Рефераты. Авторские и смежные права в шоу-бизнесе

Юридические препятствия для участия России в Бернской конвенции были устранены еще с принятием Закона «Об авторском праве и смежных правах» 1993 года. Поэтому в ноябре 1994 года Правительство России приняло решение о присоединении к данному соглашению, которое вступило в силу 13 марта 1995 года.

Значение этого события как для самой России, так и для Бернского союза в целом, довольно трудно переоценить. Как указал Генеральный директор ВОИС А.Богш, Бернский союз нуждается в том, чтобы Российская Федерация находилась среди его членов. Присоединение России к Бернской конвенции поможет Бернскому союзу стать тем, чем он всегда хотел стать, - подлинным общемировым союзом по защите авторских прав. В свою очередь, членство России в Бернском союзе является важнейшим условием активного участия страны в международном культурном, научном и экономическом сотрудничестве.

Бернская конвенция действует для России «с обратной силой» и, следовательно, применяется ко всем произведениям, которые к моменту вступления ее в силу еще не стали общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны.

В практическом плане это означает, что если произведение российского автора, например создателя номеров шоу-программ, исполнителей и т.д., еще продолжает охраняться в России, то хотя бы оно и было выпущено в свет до 13 марта 1995 г., с даты присоединения России к Бернской конвенции оно стало охраняться во всех странах Бернского Союза. Соответственно количество охраняемых иностранных произведений в России также увеличится.

В результате прекращения существования СССР не стало единой, действовавшей во всех входивших в его состав государствах системы авторских прав. В каждом из этих государств действует теперь свое законодательство об авторском праве. В сложившейся ситуации назрела необходимость в создании общей нормативно-правовой базы, обеспечивающей единый подход стран-участниц СНГ в урегулировании вопросов, связанных с защитой авторских прав. Решению данной проблемы призвано служить Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, подписанное 24 сентября 1993 года большинством государств, ранее входивших в бывший Союз ССР (Республики Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина).

Государства - участники Соглашения приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия СССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.). Как известно, данная конвенция вступила в силу для бывшего СССР с 27 мая 1973 года, и каждое из государств-участников соглашения считает себя связанным ее положениями именно с этой даты.

В отношениях между собой государства - участники подтвердили свое намерение руководствоваться положениями Всемирной конвенции об авторском праве. Конвенция действует для стран - участниц с обратной силой, т.е. применяется к произведениям как созданным после 27 мая 1973 г., так и охранявшимся на территории государств до этой даты. Охрана произведений авторов - иностранцев строится на принципе национального режима.

Срок действия авторских прав устанавливается законодательством государства, где испрашивается защита. Этот срок, однако, может быть уменьшен, если в другом соответствующем государстве применяется более короткий срок охраны, т.е. действует правило «сравнения сроков».

Соглашение содержит положения (ст. 3), относящиеся к законопроектной и правоприменительной деятельности. Законы, принимаемые в каждой из стран должны обеспечивать защиту авторских и смежных прав на уровне требований Бернской конвенции, Женевской конвенции об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, а также Римской конвенции об охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм, организации телерадиовещания.

Соглашение направлено на проведение совместной работы по борьбе с незаконным использованием авторских и прав. Оно содержит обязательство способствовать созданию и функционированию национальных авторско-правовых обществ в сфере управления авторскими правами на коллективной основе и заключению соглашений о сотрудничестве между ними (ст.5).

Существует также необходимость в разработке норм об избежании двойного налогообложения авторских гонораров и по другим вопросам, связанным со сбором и выплатой авторского вознаграждения. В этой связи, странами-участниками СНГ было выдвинуто предложение о создании специального межгосударственного комитета, одной из функций которого будет координация указанных действий. Возможно, такой комитет будет создан непосредственно самими организациями стран Содружества по авторскому праву.

С тем, чтобы способствовать дальнейшему развитию взаимоотношений в области культуры и искусства, страны СНГ заключили еще один договор, а именно - Соглашение о сотрудничестве в области кинематографии. Соглашение было подписано 10 февраля 1995 года всеми странами, входящими в состав СНГ.

В ст. I соглашения сказано, что государственная политика стран СНГ в области кинематографии будет строиться на следующих принципах: ответственности государства за сохранение, поддержку и развитие национальной кинематографии; признания кинематографии специфической областью культуры; создания условий, делающих произведения национального киноискусства доступными для широких слоев населения; свободы творчества и содействия предпринимательству; соблюдения международных договоров. Государствами будут приложены необходимые усилия для поддержки и развития киноискусства, в том числе путем предоставления в законодательном порядке налоговых и иных льгот для предприятий и организаций, создающих, прокатывающих и осуществляющих публичный показ фильмов. Для нашего исследования это актуально, так как огромное количество шоу-номеров, песенных произведений и т.д. активно используется кинематографией.

В вопросах защиты авторских прав государства обязались руководствоваться принципами, закрепленными в Бернской и Всемирной конвенциях, а также соглашениями о защите авторских прав, заключенными в рамках СНГ.

Предусматривается сотрудничество между национальными кинематографическими организациями в производстве, прокате и публичном показе фильмов, а также в области оказания взаимных производственных и творческих услуг.

Обеспечивается свободное перемещение через границы государств-участников товаров, необходимых для осуществления производства и проката кино- и видеофильмов. Такие товары освобождаются от взимания налоговых платежей при наличии подтверждения их назначения, выданного уполномоченным государственным органом управления кинематографией для предъявления при пересечении таможенных границ.

Соглашение заключено сроком на три года. В случае, если ни одна из стран СНГ не заявит о своем намерении выйти за 6 месяцев до истечения очередного срока действия соглашения, оно будет продлено автоматически на следующие три года.

Соглашением не исключается возможность заключения странами СНГ иных двусторонних и многосторонних договоров в области кинематографии.

Таким образом, условия для преодоления территориальной разобщенности в области охраны авторских прав уже созданы. Рассмотренные выше соглашения предполагают, что даже при единстве охраны, ее содержание в большей мере определяется материальными нормами национального законодательства (требования,

предъявляемые для предоставления охраны, содержание правомочий и их ограничение, ответственность за нарушение авторских прав и т.п.). Весьма актуальной видится разработка двусторонних соглашений по отдельным вопросам правового регулирования в рассматриваемой сфере общественных отношений.

В целях дальнейшей унификации институтов правовой охраны рекомендуется разработка и принятие модельного закона об авторском праве для стран СНГ.

Перспективы развития международного сотрудничества в области охраны авторских прав.

Стремительно развивающаяся технология требует и будет требовать в дальнейшем реформирования законов в области авторских прав, как на международном, так и на национальном уровнях.

В ближайшем будущем ожидается принятие Протокола к Бернской конвенции, целью которого является модернизация объема минимальной защиты авторских прав в международных масштабах.

Основной недостаток действующих международных соглашений об авторском праве видится в отсутствии эффективного механизма применения их положений. В случае, если страна-участница конвенции обвиняет другую в несоблюдении конвенционных норм или неверном толковании ее положений, единственным средством является передача спора для разрешения в Международный суд в Гааге (ст.33 Бернской конвенции). Данное требование было обязательным в соответствии с Брюссельским актом 1948 г. (ст.27 bis). Однако во время Стокгольмской конференции оно подверглось существенным изменениям, которые были подтверждены при Парижском пересмотре в 1971 г. Отныне любая страна вправе заявить, что она не считает себя связанной положением ст. 33 (п.1) Конвенции. Вместе с тем, процедура, предусмотренная Конвенцией является довольно продолжительной и дорогостоящей и до сих пор к ней никогда не прибегали. Кроме того, она не может быть использована частными лицами.

В этой связи весьма актуальной представляется разработка Соглашения по разрешению межгосударственных споров в области интеллектуальной собственности. Также намечается работа по упрощению процедуры посредничества и арбитража по делам, связанным с авторскими правами.

Одновременно ведется поиск других путей совершенствования международного законодательства в рассматриваемой сфере. Одним из наиболее перспективных в этом направлении является метод, названный Рикетсоном «управляемым развитием». Он предлагает разрешение проблем за счет совершенствования международной практики в достаточно устойчивом направлении по достижения консенсуса, который бы позволил в процессе проведения в будущем конференций по пересмотру положений включать в конвенцию новые пункты, которые будут лишь декларировать то, что уже широко применяется в международной практике.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) сделала решительную заявку на управление процессом. Она инициировала ряд важных исследований по масштабным новым направлениям, таким как репрография, кабельное телевидение, частное копирование, компьютерное программное обеспечение, прокат и представление фоно- и видеоматериалов и спутниковые передающие системы. За этими проектами последовали дальнейшие серии исследований по восьми категориям продукции в 1986-1987 гг.: печатной продукции, аудиовизуальной продукции, фонограммам, визуальному искусству, архитектуре, прикладному искусству, драматическому, хореографическому и музыкальному искусству. Генеральный директор ВОИС назвал это переоценкой, переучетом и дальнейшим планированием практически всего спектра авторских прав».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.