Рефераты. Авторские и смежные права в шоу-бизнесе

Будучи абсолютным, право авторства выступает как элемент гражданского правоотношения, которому корреспондирует обязанность всех и каждого воздерживаться от его нарушения. Поэтому его защита должна осуществляться независимо от степени виновности нарушителя, достаточен уже сам факт нарушения. Вот одно из характерных дел. В 1944 году К., находящаяся в местах заключения, направила свой текст песни в редакцию журнала «Советская милиция», но его не опубликовали. В 1977 году К. обнаружила, что ее текст песни используется ансамблем Советской армии

К. обратилась в суд, требуя признать ее автором этого песенного произведения и выплатить ей гонорар за использование. Суд, проверив обстоятельства создания произведения, с помощью экспертизы убедился, что текст песни, обнаруженный в архиве начальника лагеря, в котором сидела К. и, видимо, присланный ему на разрешительную рецензию, не принадлежит перу начальника лагеря , в 1981 вынес решение о признании К. автором и обязал бывшего начальника лагеря выплатить ей вознаграждение за незаконное использование.

В судебной практике нередко встречаются требования, направленные на отрицание авторства. Так, трое научных работников потребовали исключить их из числа десяти соавторов опубликованной научной статьи на том основании, что они своего согласия на соавторство не давали, с изложением фактического материала и с некоторыми концепциями, содержащимися в статье, они не согласны. Отказ в удовлетворении подобной претензии может расцениваться как нарушение права авторства.

Право авторства на одно произведение литературы, науки и искусства может быть результатом деятельности двух или нескольких лиц. Возникают отношения соавторства, которые регулируются ст. 10 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». В соответствии с ней авторское право на коллективные произведения принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно целое или состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. Если отдельная часть может быть использована независимо от других, то она признается имеющей самостоятельное значение. Каждый из соавторов имеет право использовать созданную им часть, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению (если только иное не указано в соглашении).

В Законе также оговорены случаи, когда произведение образует неразрывное целое, и ни один из соавторов «не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения».

Наконец, завершая характеристику данного правомочия, нельзя не отметить, что оно может принадлежать только действительному создателю произведения, является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по договору или наследству. Однако наследники автора вправе осуществлять защиту указанного правомочия (статья 29 Закона). В случае присвоения авторства умершего автора третьим лицом они могут возбудить иск о его признании. Кроме того, наследники должны быть привлечены к рассмотрению любого спора, касающегося авторства умершего лица.

2. Право на авторское имя.

На основании Закона (ст. 15, п.1) автор имеет право «использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом, либо без обозначения имени, т.е. анонимно».

В случае отсутствия особых указаний произведение обозначается фамилией, именем и отчеством автора, либо его фамилией и инициалами. Если автор требует изменить их обозначение, такие его требования должны быть выполнены, ибо они являются проявлением права автора на псевдоним.

Выпуск в свет произведения под условным именем встречается нередко. Многие российские и зарубежные деятели шоу-искусства (Мадонна, Вера Сердючка) приобрели известность под своими вымышленными именами. Так, Чехов и Некрасов выступали в своих ранних произведениях под множеством псевдонимов.

Действительно, у автора могут быть весьма уважительные причины использования псевдонима, в частности, неблагозвучность его подлинной фамилии, ее совпадение с фамилией другого автора, служебное положение автора. Иногда это намерение вызвано нежеланием автора публиковать под своим именем произведение, не характерное для его творчества.

Право на псевдоним может быть ограничено в судебном порядке, если пользование этим правом нарушает интересы граждан, организаций или общества в целом. Так, если автор подписывается псевдонимом, совпадающим с именем другого автора, псевдонимом, производным от именования организации, или именем известного общественного деятеля, то по иску заинтересованных лиц суд вправе запретить пользование таким псевдонимом.

Право на авторское имя может быть реализовано путем опубликования произведения без указания имени создателя, т.е. анонимно. В данном случае воля автора направлена на то, чтобы не связывать созданное им произведение со своим именем. Иногда имя автора не указывается в связи со сложившимся порядком опубликования тех или иных произведений, например, статей в газетах и журналах, а также в и словарях справочниках. В этом случае гражданское имя автора должно быть известно издательству, в частности, для того, чтобы оно могло составить правильное мнение о возможностях автора создать произведение, представляющее собой определенную ценность. Кроме того, издательство не может платить гонорар анониму или лицу, которое ему неизвестно. Поэтому в заключенном с автором договоре указывается его подлинное имя, а в скобках - псевдоним .

Если личность автора, опубликовавшего свое произведение анонимно или под псевдонимом, находится под сомнением, то издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителем автора в соответствии с законом. В этом качестве он имеет право защитить права автора и обеспечивать их исполнение. В Законе обозначено, что такое положение действует до тех пор, «пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве на произведение»(ст.9, п.З).

Имя автора должно обозначаться и при издании произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания (ст. 14 Закона).

Если произведение создано несколькими авторами, то их фамилии приводятся в последовательности, принятой соавторами. В случае разногласия соавторов по этому поводу издательство излагает их фамилии в алфавитном порядке. При переводе книги на русский язык имена и фамилии авторов приводятся в русской транскрипции. Кроме того, имена и фамилии иностранных авторов указываются и на языке оригинала на обороте титульного листа или в издательско-регистрационных сведениях. Имя автора должно также указываться и на работах, выпускаемых от имени научно-исследовательских институтов, вузов и организаций.

Псевдоним или имя автора, если произведение выпускается анонимно, могут быть раскрыты при жизни автора лишь с его согласии, либо по требованию судебно-следовательских органов.

В юридической литературе право на имя нередко смешивают с правом авторства, считая его одним из элементов последнего. Так, МБ. Гордон пишет: «Право на авторское имя иногда обозначают еще как право на авторство. Этим общим обозначением отличают правомочия автора, связанные с возможностью именовать себя автором произведения ... требовать, чтобы иные лица при использовании и распространении данного произведения обозначали произведение как принадлежащее именно данному лицу». Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц выделяли в праве на имя два правомочия: право избирать способ обозначения автора при выпуске произведения в свет, при воспроизведении и распространении произведения и право именоваться автором произведения во всех случаях использования произведения другими лицами, причем второе из названных правомочий переходит в право авторства. Оба правомочия, по их мнению составляют суть одного и того же права, которое может быть названо как право избирать способ обозначения авторства, право на имя.

Большинство специалистов полагают, что правомочия авторства и на авторское имя не совпадают между собой по объему и содержанию. В частности, это подтверждается тем, что нарушение права на имя не всегда сопровождается нарушением права авторства, например, при искажении имени (псевдонима) автора. В отличие от права авторства, отражающего объективный факт и не зависящего от публикации произведения, право на имя устанавливается односторонним волеизъявлением автора и реализуется при использовании произведения.

Таким образом, право на авторство и право на авторское имя являются самостоятельными личными правами автора. Тем не менее они взаимосвязаны между собой. Без права на авторство немыслимо право на авторское имя. Кроме того, в содержание права авторства может быть включено правомочие автора требовать, чтобы при использовании произведения упоминалось его подлинное имя.

Также, как и право на авторство, право на авторское имя охраняется бессрочно. Наследники не вправе избирать новый способ обозначения имени автора произведения. Так, если при жизни автора оно было опубликовано под псевдонимом или анонимно, они имеют право требовать такого же их указания и в случае дальнейшего использования произведения.

3. Право на обнародование.

Само понятие «обнародование произведения» является новым для российского законодательства. Оно используется в законе наряду с привычным и устоявшимся определением «опубликование произведения». В то же время, это два разных понятия. Согласно Закону, обнародованием признаётся действие, осуществляемое с согласия автора, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путём его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или каким бы то ни было иным способом.

Опубликование как один из способов обнародования произведения означает выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения, фонограммы (ст. 4 Закона).

Весьма спорно, однако, что данное правомочие является личным неимущественным правом. Несмотря на то, что право на опубликование не названо в числе имущественных прав автора, перечисленных в статье 16 Закона об авторских правах, в статье 4, при определении права на обнародование, оно указывается наряду с другими исключительными правами на использование произведения (право публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир). Также в пунктах 4 и 5 статьи 19 Закона это право прямо признается за авторами отдельных видов произведений.

Право на обнародование, напротив, имеет неимущественный характер и является неотъемлемым. Указанное правомочие означает право автора на принятие решения о готовности произведения для выпуска в свет (публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир). Когда же автор принял такое решение, он переходит к использованию права на опубликование. Иначе говоря, он заключает договор на издание своего произведения, что, в свою очередь, связано с получением имущественной выгоды. Следовательно, реализация данного права приводит к возникновению договорных отношений имущественного характера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.