Рефераты. Административное право

Наиболее суровые санкции гл. 5 КоАП - исправительные работы и административный арест на срок до 15 суток предусмотрены ст. 44 КоАП "Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача". Следует учитывать приведенные далее особенности данного состава административного проступка.

1. Диспозиция ст. 44 воспроизводит лишь отдельные стороны правонарушения, указанного в заголовке; в частности, о потреблении наркотических средств как квалифицирующем признаке административного проступка в ч. 1 ст. 44 и в примечании к этой статье не упоминается. В отличие от рассматриваемого случая все другие составы правонарушений, перечисленные в КоАП, дословно воспроизводят наименование соответствующей статьи либо определяют дополнительные признаки правонарушения, отсутствующие в ее заголовке.

2. Под наркотическими веществами понимаются способные оказать неблагоприятное воздействие на психику человека растительные или синтетические средства, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ, определяемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве РФ, а также компоненты, используемые при их производстве, изготовлении и переработке.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (далее - ВСНД и ВС РФ). 1992. № 10. Ст. 457.

Таким образом, к наркотикам относятся и психотропные вещества, воздействующие на психику и мотивацию поведения человека и применяемые обычно при лечении психически больных. Список психотропных средств, определенный Конвенцией о психотропных веществах 1971 г., соответствует правовым критериям их квалификации. Этот список ведется Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве РФ. По состоянию на июнь 1997 г. он насчитывал 13 наименований психотропных веществ (кетамин, аминорекс, амобарбитал и проч.) и 59 наименований наркотических средств (смола каннабиса, гашиш, марихуана, различные виды опия, маковая соломка, морфин, кодеин, героин и т.п.).

3. Под незаконностью приобретения или хранения наркотических средств в небольших размерах следует понимать нарушение установленного Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - ФЗ от 8 января 1998 г.) порядка оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров1. К составу административного проступка, предусмотренного ст. 44 КоАП, относятся только отдельные разновидности оборота наркотических веществ, не представляющие значительной общественной опасности. Другие разновидности оборота наркотиков, например, изготовление или сбыт наркотических средств, квалифицируются в качестве преступления (ст. 228 УК). При отсутствии количественных показателей наркотических средств, указанных в ч. 1 ст. 44, правонарушение может содержать признаки состава преступления, предусмотренного ст. 228 УК. При отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических веществ и психотропных средств необходимо руководствоваться заключениями Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздраве РФ, а также данными экспертов.

Порядок оборота наркотиков представляет собой совокупность методов государственного регулирования, несоблюдение которых может повлечь за собой административные или уголовные санкции (ст. 44 КоАП, ст. 228 УК). Такие методы предусматривают следующее.

1. Введение государственной монополии на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотиков (культивирование растений, ввоз и вывоз наркотических средств и др.). Государственная монополия означает ограничение правомочий субъектов частного права, а также введение особых форм контроля и надзора. В частности, изготовление сильнодействующих наркотических средств или психотропных веществ, а также внешнеторговая деятельность в этой сфере осуществляются только государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями.

Негосударственные юридические лица вправе производить и изготовлять только психотропные вещества, употребление которых не представляет значительной общественной опасности. В отношении этих препаратов Правительство РФ устанавливает льготный режим контроля.

2. Лицензирование всех видов деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в том числе приобретения и хранения, упомянутых в ст. 44 КоАП), осуществляется на основе Федерального закона от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" (ст. 9 - 13) и Федерального закона от 25 сентября 1998 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее- Закон о лицензировании) (ст. 17). В случае коллизий применения норм, установленных вышеназванными законами, применяются предписания ФЗ от 8 января 1998 г., поскольку действие базового закона о лицензировании не распространяется на лицензионные отношения, возникшие до его вступления в силу (п. 3 ст. 19 Закона о лицензировании).

3. Введение государственных квот (количественных ограничений) на культивирование растений, содержащих наркотические вещества или представляющих собой исходное сырье для изготовления наркотических средств.

4. Введение особого порядка разработки новых наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающего осуществление этой деятельности на основе госзаказа государственными научно-исследовательскими учреждениями.

Вред, причиняемый здоровью человека, обусловлен спецификой производства наркотических средств, дозой и средой их потребления, индивидуальными особенностями организма к их привыканию, токсичностью их воздействия.

Перечень наркотических средств определяется Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве РФ, который в своих рекомендациях определяет размер приобретаемых или хранящихся наркотических средств.

Субъективная сторона данных правонарушений предполагает наличие вины в форме прямого или косвенного умысла.

Примечание к ст. 44 предусматривает редко употребляемую в КоАП практику освобождения от административной ответственности несмотря на наличие состава административного проступка. Такая возможность допускается в случае добровольной сдачи правонарушителем приобретенных или хранимых им наркотических веществ. Общественная опасность рассматриваемого правонарушения характеризуется не только причинением вреда здоровью граждан -- незаконный оборот наркотиков наносит ощутимый ущерб общегосударственным интересам. Приобретение, хранение, потребление наркотиков отрицательно сказывается на динамике преступности; асоциальные элементы, дейст-вуюдцие в этой сфере, часто привлекают к совершению правонарушения других лиц, что отягчает ответственность. Повышенная смертность наркоманов негативно сказывается на демографических показателях и неблагоприятно воздействует на национальную безопасность.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 45 КоАП (сокрытие источника заражения венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения), являются общественные отношения в сферах частноправовых и государственных интересов. Эпидемия или пандемия при распространении венерических болезней, которые могут быть следствием и рассматриваемых проступков, сказываются не только на здоровье отдельных граждан, но и на санитарно-эпидемиологическом благополучии всего населения. Употребление названия "венерические болезни" (morbus venerus) было впервые введено в обиход в 1527 г. Жаком де Бетанкуром, он связывал их распространение с результатом служения культу Венеры (ex Venere).

По смыслу ст. 45 КоАП к венерическим болезням относятся и ВИЧ-инфекция. Однако УК отграничивает категорию ВИЧ-инфицированных. КоАП определяет обязанность инфицированных лиц сообщать все известные сведения об источнике заражения и последующих контактах, содействующих распространению инфекционного заболевания. Правонарушитель должен осознавать, что сокрытие соответствующих данных создает опасность распространения болезни. Сокрытие источника заражения, повлекшее тяжкие последствия - инфицирование венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией другого лица, квалифицируется как преступление (ст. 121, 122 УК). Правонарушение, предусмотренное ст. 45 КоАП, характеризуется умышленной виной - лицо знает наличии у него венерического заболевания и осознает степень вреда, который может быть причинен сокрытием информации об источнике инфицирования. Лица, имевшие контакты с инфицированными больными, подлежат административной ответственности лишь в том случае, если они были осведомлены органом здравоохранения о наличии венерического заболевания и продолжали асоциальные действия, создающие опасность распространения инфекции.

Основные функции и принципы органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти - организация, которая является частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, наделена правом осуществлять руководство и выступать по поручению государства.

Признаки органов исполнительной власти:

Наличие административной правоспособности и дееспособности (возникают с момента образования, прекращается с моментом упразднения).

Порядок образования, деятельности и компетенция закреплены в соответствующих законах.

Осуществляют организационно-распорядительную деятельность.

Образуются и подотчётные вышестоящим органам.

Органы исполнительной власти делятся:

В соответствии с федеративным государственным устройством на федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов.

По характеру компетенции на органы общей и специальной компетенции (осуществляют отраслевое, межотраслевое и смешанное управление)

В соответствии с организационно-правовой формой на правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и т.д.

По порядку разрешения подведомственных вопросов на единоначальные и коллегиальные.

Адм. Ответственность за адм. правонарушения в области торговли и финансов

Административная ответственность в области торговли установлена в главе 12 КоАП "Административные правонарушения в области торговли, общественного питания, сфере услуг, в области финансов и предпринимательской деятельности".

В рассматриваемой области административная ответственность предусмотрена за: нарушение правил торговли и оказания услуг работниками торговли, общественного питания и сферы услуг, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью (ст. 155); нарушение порядка проведения расчетов с потребителями (ст. 155'); нарушение правил торговли алкогольными напитками и табачными изделиями (ст. 156); нарушение законодательства о защите прав потребителей (ст. 156'); мелкую спекуляцию (ст. 157); скупку в государственных или кооперативных магазинах хлеба и других пищевых продуктов для скармливания скоту и птице (ст. 158); нарушение правил торговли на колхозных рынках (ст. 159); торговлю с рук в неустановленных местах (ст. 160); незаконную торговую деятельность (ст. 160-2); нарушение правил о валютных операциях (ст. 162).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.