может распространяться не на той территории, где оно было воспроизведено; не тем лицом, которое осуществляло воспроизведение; в иное время, отличное от времени воспроизведения. Таким образом, право на распространение является самостоятельным способом использования произведения.

3. Право на импорт.

В целях распространения произведения автор вправе импортировать его экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (Ст. 16, п.2 Закона). При этом под импортом понимается пересечением товаром (экземплярами произведения) государственной границы Российской Федерации; его последующее растаможивание значения не имеет .

Объектом данного права могут быть только произведения, зафиксированные на материальном носителе. Право импорта, не распространяется, в частности, на прием зарубежных радио- и телепрограмм.

Право импорта тесно связано с правомочием автора на распространение произведения и в значительной мере является его конкретизацией. Осуществляя контроль за импортом своего произведения автор может пресечь нарушение права на распространение уже на стадии его подготовки2. Он, однако, не вправе запретить импорт экземпляров, не предназначенных для дальнейшего распространения (например, ввоз с целью удовлетворения личных потребностей).

4. Право на публичный показ

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности (ст.4 Закона).

В прежнем советском законодательстве данное правомочие распространялось только на неопубликованные произведения (ст. 476, 513 ГК РСФСР 1964 г.). Вопрос о том, может ли право публичного показа быть практически реализовано в отношении обнародованных произведений является спорным и в настоящее время. С одной стороны ныне действующий закон не связывает его осуществление с первым доведением произведения до сведения публики.

Другой характерной чертой рассматриваемого права является признак публичности, означающий, что показ произведения должен происходить в месте, открытом для посещения. Демонстрация произведения узкому кругу специалистов, близким друзьям или членам семьи не является публичным показом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.